Короткое сообщение о царь колоколе. Сколько весит царь-колокол. Самые интересные факты

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45"02.9"N 37°37"07.1"E

Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей - Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом .

Безусловно, Царь-колокол - лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы - колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения - это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше - весом уже 160 тонн.

Однако и ему не суждено было долго звонить - григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер...

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут - это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания - 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало - почти 100 лет.

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время . Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек - Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола - отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых - на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя - Фёдор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

Царь-колокол.

Жертва пожара или великая мистификация России?


Крупнейший в мире Большой Успенский колокол - Царь-колокол стоит в Москве, на территории Кремля у подножия колокольни Ивана Великого.

Царь-колокол — огромный колокол: высота с ушками 6,24 м, диаметр 6,6 м, масса около 200 тонн. Он был отлит в 1735 году из бронзы русскими мастерами отцом и сыном Маториными по указу императрицы Анны Иоанновны.


Украшения, портреты и надписи на нём выполнены лучшими художниками и чеканщиками того времени. Декоративное убранство колокола удивительно богато: изображения религиозных святых и портреты царственных особ и их небесных покровителей.

По официальной версии, 200-тонный колокол был отлит 25 ноября 1735 года и оставлен в литейной яме, где в последующие полтора года проводились чеканные работы. А в мае 1737 года в Москве случился невиданный пожар, от которого пострадал почти весь город.

По официальной версии, над Царь-колоколом загорелись леса, с помощью которых гиганта собирались поднять из ямы. Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От перепада температур колокол раскололся.
От Царь-колокола откололся значительный кусок весом около одиннадцати тонн! Колокол стал непригоден для использования по назначению, поэтому его так оставили в литейной яме, где он и находился около 100 лет.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент.

Уже около двух с половиной веков минуло со времени создания Царь-колокола. Он был и остаётся не просто национальной достопримечательностью России, но и является памятником литейного искусства XVIII века мирового значения.


В 2008 году корреспонденты журнала «Популярная механика» провели собственное расследование возникновения «скола» у Царь-колокола. И выяснилось, что у мастеров колокольного дела давно существует необычная версия гибели знаменитого Царь-колокола!


«Действительно, черный металл, чугун, например, при нагревании и последующем резком охлаждении становится хрупким, - говорит Валерий Николаевич Анисимов, основатель крупнейшего в России специализированного колокололитейного предприятия «Вера». Однако цветные металлы, в том числе колокольная бронза, в таких условиях становятся мягкими и пластичными, а значит, не могут сломаться».


Валерий Николаевич демонстрирует видеозапись следственного эксперимента: обычный (и весьма благозвучный) колокол нагревают докрасна дизельной горелкой и сразу же опускают в холодную воду.
Рабочий ударяет в колокол кувалдой - звука нет, потому что бронза стала очень мягкой. Такой металл не может расколоться.


«Остывание колокола после отливки - очень деликатный момент, - рассказывает Валерий Николаевич. В это время металл уменьшается в объеме, колокол сжимается, все еще находясь на основе-стержне. Чтобы не допустить поломки, необходимо выбивать стержень сразу же, как только металл свежеотлитого колокола начнет затвердевать. Я сам поколол так немало колоколов: выходной, праздник, побежали, забыли колокол на стержне - утром получите трещину.

Вес царь-колокола, находящегося в Московском Кремле равен 201 тонне 924 килограммам.

Памятник знаменит тем, что при проведении чеканных работ в мае 1737 года, случился пожар и колокол был поврежден – от него откололся кусок весом 11,5 тонн (около пяти пудов на тогдашнее исчисление веса). Подготовительные работы по изготовлению гиганта заняли более полутора лет, на плавку металла потребовалось 36 часов, а сам процесс литья занял 1 час 12 минут. Дата отливки колокола – 25 ноября 1735 года. После окончания литья, мастера приступили к чеканным работам, в ходе которых и случился пожар, по одной из версий, загорелись леса, установленные вокруг колокола. При тушении пожара, на раскаленный металл попала вода, что привело к его повреждению. В литейной яме, колокол простоял более ста лет. В 1836 году Царь-колокол был извлечен из места хранения и установлен на территории Московского Кремля.

История создания Царь-колокола

Размеры памятника впечатляют и по сей день: его высота (вместе с ушками равна 6,14 м), диаметр колокола - 6,6 м).

Для изготовления колокола, императрица повелела сыну фельдмаршала Миниха найти в Париже мастера. Придворец предложил взяться за эту работу королевскому механику Жерменю, но тот счел предложение шуткой и отказался от проекта.

Вес царь-колокола равен 201 тонне 924 килограммам.

За отливку взялись русские мастера: Иван Моторин и его сын Михаил. Производилась отливка на Пушечном дворе (расположенном на Ивановской площади) в специально подготовленной земляной форме глубиной порядка десяти метров, кожух был защищен от колоссального давления расплавленного металла слоем плотно утрамбованной земли и кирпичной кладкой. Глиняная болванка определяла внутреннюю форму сооружения, изображения и надписи были нанесены мастерами П.Галкиным, П.Серебряковым, Кохтевым, П. Луковниковым и В.Кобелевым.

После завершения процесса отлива, колокол разместили на железной решетке, которая крепилась на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над плавильной ямой была сооружена деревянная обрешетка, которая и стала причиной пожара. Версия раскола Царь-колокола принимается не всеми историками, существует предположение, что десять сквозных продольных трещин появились в результате нарушения технологии изготовления – остывающее изделие могли оставить на стержне, вследствие чего и произошло его частичное разрушение, а пожар стал лишь благовидным предлогом для оправдания. Доказательствами этой версии считается и тот факт, что за работу мастер получил всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел, в то время как за отливку колоколов для Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря меньших размеров и сложности, мастеру выдали по 8000 рублей за каждый.

Для того, чтобы выполнить отливку гигантского сооружения, был использован не только новый металл в количестве 1276 пудов, но и сплав металла Большого Успенского колокола (отлитого русским мастером Григорием Александровым), который был расколот во время пожара в Кремле в 1701 году. В состав сплава Царь-колокола входят:

В процессе подготовки отлива, постоянно возникали непредвиденные обстоятельства, которые требовали оперативного решения: окончательный процесс выплавки оказался успешным лишь с третьего раза, первые два окончились неудачно – при первой попытке вышли из строя две плавильные печи, во второй раз случился пожар. Иван Моторин скончался до окончания выплавки колокола, его дело достойно завершил сын Михаил.

Восстановление Царь-колокола

Первоначально Царь-колокол должен был быть действующим, его планировалось подвесить на звоннице колокольни Ивана Великого после сооружения нескольких галерей на разных высотах. Целью постройки галерей, соединенных с колокольней, было придание устойчивости всему комплексу сооружений и его защите от сверхмощного звона Царь-колокола. Реализации проекта помешал пожар 1737 года, уничтоживший часть города вокруг Царь-колокола.

Попытки поднять сооружение в 1792 и 1819 году закончились неудачей, массивный памятник провел в земле более века. В 1836 году операцию по извлечению колокола из земного заточения, возглавил Огюст Монферран. Святейшие особы, находившиеся ранее у власти, так же пытались найти способы поднять колокол на поверхность. Так император Павел I в 1792 году в один из визитов в Москву дал задание механику J. Guirt придумать способ переместить колокол на другое место. Но составленный инженером проект не был реализован по причине боязни, что при поднятии гигант сломается. Несколькими годами позже, Император Александр I так же поставил задачу генералу Fabre переставить памятник. Но Царь-колокол оказался на поверхности лишь во времена правления Николая I. Изначально, император решил построить для гиганта колокольню, но реставрация колокола оказалась невозможной из-за размеров медного великана.

Операция по поднятию колокола из земли состояла из нескольких этапов. Вокруг сооружения была произведена выемка земли, на глубине 30 футов и сооружен сруб для укрепления стенок конструкции. Затем несколько насосов откачали полностью воду и был произведен осмотр памятника. Подъем начался рано утром, от максимальной нагрузки два каната лопнули и крепежный блок отскочил в леса. По этой причине произошел перекос и гигант начал заваливаться на бок. Исправить ситуацию смогла лишь смелость одного из рабочих, который спустился в яму и устроил подборку из дубовых бревен. Колосс был опущен на подпорку и подъем остановили. Причиной неудачи стали канаты, которые отсырели и частично прогнили, в ожидании прибытия Монферрана. Были заказаны новые тросы и количество воротов увеличили до двадцати. Новую операцию назначили на 23 июля, она оказалась успешной и заняла 42 минуты 33 секунды, колосс был извлечен и водружен на полозья, которые доставили Царь-колокол на изготовленный заранее постамент. Несмотря на вековое забвение, литейный памятник полностью сохранил свой первоначальный вид и после очистки на нем отчетливо проступили барельефы царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны.

Вес «братьев» Царь – колокола

Кроме грандиозного исторического сооружения, покоящегося на территории Московского Кремля, известны Царь-колокола, которые были изготовлены в начале ХII века и в 1654 году. Последний колокол имел вес порядка 130 тонн. В 1748 году был отлит колокол, который так же был назван царским, его вес составлял 64 тонны или 4 тысячи пудов. Он был уничтожен в 1930 году. Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры так же носит имя «Царь». Самый массивный современный колокол был отлит в 2004 году, весит он 72 тонны. Металлический гигант является символикой на марках, картинах, денежных знаках. Выпущенные в эпоху революции 1917 года и мгновенно обесценившиеся деньги «керенки» с изображением Царь-колокола, в народе были прозваны «колокольчиками». Спустя многие годы, памятник литейного искусства по-прежнему остается одним из самым массивных и величественных сооружений в мировой культуре.

Знаменитый Царь-коло­кол предназначался для Ивановской звонницы. История его начинается со времен Бориса Годунова, повелевшего отлить колокол весом более чем в тысячу пудов и повесить на деревянном срубе. Однако в один из кремлевских пожаров деревянная звонница сго­рела, колокол упал и разбился. Алексей Михайлович приказал пере­лить его с большой добавкой металла, доведя вес до 8000 пудов, и поме­стить на Филаретову пристройку. Но царский благовестник повторил судьбу предшественника, разбившись при пожаре 1701 г.

В 1730 г. только что взошедшая на престол императрица Анна Иоанновна пожелала еще раз перелить обломки. Новый колокол должен был весить 13000 пудов (более 200 тонн). Отливка колокола та­кого размера представляла чрезвычайно сложную техническую зада­чу. Разрешить ее взялся мастер Иван Моторин. Прямо на площади ле­том 1734 г. начали устраивать печи. Первая отливка оказалась неудач­ной: печи прорвало, и металл ушел в землю, к тому же чуть было не начался пожар. Моторин начал подготовку ко второй отливке, но не успел завершить работу. Дело успешно продолжил его сын Михаил. Когда все сно­ва было готово к отливке, на площадь на всякий случай собрали 400 пожарных, и коломенский архиепископ Вениамин после молебна собст­венноручно затопил первую печь. 25 ноября 1735 г. литье было благо­получно закончено.

В целом декоративное убранство Царь-колокола - образец искусства барокко, в котором нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора. Скульп­тор Ф. Медведев, некогда посланный Петром I для обучения в Вене­цию, украсил литейную форму множеством орнаментов, надписей и рельефными фигурами Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, ко­торые надо было очистить и прочеканить. Поэтому колокол так и оста­вался в яме, на решетчатом помосте, до 1737 г., когда в Кремле в оче­редной раз разбушевалась огненная стихия. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, а при тушении огня водой колокол не­равномерно охладился и треснул. Вначале его думали перелить, но по составленной смете расходы оказались больше, чем затратили на пер­воначальную отливку. Затем возник проект (правда, вряд ли осущест­вимый) припаять отколовшийся край, однако автор проекта, архитек­тор Форстенберг, умер от чумы 1770 г. Тем временем колокол продол­жал оставаться в яме. В 1821 г. по повеле­нию Александра I яму расчистили и спустили в нее лестницу для удоб­ства любителей достопримечательностей. На поверхность земли Царь-колокол извлекли только в 1836 г., водрузили на постамент и приварили сверху проушины-кронштейны, несущие державу с крес­том; механизмы для подъема колокола сконструировал строитель Исаакиевского собора в Петербурге, архитектор и инженер О. Монферран.

"Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее - о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела." И.Д. Костина. Колокола Московского Кремля. Москва, 2007

Одной из самых интересных и заметных исторических достопримечательностей Московского Кремля является . Но поражает он не своим сильным звучанием (он никогда не звонил), а своими огромными размерами и массой. Царь-колокол расположен на Ивановской площади и все желающие могут на него полюбоваться. Его высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса 202 тонны.

Царь-колокол был отлит семьей известных мастеров-литейщиков Моториных (отец Иван и сын Михаил) в XVII веке. Несомненно, Царь-колокол их лучшая и самая грандиозная работа, однако, Моторины также отлили множество других колоколов и пушек. Причем старались они не только для Московских храмов - их колокола, например, можно встретить в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

У нынешнего Царь-колокола было несколько преемников. Самым первым был колокол весом в 40 тонн и отлитым в 1600 году. В середине XVII века он разбился и было принято решение выплавить новый, но гораздо большего размера. Новый колокол был отлит и размещен у колокольни царя Ивана Великого. Его вес составил 130 тонн. Но и он не смог долго прожить, разбившись в 1654 году во время рождественского колокольного звона. На этом также решили не останавливаться и поручили профессиональному литейщику А. Григорьеву отлить новый колокол, но уже весом в 160 тонн.

Очередному колоколу также было не суждено долго звонить - он разбился в 1701 году во время сильного пожара. И лишь спустя 30 лет императрица Анна Иоановна предприняла попытку возрождения Царь-колокола. Лишь на подготовительные работы ушло порядка 4 лет.

Для того, чтобы отлить новый колокол, на Ивановской площади создали специальную форму, установленную в 10-метровой яме. Стенки формы укрепили кирпичом и специальными вставками из дуба, а на дно разместили железную решетку. Для основания этой конструкции было принято решение использовать дубовые сваи. После того, как форма колокола была помещена в яму, в нее залили расплавленный в четырех плавильнях металл. Материалом послужил старый Царь-колокол, разбившийся во время пожара. Руководителем и исполнителем проекта был Иван Моторин.

26 ноября 1734 года, после проведения службы в Успенском соборе, были затоплены плавильные печи. И вот, когда казалось, что уже ничего не должно помешать отливке колокола, две плавильные печи дали сбой и через них начал вытекать расплавленный металл, который привел к большому пожару. А спустя некоторое время умер Иван Моторин...

Завершить создание Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина - Михаил. 25 ноября 1735 года за 1 час и 12 минут был отлит последний вариант колокола, после чего его начали украшать чеканкой. Однако очередной пожар, произошедший в мае 1737 года, опять вмешался в судьбу колокола. В результате него загорелись бревна, служащие каркасом кожуха в литейной яме. Колокол начал нагреваться и для того, чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Такого перепада температур Царь-колокол не выдержал и от него откололся кусок, вес которого составил более 11 тонн. После пожара Царь-колокол так и остался лежать в литейной яме, пробыв там почти 100 лет.

Лишь после войны с Наполеоном, во время восстановления Кремля в 1836 году, Царь-колокол был установлен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Царь-колокол стал шедевром литейного искусства царской России. Рассказывая о Царь-колоколе, нельзя не упомянуть одного замечательного человека - Августа Монферрана. Он приобрел славу отличного мастера по работе с тяжелыми конструкциями после возведения Исаакиевского собора, где он был главным архитектором. Именно он организовал подъём Царь-колокола на постамент, построенный по его же проекту. Люди поражались увидев мощь и величие поднятого Царь-колокола.
Август Монферран также отлил медную державу с крестом, установленную сверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а позолоченный. Тем не менее от этого вид Царь-колокола не становится менее захватывающим. На украшающих Царь-колокол барельефах можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий колокол, а также вдохновительницу создания нового - императрицу Анну Иоановну. Под изображением императрицы красуется надпись о создателях Царь-колокола - Иване и Михаиле Моторинах. Также на колоколе изображены христианские святые - Христос с Богоматерью, апостол Петр и Иоан Предтечи. Однако из-за предыдущего пожара 1737 года, чеканка не была полностью завершена. Мастером занимавшимся чеканкой являлся Фёдор Медведев, чьё имя было установлено лишь недавно.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол был отлит во времена Петра I (конец XVII - начало XVIII вв.). Когда царь вернулся в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонаря раскачать колокольный язык. В ярости Петр I послал ему на помощь роту военных, однако те лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не начал звонить. В народе говорили, что колокол упрямей царя. В руках Петр I держал отобранную у шведского короля дубинку. В гневе за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара от Царь-колокола откололся кусок, а он сам с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты верят в то, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • У Царь-колокола никогда не было языка. Тот, что находится рядом с ним, был взят от другого колокола.
  • В плавку было добавлено 525 кг серебра и 72 кг золота, что должно было улучшить звучание.
  • Несколько раз предлагалось спаять колокол для использования его по прямому назначению. Однако специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получиться.
  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы он не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили.

 

Возможно, будет полезно почитать: