Правовая грамотность: как без родителей перевестись в другую школу. Как перейти в другую школу: пошаговая инструкция Как из одной школы перейти в другую

Жизнь многогранна и непредсказуема. И поэтому иногда приходится задумываться над вещами, которые в обычное время не беспокоят население. К примеру, как перевести ребенка в другую школу? Именно этим вопросом мы займемся сегодня! Просто так воплотить задумку в жизнь не получится. И быстро справиться с задачей - тоже. Нужно сначала правильно подготовиться и взвесить все плюсы и минусы решения. Не исключено, что проблему в сфере обучения ребенка можно решить без столь серьезных шагов.

Право на получение услуги

Можно ли перевести ребенка в другую школу? Да, у родителей есть такое право.

По действующим законам, представители несовершеннолетнего могут сами выбрать образовательное учреждение для обучения детей, а также класс, в котором будет учиться ребенок. При желании школу или лицей можно поменять.

Важно: отказывать в переводе никто не имеет права. Это прямое нарушение законодательства РФ.

Мало кто знает, но при желании родители могут даже выбрать форму обучения. Например, отдать предпочтение домашнему обучению. Но как правило, подобные права предоставляются только при наличии веских оснований. И просто так не будут бороться за них.

Когда можно переводить

Когда лучше перевести ребенка в другую школу? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Чуть позже выясним, что думают об этом психологи. Сначала изучим законодательные основы операции.

По закону перевод из школы в школу или из класса в класс можно проводить в любое время. Главное - соблюдать определенный алгоритм действий. С ним ознакомимся ниже.

Важно: зачастую переводы осуществляются в середине года. Запрещать подобное действие никто не может.

Когда требуется смена учреждения

Задумываясь, как перевести ребенка в другую школу, родителям важно понимать, при каких обстоятельствах лучше согласиться на столь серьезный шаг. Ведь смена образовательного учреждения является стрессовой ситуацией для несовершеннолетнего.

Чаще всего смена места учебы необходима, если:

  • родителей не устраивает качество оказываемых услуг;
  • семья переезжает;
  • в школе плохо организована внеклассная жизнь;
  • ребенок сильно опережает сверстников по развитию в обычной школе или отстает от них;
  • учебная программа не устраивает ребенка или его представителей;
  • хочется сменить место учебы на более элитное;
  • конфликтные ситуации с учителями;
  • серьезные конфликты ребенка с учениками.

В отдельных случаях поводом для перевода служит прекращение деятельности образовательного учреждения. Как правило, подобные ситуации почти не встречаются.

Важно: перед тем как выбирать новое место учебы при условии конфликтов с коллективом, необходимо попытаться мирно решить все возникающие проблемы. Если это не удалось, тогда приступать к переводу.

Психологи о действии

Перевести ребенка в другую школу в Москве или в другом городе РФ при правильной подготовке не так уж и трудно. Но подготовиться все равно придется. И провести с ребенком соответствующую беседу тоже.

Дело все в том, что психологи уверяют: перевод из школы в школу и даже из класса в класс серьезно бьет по психике несовершеннолетнего. Особенно в подростковом периоде.

Смена обстановки, учителей, рабочей программы, круга общения - все это первое время будет шокировать ребенка. И поэтому нужно заранее подготовиться. Например, провести разъяснительную беседу с несовершеннолетним и обговорить предстоящую операцию.

Ребенок сам требует перевода? Это самое лучшее время для реализации поставленной задачи.

Важно: лучше не переводить ребенка в другое образовательное учреждение в середине учебного года. Предпочтительно обращаться с ходатайством либо после новогодних каникул, либо дождаться окончания года.

Краткая инструкция

Как перевести ребенка в другую школу? Если не учитывать все перечисленные ранее нюансы и психологические аспекты, справиться с задачей не составит особого труда.

Краткое руководство по переводу ребенка в иное образовательное учреждение выглядит так:

  1. Выбрать школу, в которую хочется определить несовершеннолетнего.
  2. Узнать, есть ли свободные места в интересующих родителей классах.
  3. Обратиться в образовательное учреждение с запросом на принятие ребенка. Для этого придется подготовить ряд бумаг. С их перечнем ознакомимся позже.
  4. Получить на руки согласие на зачисление.
  5. Подать заявление на перевод в текущую школу.
  6. Забрать ряд детских документов. О них позже.
  7. Донести недостающие бумаги в новую школу.

Казалось бы, никаких проблем с задачей нет. Только на практике все намного труднее. Например, в школах не хватает мест. И поэтому перевести ребенка в выбранное образовательное учреждение можно не всегда.

Отказы в принятии

Переводить ли ребенка в другую школу? Если родители уверены, что в нынешнем образовательном учреждении несовершеннолетнему плохо или он получает плохое образование, да. А вот конфликты с коллективом лучше попытаться урегулировать мирно. Например, путем перевода в другой класс.

Могут ли по закону отказать в принятии ребенка в образовательное учреждение? По закону, такое право у директоров имеется. Но оно начинает действовать только при наличии веских оснований.

Отказать в переводе могут, если:

  • ребенок не прошел тестовые испытания;
  • успеваемость несовершеннолетних не соответствует установленным в школе требованиям;
  • родители не принесли обязательную документацию для реализации поставленной задачи.

Самым распространенным вариантом развития событий является отказ в зачислении по причине отсутствия мест в образовательном учреждении. При подобных обстоятельствах нужно искать другую школу или лицей. Иных вариантов нет.

Важно: в некоторых образовательных учреждениях имеется негласное правило - зачислять в первую очередь детей, живущих близ школы. Поэтому далеко не всегда удается попасть в выбранный лицей.

Заявление за перевод

В школе ребенка перевели в другой класс, но проблемы с обучением не прошли? Тогда лучше сменить образовательное учреждение. Иногда только такой шаг помогает наладить процесс обучения.

Как написать заявление на перевод? Сначала нужно обратиться в новую школу. Запрос предусматривает указание такой информации:

  • Ф. И. О. законных представителей ребенка;
  • Ф. И. О. несовершеннолетнего;
  • дату рождения ребенка;
  • место прописки и фактического жительства;
  • просьбу о принятии ребенка в конкретный класс;
  • данные о ребенке и его здоровье.

В действительности все не так уж и трудно. Заявление на перевод в другое образовательное учреждение после получения соответствующего разрешения составляется аналогичным образом.

Важно: бланк установленной формы заявления обычно выдают в той или иной школе. Либо текст говорят писать под диктовку.

Документы для первичного обращения

Как перевести ребенка в другую школу? Огромную роль для всего процесса играет подготовка соответствующих бумаг.

Для первичного обращения в новую школу нужно принести:

  • табель успеваемости ребенка;
  • заявление о зачислении;
  • паспорта родителей;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • медицинскую карту (по желанию);
  • СНИЛС;
  • справки с пропиской несовершеннолетнего.

Вот и все. Обычно после этого ребенок проходит тестовое испытание, после которого принимается решение относительно зачисления. Иногда достаточно обычной беседы.

Что выдадут после отчисления

Следующий важный этап - это отчисление несовершеннолетнего. В ходе данной операции родителям придется забрать ряд документов ребенка.

К таковым относят:

  • личное дело;
  • медицинскую карту;
  • справки об успеваемости;
  • распорядительный акт об отчислении по причине перевода.

Все эти бумаги выдаются на руки родителям, после чего они относятся в новую школу. В противном случае зачисление не будет проведено. Особенно без справок об успеваемости.

"Госуслуги" в помощь

Как перевести ребенка в другую школу? "Госуслуги" - портал, который поможет справиться с поставленной задачей. Главное заранее зарегистрироваться на сервисе и подтвердить личность.

Руководство по подаче запроса на перевод имеет такой вид:

  1. Зайти на сервис gosuslugi.ru.
  2. Перейти в раздел "Образование". Его можно найти в каталоге услуг или в разделе "Популярное".
  3. Выбрать опцию "Перевод ребенка в другую школу".
  4. Прожать кнопку "Получить...".
  5. Указать школы, в которые хочется зачислить ребенка. Их может быть несколько.
  6. Заполнить заявление на перевод.
  7. Загрузить сканы перечисленных ранее бумаг. Подойдут их качественные фотографии.
  8. Кликнуть по кнопке "Подать заявление".

Остается дождаться приглашений на собеседования. После этого родители решают, в какую именно школу им отправлять ребенка. В выбранное учреждение предоставляются оригиналы перечисленных ранее бумаг.

Теперь понятно, как можно перевести ребенка в другую школу через "Госуслуги". Это не так трудно сделать, если заранее выбрать образовательное учреждение и подготовить ряд необходимых для воплощения задумки в жизнь бумаг.

Заключение

На самом деле вопросы, связанные с переводом ребенка из школы в школу, являются крайне важными. И родители должны сами решить, когда им действовать. Например, некоторые меняют школы после начального звена, а кто-то решается на это сразу.

Стоит запомнить, что сразу после перевода ребенок будет нуждаться в поддержке со стороны близких. Ему придется адаптироваться к новой обстановке, коллективу, учителям и программе. Зачастую изучаемая операция сопровождается снижением успеваемости. Нужно просто пережить адаптацию. Когда ребенок привыкнет, он снова будет хорошо учиться.

Пожалуй, веским основанием для смены школы без согласия несовершеннолетнего является плохая образовательная программа в учреждении или сильная неуспеваемость, предусматривающая занятия по особым программам. В остальных случаях не стоит торопиться.

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

1 сентября часть школьников пошла не в свой привычный класс, а в новый коллектив. Переход в новую школу может состояться по разным причинам: желание повысить уровень образовательного учреждения, переезд, конфликт на старом месте. Новая обстановка и люди – это всегда стресс для человека, особенно маленького. Как родителям помочь своему ребенку справиться с волнением и показать себя на новом месте, «Эксперту здоровья» рассказала школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. Специалист по работе с детьми, подростками, семейными парами, в своей работе использующая нейропсихологические и арт-терапевтические методики, также расскажет о специфике работы школьного психолога.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года. Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка.

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Как психолог помогает адаптироваться?

В нашей школе при поступлении/переводе ребенок проходит собеседование: учитель оценивает его актуальный уровень знаний, затем подключаются психолог и логопед. У всех, кто приходит не в 1-й, а переводом, психолог обязательно спросит причину перевода. Быть максимально честными – в интересах родителей и ребенка. Потому что от причины перевода зависит стратегия адаптации.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной.
Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там. К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Сменить школу из-за неуспеваемости

К сожалению, случаев, когда ребенок не усваивает программу, очень много. Многие родители думают, что цифра 7 (возраст, в котором детей рекомендовано отдавать в школу) взята с потолка. А ведь именно к 7 годам завершается формирование мозговых структур, которые отвечают за регуляцию поведения, усидчивость, импульсивность.
У нас были случаи, когда приводили в 1-й класс детей в возрасте 5 лет. Ребенок «брал» программу. Но у него из-за перегруза часто случались истерики или начиналась психосоматизация. Ребенок может часто болеть из-за того, что ему сложно учиться, общаться. Дети не справляются не потому, что они отстающие, а потому, что родители поторопили события, отдав их в школу до 7 лет. Неокрепший организм принимал ту информацию, которую должен был принимать позже. В 7 лет и старше он бы справился легко и просто.

Приведу в пример девочку, которую родители отдали в 1-й класс в возрасте 5 лет 7 месяцев. Она вместе со всеми участвовала в обучении, а потом засыпала. Учителя ее не будили, понимая, что ей этот сон нужен сейчас: ее организм восстанавливается от переизбытка информации.

Именно поэтому на этапе подготовки к школе школьные психологи и педагоги разговаривают с родителями, объясняя, что всему свое время. Лучше пусть будет спокойный успевающий ребенок, начавший обучение в 7 или даже в 8 лет, чем невротик с различными психосоматическими заболеваниями, который закончит школу в 14–15 лет. Также это чревато проблемами с самооценкой. Ребенок сам себе задает вопрос: «Почему у них так легко получается, а у меня нет?»

Если такой ребенок уже учится, то мы педагогам даем рекомендации по нагрузке конкретно для этого ученика. Сказать, что это непоправимо, не сгладится с годами, нельзя. Детская психика очень пластичная, ребенок может подстроиться, но надо ли? У нас есть ранние дети, у которых познавательные процессы развиты на очень высоком уровне даже по сравнению с 7-летними нормами, а вот в эмоциональной сфере у них появляются сложности: они более обидчивые, ранимые, восприимчивые. Они сильно тянутся к своим старшим одноклассникам. Это плюс, но это и минус. Надо тянуться к самому себе в первую очередь.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним. Без перегибов, но это действительно важно.

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт?
Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

У родителей, по каким-либо причинам решивших перевести ребенка в другую школу, возникает много вопросов: какую школу выбрать, какие документы необходимо предоставить и т.д.

Переводить можно в любое время учебного года. Но на практике родители делают это в основном в начале или середине учебного года, а в конце – редко, стараются дать возможность ребенку доучиться до конца мая.

По закону в нашей стране для школьника до восемнадцати лет образование является обязательным и бесплатным. Причем родители несовершеннолетних детей имеют право на выбор школы.

Что должны делать родители, желающие перевести ребенка в другую школу? Прежде всего, серьезно подойти к вопросу выбора подходящего учебного заведения. Затем выяснить, есть ли там свободные места. Если нет, и не только в выбранной вами школе, но и в других приемлемых вариантах, то обращаетесь в комитет по образованию с просьбой помочь найти подходящую школу. Когда со школой, в которую хотите перевести ребенка, определились, пишите заявление об отчислении в связи с переводом в другую школу (и указываете, какую). А если вы переезжаете в другой населенный пункт, указываете название города или поселка.

В школе в течение трех суток должен быть издан приказ об отчислении ребенка с обязательной записью, в какую школу он переходит (или в какой населенный пункт переезжает).

Какие документы вы должны получить в школе? Личное дело ученика, специальную выписку из журнала класса с имеющимися оценками, баллами, полученными в ходе промежуточных аттестаций. Все эти документы должны быть заверены печатью и подписью классного руководителя или директора школы.

Отказать в выдаче личного дела, аттестата и других документов не могут. Если это все-таки произошло, можете обжаловать отказ в прокуратуре.

Более никаких документов с вас не должны требовать в той школе, куда вы переводитесь. Если все-таки существуют дополнительные требования к перечню документов, которые необходимо будет предоставить, это должно быть отражено в Уставе школы. Но лучше, конечно, уточнить заранее, какие документы необходимы, чтобы не возникло никаких неприятных сюрпризов.

Школа, в которую перевели ребенка, издает приказ о зачислении, а после этого в течение двух рабочих дней письменно уведомляет об этом школу, из которой переведен обучающийся.

Предложение зачислить обучающегося временным приказом (на случай, если будет плохо учиться или вести себя) неправомерно. Испытательный срок может существовать только для работника, но не для школьника. Для обучающегося не может быть никакого испытательного срока ни при каких обстоятельствах. А отчисление по инициативе школы до достижения обучающимся 15 лет недопустимо. После достижения им 15 лет отчисление возможно, но только в исключительных случаях, определенных законом.

Когда школа, которую вы выбрали для дальнейшего обучения ребенка, может отказать в приеме?

Во-первых, если нет свободных мест. А если они есть, то сначала принимают детей, переводящихся по месту жительства. Таких детей должны принять всех (желающих). Отказано по причине отсутствия свободных мест может быть только обучающимся, которые не проживают на закрепленной за школой территории. Иногда недалеко от дома располагаются две и более школы, и родители уверены, что прикреплены ко всем им. Это ошибочное мнение. Ребенок может быть закреплен по месту жительства только за одной школой (а не двумя, тремя). Уточнить эту информацию можно на сайте.

Во-вторых, если вы выбрали для перехода учебное заведение с углубленным изучением отдельных предметов и не прошли конкурсный или индивидуальный отбор. Школа имеет полное право в данном случае предварительно оценить уровень знаний вновь поступающего обучающегося, так как в профильных классах требования намного выше, чем в общеобразовательных. Вы же понимаете, что у учителей нет ни возможности, ни времени подтягивать вашего ребенка до того уровня знаний, который уже имеют дети в классе, куда вы планируете перевести своего ребенка. И класс не может ждать, когда вы подтянетесь, чтобы продолжать дальше осваивать школьную программу. Нужно иметь такой уровень знаний, чтобы плавно, без проблем влиться в процесс обучения в новой школе. Поэтому ребенок должен пройти вступительные испытания, тестирование, к которому желательно подготовиться заранее. Если переводитесь в начальные классы, то обычно проводится собеседование с учителем и психологом. Но если это школа с углубленными изучением иностранного языка, то будьте готовы к прохождению соответствующего тестирования. Ученику средних классов скорее всего предложат тестирование по одному (профильному) или нескольким предметам. А вот для старшеклассников не исключена и сдача определенных экзаменов.

В случае положительного результата прохождения индивидуального отбора и при наличии свободных мест вас принимают в профильный класс. Если же результаты не удовлетворяют требованиям школы, вы можете пытаться перевестись в эту школу в следующем учебном году, ликвидировав за имеющееся время все пробелы в знаниях.

Как быть, если вы вынуждены жить в другом районе города (не по прописке) – так сложились обстоятельства? Главным основанием для перевода ребенка в выбранную вами школу является ваше заявление. В нем указывается адрес проживания обучающегося. Если попросят предъявить документы, подтверждающие факт проживания по указанному адресу, можно показать договор найма.

А если ребенок в 11-м классе? Родители имеют право переводить ребенка в другую выбранную ими школу в любом классе.

Если и ваш ребенок, и его друг (подруга) переводятся в одну и ту же школу, и они хотели бы быть в одном классе. Возможно ли это? Да, но необходимо договариваться об этом с администрацией школы. Обычно если есть возможность, то школа идет навстречу родителям. Закон же предусматривает только право выбора родителями школы, но не класса.

Можно ли перевести ребенка в другую школу, если у него есть академическая задолженность? Или нужно сначала исправить оценку? По закону вы можете перевести в любое время, а задолженность он исправит, обучаясь по новому месту жительства.

К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу - конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе - ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я - Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.

Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу

Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения - это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко - например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру - приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей - напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды , необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы - просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к .

Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:

Ребенок становится замкнутым

Снижается успеваемость

Снижается аппетит и пропадает сон

На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему

В дневнике отсутствуют записи

Владлена Ворона

Хотим перевести ребенка в другую школу, возможно ли это? Может ли школа отказаться принять учащегося в течение учебного года? Какова процедура перевода? В какие сроки должно быть выдано личное дело?

Право на выбор школы

По закону родители несовершеннолетних обучающихся имеют право на выбор образовательного учреждения (п. 3 ). Обстоятельства могут быть разные: смена места жительства, не сложились отношения в коллективе, не устраивает качество образования и т.п. Родителей волнуют вопросы: можно ли перевестись в течение учебного года и как это сделать.

Можно ли перейти в другую школу в середине учебного года

Перевестись в другую школу можно в любое время. По действующему законодательству любая школа, в которую родитель обращается, не имеет права отказывать в приеме, кроме случаев, когда в школе отсутствуют свободные места. В приоритетном порядке должны приниматься дети, поступающие «по месту жительства». Однако, на основании для тех, кто поступает не по прописке, также не должно возникать ограничений.

В каких случаях возможен отказ в приеме в школу

Отказ принять в школу возможен, во-первых, если в школе нет свободных мест и, во-вторых, при поступлении в школу с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, или в школу, «реализующую образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта», отказ возможен, если ребенок не пройдет в ходе индивидуального отбора.

Законодательство дает образовательным организациям право осуществлять индивидуальный отбор при приеме учащихся на ступень основного и среднего образования (с 5 по 11 класс), при поступлении в школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Порядок проведения такого отбора должен устанавливаться на уровне законодательства субъекта РФ.

Также могут проводить конкурс или индивидуальный отбор образовательные организации, реализующие образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта. Такие школы могут осуществлять оценку способностей к занятию отдельным видом спорта, а также требовать справки от отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. (п. 5,6 )

Чем утвержден Порядок перевода из школы в школу

Порядок перевода утвержден "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности":

5. В случае перевода совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося:

  • осуществляют выбор принимающей организации;
  • обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет;
  • при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;
  • обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

6. В заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

7. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

8. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:

личное дело обучающегося;

документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

9. Требование предоставления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую организацию в связи с переводом из исходной организации не допускается.

10. Указанные в пункте 8 настоящего Порядка документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

11. Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема" заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, с указанием даты зачисления и класса.

12. Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.

Административная ответственность за нарушение порядка приема в образовательную организацию и ответственность за отказ в выдаче документов об образовании

За неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 2 )

Также школа может быть привлечена к административной ответственности за нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 5 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Видеоразъяснения по теме

 

Возможно, будет полезно почитать: