Современный этап развития человечества. Опасность расизма. Белый и черный расизм. Что это? Расизм в современном мире вывод

Расизм - это серьезная проблема, нависшая над Россией. Только за первые три месяца 2015 года было зафиксировано 22 случая возникновения конфликтов на почве национальной неприязни. Впоследствии в больнице оказалось более десятка людей, двое из которых, к сожалению, погибли. Поэтому проблема расизма в России является актуальной и требует урегулирования со стороны властей.

Но что такое расизм? Ведь, несмотря на то что многие знакомы с этим понятием, все же остается место для некоторых вопросов. Например, что лежит в его основе? Кто является разжигателем ненависти между народами? И, естественно, как с ним бороться?

«… и брат, возненавидел брата»

Расизм - это особый взгляд на положение вещей в мире. В некотором роде это мировоззрение со своими канонами и особенностями. Основная идея расизма заключается в том, что одни нации стоят на ступень выше, нежели другие. В качестве инструментов деления на высшие и низшие классы выступают этнические признаки: цвет кожи, форма глаз, черты лица и даже язык, на котором говорит человек.

Еще одной важной чертой расизма является то, что доминантная нация имеет больше прав на существование, нежели все остальные. Более того, она может унижать и даже уничтожать другие расы. Расизм не видит в низших сословиях людей, а значит и жалости к ним быть не может.

Подобное отношение приводит к тому, что даже братские народы начинают враждовать. И причиной тому - различие в цвете кожи или традициях.

Зарождение расизма в России

Так почему же проблема расового неравноправия так остро стоит в России? Вся соль в том, что эта великая страна является многонациональной, следовательно существует хорошая почва для возникновения расизма. Если взять среднестатистический мегаполис, то в нем можно найти людей любой национальности, будь то казахи или молдаване.

Многим «истинным» россиянам не нравится такой порядок вещей, ведь по их мнению, чужакам здесь не место. И если одни ограничиваются словесным недовольством, то иные могут прибегнуть к силе.

Но следует заметить, что подобное отношение к приезжим не является повсеместным. Более того, большинство людей спокойно воспринимает многонациональность России, проявляя толерантность и гуманность к своим соседям.

Причины возникновения расизма в РФ

Какие же основные причины того, что расизм в России процветает? Что же, оснований для этого много, поэтому разберем их по очередности.

Во-первых, растущая численность «гастарбайтеров» из других стран. Может показаться, что в подобном явлении нет ничего плохого. Но проблема в том, что многие приезжие работники берут за свои услуги намного меньше, нежели русские. Подобный демпинг на цены приводит к тому, что коренным жителям приходится сильно изощряться, дабы составить конкуренцию.

Во-вторых, некоторые гости совершенно не умеют себя вести. Подтверждением тому могут стать выпуски новостей, где рассказывают о том, что группа кавказцев или дагестанцев избила подростков.

В-третьих, не все приезжие из-за рубежа зарабатывают на хлеб честным путем. Ведь согласно статистическим данным, многие наркотические притоны и точки контролируются гостями из других стран.

Все это вызывает агрессию со стороны русского населения и со временем перерастает в националистическое движение.

В чем разница между национализмом и расизмом?

Нельзя говорить о том, что такое расизм в России, не упомянув о национализме. Ведь несмотря на все их схожие черты, это совершенно разные понятия.

Так, если расизм - это ярая ненависть к другим расам, то национализм - это, скорее, мировоззрение, направленное на защиту собственного народа. Националист любит свою страну и свой народ, поэтому стоит на его страже. Если другие расы не угрожают его ценностям, ведут себя прилежно и по-братски, то и агрессии в их сторону не будет.

Расисту все равно, что сделали или чего не сделали низшие народы - он их будет ненавидеть. Ведь они не такие, как он, а значит, неровня ему.

Проявления расизма в России

Расизм - это чума, и стоит заболеть одному, как вскоре целая толпа зараженных этой идеей будет бродить по городу. Словно дикие волки в ночном лесу, они будут ловить одиноких жертв, притесняя и запугивая их.

Теперь касательно того, как проявляется расизм в России. Изначально агрессивно настроенная часть населения выражает свои претензии в устной или письменной форме. Заметить это можно как в частных разговорах обычных людей, так и в выступлениях некоторых звезд, политиков и шоуменов. Также существует огромное количество интернет-сообществ, блогов и сайтов, пропагандирующих расизм. На их страницах можно найти агитационный материал, настроенный против людей других национальностей.

Но расизм не ограничивается угрозами и дискуссиями. Драки и потасовки часто возникают на почве ненависти к другим расам. При этом их инициаторами могут быть как русские, так и приезжие. В целом оно и не странно, ведь одно насилие порождает второе, тем самым создавая неразрывный круг из ненависти и страдания.

Самое страшное то, что расизм может стать причиной формирования экстремистских групп. И тогда небольшие драки перерастают в масштабные рейды, направленные на зачистку районов, рынков и метро. При этом жертвами становятся не только «нерусские», но и случайные свидетели или прохожие.

Социальный расизм

Говоря о расизме, нельзя не упомянуть об одной из его разновидностей. Социальный расизм - это проявление ненависти одного класса по отношению к другому. При том что это может происходить даже в пределах одной нации. Например, богатые люди считают «отсталыми» обычных рабочих, или интеллигенция смотрит с презрением на простолюдинов.

Печально то, что в современной России подобное явление встречается довольно часто. Причиной тому является большая разница в уровне жизни обычного рабочего и зажиточного предпринимателя. Это приводит к тому, что и первые начинают ненавидеть богатых за их высокомерие. А вторые презрительно относятся к работягам, ведь те не смогли достичь успеха в этой жизни.

Как можно бороться с расизмом?

В последние годы парламент все чаще рассматривает вопросы касательно того, как урегулировать национальные конфликты. В частности, был принят ряд законопроектов, способных помочь в этом деле. Например, существует предусматривающая лишение воли сроком до 5 лет за возбуждение вражды между народами.

Помимо этого в школьной программе есть мероприятия, во время которых детей обучают тому, что все люди равны между собой. Также им доносят мысль, что всякая жизнь священна, и никто не имеет права забирать ее. Подобная методика считается наиболее эффективной, ведь расистские наклонности приобретаются как раз в этом возрасте. Помимо этого существуют и общественные организации, работающие над тем, чтобы сделать мир добрее и гуманней.

И все же полностью избавится от расизма невозможно, ведь такова суть человечества. Покуда в стране будут жить люди с различными этническими признаками - избежать конфликтов и ненависти, к сожалению, не получится.

Новикова Д.Г.

студентка 1 курса факультета правовой политологии и социологии

Национального университета «Одесская юридическая академия»

РАСИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В современном мире мы часто сталкиваемся с всевозможными проблемами в обществе: различные социальные конфликты между индивидами или определенными группами людей, несправедливость, социальная стратификация, расхождение политических взглядов, гендерное неравноправие и т.д. Однако, наравне со всеми проблемами в социуме, одной из наиболее глобальных является расизм в современном обществе. Термин «расизм» появился сравнительно недавно – только в 1920-1930-х. В то время биология, физическая антропология, генетика были на подъеме и всемерно использовались политиками для оправдания колониальной и дискриминационной политики в отношении «иных», которые описывались в терминах цвета кожи. Поэтому и расизм тогда получил биологическую форму. Другого расизма мир до второй половины XX века не знал.

Данный расизм основывался на том, что всё человечество делится на отдельные расы, отличающиеся по своим мыслительным способностям, из чего следует, что они в разной степени склонны к прогрессу. В свое время профессор А.А.Белик написал об этой проблеме так: «Увы, расизм – явление, повсеместно распространенное в современных индустриально развитых странах. Его идеология, внедренная в сознание людей, дает свои горькие плоды в виде социальных конфликтов, повышенной напряженности в различных странах мира, в кровопролитных столкновениях, превращающихся иногда в многолетние войны. Основная и самая простая форма бытия расизма – утверждение превосходства белой расы над черной, или наоборот, одной этнической общности над другой, последовательное проведение и отстаивание идеи о том, что одни народы примитивны, а другие цивилизованы и т. д.

При самом поверхностном взгляде на рассматриваемую проблему можно увидеть, что расизм – один из самых простых способов отыскания причин неудач и затруднений, испытываемых тем или иным обществом, государством в определенные исторические периоды их развития. В любой стране есть масса нерешенных проблем и самый простой способ их «решения» – возложить ответственость за неудачи на «других», будь это люди с другим цветом кожи, говорящие на другом языке, придерживающиеся другой идеологии, религии. Наиболее отчетливо это видно на примере «мигрантов» в Западной Европе, выходцев из третьего мира. Нередко это принимает форму обвинения того или иного народа в бедствиях целой страны и т. д. В соответствии с таким подходом осуществлялись различные практические действия (политика) по отношению к «провинившемуся» народу. Их выбор зависит от места и времени, исторической эпохи. Диапазон разнообразен: от физического уничтожения до ограничения рождаемости, от вытеснения с той или иной территории до провозглашения «приоритетного» развития той или иной общности в ущерб другим. Очень часто расизм является следствием развития национальных движений: начинается с лозунгов сохранения или возрождения культуры, национальных традиций одного народа, а кончается «в лучшем случае» дискриминацией другого».

В последние десятилетия расизм стал приобретать всё более ужесточенные формы – расисты стали делить людей не только по рассовым признакам, но и по их принадлежности к определенной культуре или религии. С данной точки зрения человек фактически становится рабом культуры, присущей ему по историческим аспектам, что во взглядах расистов является лишь признаком неспособности определенной расы меняться и приобретать соответствующие современности права.

Современные расисты считают, что носителям каждой культуры предопределено свое место на Земле, где им всегда следует быть и которое нельзя покидать. Лозунги современного расизма: «несовместимость культур», «неспособность мигрантов к интеграции», «порог толерантности».

В предвзятом отношении к людям «худшей» расы виноват отчасти ход исторических событий, которые положили начало формированию и распространению расизма в обществе. А.А.Белик в своей работе «Расизм, обзность, личность» говорил: «Когда К. Маркс и Ф. Энгельс в 1848 г. написали, что «пролетарии не имеют отечества», то это было реальным отражением той исторической ситуации. Да, у пролетариев не было ничего, у них отняли даже отечество, они были только товаром, «рабочей силой». С тех пор в мире произошли значительные изменения, и делать лозунг середины XIX в. основой национальной, точнее, безнациональной политики во второй половине ХХ в. значило рано или поздно привести народы к трагедии.

Запрет на любовь к своему народу, незнание его истории, культуры породил бездуховность, пустоту и отрицание общечеловеческих ценностей, деградацию личности и способствовал увеличению агрессивности, враждебности, не сдерживаемой этнокультурными традициями. Бездушное отношение к человеку выразилось и в варварском отношении к родной природе, которая воспринимается только как среда обитания, «чужая» и «другая». Реакцией на навязываемое безнациональное бытие нередко бывает бурный рост национального эгоизма и экстремизма». И с данным высказыванием трудно не согласиться, потому что любая сложившаяся проблема всегда лежит в недрах истории, ничего не побуждается одним лишь желанием людей, не стоить забывать о том, что определенные политические или социальные условия толкают каждого человека к приобретению определенных возможностей и взглядов. Однако не стоит забывать, что мы – современные люди, вне зависимости от хода истории, обязаны сохранять толерантность к человеку любой нации. Все масштабное, глобальное, мировое поддается искоренению лишь в том случае, если каждый начнет с себя, а точнее найдет в себе силы перестать поддаваться собственным предубеждениям относительно людей той или иной национальности, культуры или вероисповедания. В конце концов всех нас объединяет то, что мы – люди, мы – создатели нашего будущего, мы – распорядители своей жизни и имеем право выбирать себе место жительства. Нет лучше способа, чем ощутить проблему человека на собственном опыте. Расизм – это воистину пережиток прошлого, который до сих пор не удалось устранить из нашей жизни, в большинстве случаев лишь из-за собственных страхов перед тем, что иностранец способен навредить нам, однако не стоить забывать, что своим предвзятым отношением мы провоцируем агрессию в свою сторону.

Что касается меня, то я в свою очередь стараюсь быть толерантной не только к другим национальностям, но и к своим товарищам, разговаривающим на других языках. Успех любого дела лежит прежде всего к толерантности, потому что она предполагает не только уважение к другим, но и уважение к самому себе.

Всі опубліковані на сайті матеріали належать їх авторам. Матеріали розміщено виключно для ознайомлення. Копіювання та використання інформації суворо заборонено.

Комплекс целого ряда учений, главным зерном которых является положение о психической, физиологической и культурной неполноценности некоторых рас. Учения эти основываются на различном антропологическом строении людей, их генотипе и биометрических показателях.

Расизм - это убеждение в том, что людей можно разделять на высшие и низшие расы. Во многих странах все проявления расизма уголовно наказуемы, но это не помогает полностью решить проблему, связанную с угнетением одних рас и народностей другими. Проблема расизма многогранна. Ее можно рассматривать с нескольких ракурсов.

  • Расизм - это проявление политической заинтересованности отдельных лиц или целых государств.
  • Расизм - оправдание для вооруженных вторжений на территории других государств.

Расизм может быть:

  • социальным, проявляющимся в попытке установить господство одной группы людей над другими, не схожими по цвету кожи, месту рождения, и т.п.
  • психологическим, когда на основе некоторых психоаналитических теорий реализуются попытки обосновать причины превосходства над индивидом. В любом случае расизм - это стремление умалить или уничтожить достоинство человека или группы людей, лишить их многих прав и свобод.

История расизма

В Средние века, в эпоху рабства, во время накопления первоначального капитала и расцвета капитализма, когда захватывались все новые и новые колонии, учения расистов служили оправданием сословного неравенства (богатые-бедные, знать-чернь). Они оправдывали подчинение и истребление народов в странах, подвергшихся колонизации. Под флагом расизма уничтожались аборигены Америки, Австралии, Океании, Африки, других стран.

Расизм - это стремление не только завоевать и покорить народы, но стремление внушить им презрение к собственной истории, культуре, тем самым лишив их воли к сопротивлению. Моральное уничтожение этноса или нации - одна из сторон расистских теорий.

Проблема расизма свойственна многим государствам и проявлялась она в разные исторические эпохи. Самые яркие примеры: уничтожение индейцев, теория превосходства японцев над остальными народами земли, идеология шляхетской Польши, стремление финских реакционеров создать «Великую Финляндию» на территории от Урала до Скандинавии и т.п.

Расизм сегодня

Опасность расизма заключается в том, что он создает реальную угрозу миру, ущемляет и нарушает права человека. К сожалению, сегодня расизм в тех или иных появлениях процветает во многих странах, несмотря на противодействие государственных структур. В России это неонацисты, в США - «Арийские нации», «Белые американские рыцари», Национал-социалистическое движение, в Японии - националисты, считающие «подлыми воришками» всех неяпонцев.

Причины возникновения расизма

  • Биологические. Некоторые ученые, приверженцы считают, что расизм - нормальное биологическое явление, возникшее на фоне стремления биологических видов сохранить свою уникальность.
  • Социальные: приток и обнищание слоев общества являются питательной средой для ксенофобов и расистов.

Новикова Д.Г.

студентка 1 курса факультета правовой политологии и социологии

Национального университета «Одесская юридическая академия»

РАСИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В современном мире мы часто сталкиваемся с всевозможными проблемами в обществе: различные социальные конфликты между индивидами или определенными группами людей, несправедливость, социальная стратификация, расхождение политических взглядов, гендерное неравноправие и т.д. Однако, наравне со всеми проблемами в социуме, одной из наиболее глобальных является расизм в современном обществе. Термин «расизм» появился сравнительно недавно – только в 1920-1930-х. В то время биология, физическая антропология, генетика были на подъеме и всемерно использовались политиками для оправдания колониальной и дискриминационной политики в отношении «иных», которые описывались в терминах цвета кожи. Поэтому и расизм тогда получил биологическую форму. Другого расизма мир до второй половины XX века не знал.

Данный расизм основывался на том, что всё человечество делится на отдельные расы, отличающиеся по своим мыслительным способностям, из чего следует, что они в разной степени склонны к прогрессу. В свое время профессор А.А.Белик написал об этой проблеме так: «Увы, расизм – явление, повсеместно распространенное в современных индустриально развитых странах. Его идеология, внедренная в сознание людей, дает свои горькие плоды в виде социальных конфликтов, повышенной напряженности в различных странах мира, в кровопролитных столкновениях, превращающихся иногда в многолетние войны. Основная и самая простая форма бытия расизма – утверждение превосходства белой расы над черной, или наоборот, одной этнической общности над другой, последовательное проведение и отстаивание идеи о том, что одни народы примитивны, а другие цивилизованы и т. д.

При самом поверхностном взгляде на рассматриваемую проблему можно увидеть, что расизм – один из самых простых способов отыскания причин неудач и затруднений, испытываемых тем или иным обществом, государством в определенные исторические периоды их развития. В любой стране есть масса нерешенных проблем и самый простой способ их «решения» – возложить ответственость за неудачи на «других», будь это люди с другим цветом кожи, говорящие на другом языке, придерживающиеся другой идеологии, религии. Наиболее отчетливо это видно на примере «мигрантов» в Западной Европе, выходцев из третьего мира. Нередко это принимает форму обвинения того или иного народа в бедствиях целой страны и т. д. В соответствии с таким подходом осуществлялись различные практические действия (политика) по отношению к «провинившемуся» народу. Их выбор зависит от места и времени, исторической эпохи. Диапазон разнообразен: от физического уничтожения до ограничения рождаемости, от вытеснения с той или иной территории до провозглашения «приоритетного» развития той или иной общности в ущерб другим. Очень часто расизм является следствием развития национальных движений: начинается с лозунгов сохранения или возрождения культуры, национальных традиций одного народа, а кончается «в лучшем случае» дискриминацией другого».

В последние десятилетия расизм стал приобретать всё более ужесточенные формы – расисты стали делить людей не только по рассовым признакам, но и по их принадлежности к определенной культуре или религии. С данной точки зрения человек фактически становится рабом культуры, присущей ему по историческим аспектам, что во взглядах расистов является лишь признаком неспособности определенной расы меняться и приобретать соответствующие современности права.

Современные расисты считают, что носителям каждой культуры предопределено свое место на Земле, где им всегда следует быть и которое нельзя покидать. Лозунги современного расизма: «несовместимость культур», «неспособность мигрантов к интеграции», «порог толерантности».

В предвзятом отношении к людям «худшей» расы виноват отчасти ход исторических событий, которые положили начало формированию и распространению расизма в обществе. А.А.Белик в своей работе «Расизм, обзность, личность» говорил: «Когда К. Маркс и Ф. Энгельс в 1848 г. написали, что «пролетарии не имеют отечества», то это было реальным отражением той исторической ситуации. Да, у пролетариев не было ничего, у них отняли даже отечество, они были только товаром, «рабочей силой». С тех пор в мире произошли значительные изменения, и делать лозунг середины XIX в. основой национальной, точнее, безнациональной политики во второй половине ХХ в. значило рано или поздно привести народы к трагедии.

Запрет на любовь к своему народу, незнание его истории, культуры породил бездуховность, пустоту и отрицание общечеловеческих ценностей, деградацию личности и способствовал увеличению агрессивности, враждебности, не сдерживаемой этнокультурными традициями. Бездушное отношение к человеку выразилось и в варварском отношении к родной природе, которая воспринимается только как среда обитания, «чужая» и «другая». Реакцией на навязываемое безнациональное бытие нередко бывает бурный рост национального эгоизма и экстремизма». И с данным высказыванием трудно не согласиться, потому что любая сложившаяся проблема всегда лежит в недрах истории, ничего не побуждается одним лишь желанием людей, не стоить забывать о том, что определенные политические или социальные условия толкают каждого человека к приобретению определенных возможностей и взглядов. Однако не стоит забывать, что мы – современные люди, вне зависимости от хода истории, обязаны сохранять толерантность к человеку любой нации. Все масштабное, глобальное, мировое поддается искоренению лишь в том случае, если каждый начнет с себя, а точнее найдет в себе силы перестать поддаваться собственным предубеждениям относительно людей той или иной национальности, культуры или вероисповедания. В конце концов всех нас объединяет то, что мы – люди, мы – создатели нашего будущего, мы – распорядители своей жизни и имеем право выбирать себе место жительства. Нет лучше способа, чем ощутить проблему человека на собственном опыте. Расизм – это воистину пережиток прошлого, который до сих пор не удалось устранить из нашей жизни, в большинстве случаев лишь из-за собственных страхов перед тем, что иностранец способен навредить нам, однако не стоить забывать, что своим предвзятым отношением мы провоцируем агрессию в свою сторону.

Что касается меня, то я в свою очередь стараюсь быть толерантной не только к другим национальностям, но и к своим товарищам, разговаривающим на других языках. Успех любого дела лежит прежде всего к толерантности, потому что она предполагает не только уважение к другим, но и уважение к самому себе.

Всі опубліковані на сайті матеріали належать їх авторам. Матеріали розміщено виключно для ознайомлення. Копіювання та використання інформації суворо заборонено.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

на тему: « Современный этап развития человечества. Опасность расизма »

Выполнил: Иванов А.А.

студент 1 курса

Проверил: Попов А.С.

г. Москва, 2017 г.

  • Введение
  • 1. Современные цивилизации
  • 3. Расы
  • 5. Расы и расизм
  • Заключение

Введение

Мы живем в мире научно-технического прогресса. Современные технологии развиваются очень быстро, постепенно человечество усиливает свое влияние на окружающий мир. Постепенно идет преобразования биосферы- оболочка жизни на планете Земля, мы формируем новую оболочку- сферу разуму и новых технологий, или иными словами ноосферу. Человечество стало сильной геологической силой, которая очень изменила мир. На данный момент существует 3 расы человек: европеоидная, монголоидная, негроидная. К сожалению, отношения между расами желают лучшего. В наше время проблема расизма остается актуальной.

Современное человечество--это более 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и духовной жизни.

Одна из причин такого разнообразия-- различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношение между людьми, и на складывающиеся формы собственности

В самом деле, почему появилась частная собственность на землю в Древней Греции и Риме? Среди ряда других причин этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт: горы, долины, леса, множество небольших рек-- затруднял образование у древних греков и римлян больших общин. Твёрдые почвы требовали тяжёлого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Всё это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы.

Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Вот что писал об этом Г.Плеханов «Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что каждого общества существует в свою очередь известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемым каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то же самое время другим обществам. Поэтому всякое общество живёт в своей особой исторической среде, которая может быть--и действительно часто бывает--очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия… в процесс общественного развития

1. Современные цивилизации

Сейчас, как и много веков назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далёкое прошлое.

Первый тип цивилизаций - традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Не случайно, например, принцип «у - вей» у древних китайцев требовал невмешательства в протекание природных процессов.

Этот тип общества, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их экономическому прогрессу, в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпание природных ресурсов, но и застой в развитии техники. Данные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьего мира» экономическую отсталость.

Большую роль в общественной жизни этих стран играет религия. В странах, где господствующей религией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероучением

Западную цивилизацию исследователи называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Западное общество во многом противоположно традиционному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.

Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.

В традиционном обществе первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития. Западная же цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую автономную личность, что послужило основой для выработки идей о правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Научные открытия и технические новшества позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объёмов, скоростей, мощностей.

К середине столетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массового производства и потребления.

«Каждое индустриальное общество, независимо от того, является оно капиталистическим или социалистическим, восточным или западным, руководствуется определёнными принципами. Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация--пришельцы с марса обнаружили бы повсюду одно и то же». О. Тоффлер--американский учёный.

В настоящее время наряду с массовым производством всё более прочные позиции занимает мелкосерийное. Расширяются коммуникативные возможности: многоканальное и спутниковое телевидение, различные печатные издания, рассчитанные на самые разные группы читателей, личные компьютеры. Этнические, культурные различия не рассматриваются теперь как помеха на пути развития общества.

Итак, человечество «снова в пути». Значит ли это, что все проблемы, по крайней мере для тех, кто вступает в стадию постиндустриального развития, решены? Нет. Возникают новые трудности и тупики. Но самыми опасными становятся те из них, которые затрагивают всё человечество: экологический кризис, рост вооружений и их совершенствование, демографический взрыв.

Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества. Всё более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические и культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в людях чувство принадлежности к единой человеческой семье. Французский мыслитель первой половины нашего века Тейяр де Шарден так выразил это чувство: «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовывались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба… каждый человек ежедневно требует свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных известий. Теперь уже не просто поле… а целая Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас… Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми».

2. Современная цивилизация и политическая жизнь

Политика в переводе с греческого означает государственные дела, искусство управления государством.

В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоёв, классов. Возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использовании имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия политика в узком смысле слова.

Для выполнения общественно значимых дел современное государство располагает законодательными органами--парламентами; исполнительными - правительствами и подчиненным им министерствам и ведомствами; судебными и другими правоохранительными органами--прокуратурой, милицией. Государство - основной политический институт власти.

Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей - других. В результате одни классы, социальные группы располагают властью, другие стремятся к власти, предъявляют ей те или иные требования. Между ними возникает особый вид отношений - политические отношения, связанные с вопросами государственной власти. Когда, например, рабочие обрабатывающей промышленности Швейцарии через профсоюзы провели переговоры с отдельными предпринимателями и добились рекордного в мире повышения почасовой оплаты труда, то здесь налицо экономические отношения. Но когда профсоюзы от лица рабочих выступили перед государством с инициативой ввести такую оплату на всех предприятиях обрабатывающей промышленности, то они вступили в сферу политических отношений.

Политическая жизнь регулируется и моральными нормами. Столетиями считалось, что политика-- дело грязное, однако сегодня всё более осознаётся необходимость нравственного поведения в сфере политике, возврата к таким нравственным ориентирам, как совесть, честь, благородство.

Субъектами политики являются как отдельные личности, так и социальные группы, слои, классы, народности, нации, и всегда они привносят в политику часть своего внутреннего мира-- надежды, стремления, интересы, представления о смысле жизни и счастье, которые находят отражение в политической культуру, в политических взглядах, в политических платформах и программах, в политических решениях, в отношении к политическим нормам и в политическом поведении.

Политическая культура чрезвычайно важный компонент политической системы, поскольку мир политики не существует без человека, наделённого сознанием. От того, какие политические и нравственные принципы избирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит, и жизнь общества в целом, его прогресс.

В результате взаимодействия указанных компонентов политической системы в обществе складывается определённый политический порядок, или политический режим. История знает демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический порядок признаётся самым прогрессивным из них, так как создаёт условия для подлинной свободы личности, её творчества и самовыражения во всех сферах деятельности. Демократический режим господствует сегодня во многих странах мира, и ему присущи следующие наиболее характерные признаки: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнёров государства; политический плюрализм; полная гласность; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления правительственных решений..

Авторитарный режим основан на власти какого-либо авторитета. В условиях такого режима безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент хоть и сохраняется, но значительная его часть не избирается, а назначается. Основными методами государственной деятельности становятся команды и приказы. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером. Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии.

Политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается прежде всего в определении целей развития общества, каждой из его сфер, соответственно формируется внутренняя-- экономическая, социальная, национальная, культурная-- политика государства и внешняя-- в области развития отношений между различными странами. Разработка целей, как правило, осуществляется политическими партиями. После победы на выборах в парламент её политический курс принимает характер общеобязательных государственных велений, опирающихся на принудительную силу государства.

Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизует общество на выполнение принятых решений. Основные функции управленческого процесса-- обработка и использование информации, принятие и реализация решений, контроль за их исполнением.

3. Расы

Начиная с 17 века предложено немало различных классификаций человеческих рас. Наиболее часто выделяют три основные, или большие, расы: европеоидная (евразийская, кавказоидная), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная (негро-австралоидная).

Европеоидная раса характеризуется светлой кожей (с вариациями от очень светлой, главным образом в Северной Европе, до смуглой и даже коричневой), мягкими прямыми или волнистыми волосами, горизонтальным разрезом глаз, умеренно или сильно развитым волосяным покровом на лице и груди у мужчин, заметно выступающим носом, прямым или несколько наклонным лбом.

У представителей монголоидной расы цвет кожи варьируется от смуглого до светлого (в основном у североазиатских групп), волосы, как правило, темные, часто жесткие и прямые, выступание носа обычно небольшое, глазная щель имеет косой разрез, значительно развита складка верхнего века и, кроме того, есть складка (эпикантус), прикрывающая внутренний угол глаза; волосяной покров слабый.

Экваториальная, или негро-австралоидная раса отличается темной пигментацией кожи, волос и глаз, курчавыми или широковолнистыми (австралийцы) волосами; нос обычно широкий, маловыступающий, нижняя часть лица выдается.

Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Внутри европеоидной расы различают атланто-балтийскую, беломорско-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы. Ныне европеоиды населяют фактически всю обитаемую сушу, но до середины 15 века -- начала великих географических открытий -- основной их ареал включал Европу, Северную Африку, Переднюю и Среднюю Азию и Индию. В современной Европе представлены все малые расы, но численно преобладает среднеевропейский вариант (часто встречается у австрийцев, немцев, чехов, словаков, поляков, русских, украинцев); в целом же ее население очень смешанно, особенно в городах, вследствие переселений, метисации и притока мигрантов из других регионов Земли.

Внутри монголоидной расы обычно выделяют дальневосточную, южноазиатскую, североазиатскую, арктическую и американскую малые расы, причем последняя иногда рассматривается и как отдельная большая раса. Монголоиды заселили все климатогеографические зоны (Северная, Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азия, острова Тихого океана, Мадагаскар, Северная и Южная Америка). Для современной Азии характерно большое разнообразие антропологических типов, но преобладают по численности различные монголоидные и европеоидные группы. Среди монголоидов наиболее распространены дальневосточная (китайцы, японцы, корейцы) и южноазиатская (малайцы, яванцы, зондцы) малые расы, среди европеоидов -- индо-средиземноморская. В Америке коренное население (индейцы) составляет меньшинство, по сравнению с различными европеоидными антропологическими типами и группами населения представителей всех трех больших рас.

Экваториальная, или негро-австралоидная, раса включает три малые расы африканских негроидов (негрская, или негроидная, бушменская и негрилльская) и столько же океанийских австралоидов (австралийская, или австралоидная, раса, которую в некоторых классификациях выделяют в самостоятельную большую расу, а также меланезийская и веддоидная). Ареал экваториальной расы не сплошной: он охватывает большую часть Африки, Австралию, Меланезию, Новую Гвинею, отчасти Индонезию. В Африке численно преобладает негрская малая раса, на севере и юге континента значителен удельный вес европеоидного населения.

В Австралии коренное население составляет меньшинство по отношению к мигрантам из Европы и Индии, довольно многочисленны и представители дальневосточной расы (японцы, китайцы). В Индонезии преобладает южноазиатская раса.

Наряду с перечисленным выше существуют расы с менее определенным положением, образовавшиеся в результате длительного смешения населения отдельных регионов, например, лапаноидная и уральская расы, совмещающие черты европеоидов и монголоидов, или эфиопская раса -- промежуточная между экваториальной и европеоидной расами.

4. Происхождение человеческих рас

Расы человека, по-видимому, появились сравнительно недавно. Согласно одной из схем, основанной на данных молекулярной биологии, разделение на два больших расовых ствола -- негроидный и европеоидно-монголоидный -- произошло скорее всего около 100 тысяч лет назад, а дифференциация европеоидов и монголоидов -- около 45-60 тысяч лет назад. Большие расы в основном формировались под влиянием природных и социально-экономических условий в ходе внутривидовой дифференциации уже сложившегося человека разумного, начиная с эпохи позднего палеолита и мезолита, но главным образом -- в неолите. Европеоидный тип установился с неолита, хотя отдельные его черты прослеживаются в позднем или даже среднем палеолите. Фактически отсутствуют достоверные свидетельства присутствия монголоидов в Восточной Азии в донеолитическую эпоху, хотя в Северной Азии они, возможно, существовали уже в позднем палеолите. В Америке предки индейцев не были сложившимися монголоидами. Также и Австралия заселялась еще «нейтральными» в расовом отношении неоантропами.

Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии. Однако если эволюция расовых комплексов и шла параллельно на разных континентах, она не могла быть полностью независимой, поскольку древние проторасы должны были скрещиваться на границах своих ареалов и обмениваться генетической информацией. В ряде областей сформировались промежуточные малые расы, характеризующиеся смешением признаков разных больших рас. Так, промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами занимают южносибирская и уральская малые расы, между европеоидной и негроидной -- эфиопская и т. д.

С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 25--35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения. При этом также допускается возможность скрещивания (хотя бы ограниченного) неоантропов во время их экспансии с вытесняемыми популяциями палеоантропов (как процесса интрогрессивной межвидовой гибридизации) с проникновением аллелей последних в генофонды популяций неоантропов. Это также могло способствовать расовой дифференциации и устойчивости некоторых фенотипических признаков (подобных лопатообразным резцам монголоидов) в центрах расообразования.

Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза: например, более близких друг к другу европеоидов и негроидов уже на стадии неоантропов с первоначальным развитием их предкового ствола в западной части Старого Света, тогда как еще на стадии палеоантропов могла обособиться восточная ветвь -- монголоиды и, может быть, австралоиды.

Большие расы человека занимают обширные территории, охватывающие народы, которые различаются по уровню экономического развития, культуре, языку. Нет сколько-нибудь четких совпадений понятий «раса» и «этнос» (народ, нация, национальность). В то же время есть примеры антропологических типов (малые, а иногда и большие расы), которые соответствуют одному или нескольким близким этносам, например, лапаноидная раса и саамы. Гораздо чаще, однако, наблюдается обратное: один антропологический тип широко распространен среди многих этносов, как, например, в коренном населении Америки или у народов Северной Европы. Вообще все крупные народы, как правило, неоднородны в антропологическом отношении. Нет также совпадения между расами и языковыми группами -- последние возникали позже, чем расы. Так, среди тюркоязычных народов имеются представители как европеоидов (азербайджанцы), так и монголоидов (якуты). Термин «расы» неприменим к языковым семьям -- например, нужно говорить не о «славянской расе», а о группе родственных народов, говорящих на славянских языках.

5. Расы и расизм

цивилизация человечество расизм

Многие расовые признаки имеют приспособительное значение. Например, у представителей экваториальной расы темная пигментация кожи защищает от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей, а вытянутые пропорции тела увеличивают отношение поверхности тела к его объему и тем самым облегчают терморегуляцию в условиях жаркого климата. Однако расовые признаки не являются определяющими для существования человека, поэтому они ни в коей мере не свидетельствуют о каком-либо биологическом или интеллектуальном превосходстве или, напротив, неполноценности той или иной расы. Все расы находятся на одном и том же уровне эволюционного развития и характеризуются одинаковыми видовыми особенностями. Поэтому концепции о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях (расизм), выдвигаемые с середины 19 века, научно несостоятельны. Расизм имеет отчетливые социальные корни и всегда использовался как оправдание для насильственного захвата земель и дискриминации коренных народов. Расисты обычно игнорируют тот факт, что различия между достижениями разных народов полностью объясняются историей их культур, зависящей от внешних факторов, от их исторически меняющейся роли. Достаточно сравнить уровень культурного развития населения Северной Европы в наши дни и в эпоху великих цивилизаций прошлого в Месопотамии, Египте, долине Инда.

Несмотря на то, что научная попытка обоснования расизма показала свою полную несостоятельность, расизм не перестал существовать. Причина этого в социальных и психологических свойствах как отдельного индивида, так и групп, на которые действуют механизмы, способствующие конкуренции, а затем и вражде между различными группами.

Появление расизма в обществе основывается на ряде причин, одними из которых является ментальность данного этноса, другими -- экономические факторы и уровень жизни в государстве. Также большое значение имеют социальные факторы низкого уровня культуры и осознанности граждан страны, являющиеся дополнительными катализаторами расизма. Тем не менее, это позволяет утверждать, что проблема расизма может быть скомпенсирована и достаточно успешно решена при комплексном подходе государственных структур и средств управления, учитывающих все влияющие факторы.

Заключение

Расы человека - систематические подразделения внутри вида Человек разумный (Homo sapiens). В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство людей и общность населяемой ими территории (ареала) в прошлом или настоящем.

Наиболее часто выделяют три основные, или большие, расы: европеоидная (евразийская, кавказоидная), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная (негро-австралоидная). Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы.

Существуют две основные гипотезы происхождения человеческих рас -- полицентризма и моноцентризма.

Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии.

С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 25--35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения.

Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза.

Большие расы человека занимают обширные территории, охватывающие народы, которые различаются по уровню экономического развития, культуре, языку. Нет сколько-нибудь четких совпадений понятий «раса» и «этнос» (народ, нация, национальность). Вообще все крупные народы, как правило, неоднородны в антропологическом отношении. Нет также совпадения между расами и языковыми группами -- последние возникали позже, чем расы.

Многие расовые признаки имеют приспособительное значение и не являются определяющими для существования человека, поэтому они ни в коей мере не свидетельствуют о каком-либо биологическом или интеллектуальном превосходстве или, напротив, неполноценности той или иной расы. Все расы находятся на одном и том же уровне эволюционного развития и характеризуются одинаковыми видовыми особенностями. Поэтому концепции о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях (расизм), выдвигаемые с середины 19 века, научно несостоятельны. Расизм имеет отчетливые социальные корни и всегда использовался как оправдание для насильственного захвата земель и дискриминации коренных народов. Расисты обычно игнорируют тот факт, что различия между достижениями разных народов полностью объясняются историей их культур, зависящей от внешних факторов, от их исторически меняющейся роли.

Список использованных источников

1. Георгиевский, А.Б. Дарвинизм: Учеб. пособие для студентов биол. и хим. спец. пед. ин-тов / А.Б. Георгиевский. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

2. Иорданский, Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Иорданский. - М.: Академия, 2001. - 432 с.

3. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. / Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; Под. ред. В.К. Шумного и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с.

4. Парамонов, А.А. Дарвинизм: Учеб. пособие по биол. спец. для студентов пед. ин-тов / А.А. Парамонов. - М.: Просвещение, 1978. - 335 с.

5. Яблоков, А.В. Эволюционное учение: Учеб. пособие для студентов ун-тов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1981. - 343 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие расизма как совокупности воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас. История появления расизма. Основатель "научного расизма" Гобино, развитие его идей Лебоном. История расизма в США.

    презентация , добавлен 26.10.2013

    Современные цивилизации. Экономическое развитие современной цивилизации. Цивилизация и социальное развитие. Современная цивилизация и политическая жизнь. Эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой.

    реферат , добавлен 13.11.2003

    Политическая система, ее содержание, структура, функции в жизни общества, влияние социума на ее конструирование. Социальные институты политической социализации и привлечение людей к участию в политической жизни общества. Легитимность политического режима.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2009

    Рождаемость и смертность в современной России, демографический кризис. Негативные последствия сокращения численности населения для экономической, политической, социальной сфер жизни общества. Демографическая политика в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Понятие и специфические признаки современного расизма, исследование места и значения данного общественного явления в социальных сетях. Потребность в черном юморе, эпоха MDK. Явление мемов и распространенность расистских проявлений в культурной сфере.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2014

    Основы генетики: генотип и фенотип. Предпосылки и движущие силы эволюции с позиций синтетической теории. Ингибридинг. Телегония и рассизм. Отто Аммон. Ваше де Ляпуж. Людвиг Вольтман. Начало расизма в Германии. Хаустон Чемберлен. Несостоятельность расизма.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2009

    Основные принципы расистской идеологии - совокупности воззрений, в основе которых лежит положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас. Проблемы национального, расового, религиозного неравенства в РФ. Борьба с расовой дискриминацией.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Понимание культуры и культурной деятельности, ее материальная и духовная составляющие. Цивилизация как процесс деятельности личности, социальной группы, общества по развитию культуры; ее формы и типы. Цивилизационные концепции и развитие общества.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Теория развития общества. Циклическая и линейная модели социального развития. Развитие человеческого мышления. Теория социального конфликта, поступательного развития общества. Глобализация современного общества. Проблемы классов современного общества.

 

Возможно, будет полезно почитать: