Картины в стиле декаданс. Эстетика декаданса. Характерные особенности литературы декаданса

На стыке веков в общественной жизни, литературе и культуре в целом, происходят довольно странные явления. .. Преобладание формы над содержанием, отречение от общепринятых стандартов, жизнь «здесь и сейчас» - вот основные идеологические принципы стиля «декаданс» , возникшего в конце девятнадцатого века. И интерес к нему вернулся в конце двадцатого – начале двадцать первого века

.

Интерьер в стиле «декаданс» как нельзя более соответствует нынешним тенденциям. Но! декаданс не из тех стилей, который подойдет среднестатистическому человеку. Это интерьер для сильных, интеллектуальных и (не побоимся этого слова) эгоистичных личностей, которые умеют наблюдать жизнь «со стороны»

.

Если домовладелец по своей натуре артистичен, то ему вполне подойдет дизайн интерьера квартиры в стиле декаданса. Такой вид квартиры дает ощущение недосказанности и вызывает множество ассоциации при взгляде в каждый ее угол. Элегантные элементы декора помогают создать артистичный дизайн интерьера дома

.

Эта артистичность и театральность должна просматриваться уже в дизайне коридора и холла. Входная зона с «театральными» гардеробными шкафами и мраморным напольным покрытием с экстравагантным рисунком даст входящему ощущение интеллектуальности и комфортабельности домашнего интерьера вкупе с уютом и светскими вечерами

.

Изысканная и элегантная гостиная будет по-особенному парадной, если ее выполнить в неяркой цветовой палитре, состоящей из бежевых и жемчужных оттенков. В дизайн интерьера комнаты идеально впишутся элементы декора, которые были свойственны внутренним убранствам зал эпохи модерна – итальянская мебель с элегантной резьбой и плавными линиями, гнутые ножки стульев и стола в центре гостиной, светильники в «позолоченных» оправах и так далее

.

Наряду с артистичностью и асимметрией в данном стиле уживаются и ультрасовременные элементы, в частности, объединение гостиной со столовой зоной широким арочным проемом. Благодаря последнему и единству стилей в оформлении столовой и гостиной их пространства визуально сливаются, заодно становясь зрительно шире

.

В случае декаданс-интерьера спальня должен быть с отчетливыми линиями в декоре, с множеством живописных полотен на стенах. Общий колорит комнаты должен быть сдержанным и в меру ярким. Эпоха модерна была временем необузданной страсти в дворцовых покоях и периодом, когда вельможи и цари умели и любили отдыхать изысканно. Ввиду этого внутреннему убранству спален уделялось особое внимание

.

Колорит интерьера в стиле «декаданс» тяжел и сложен для восприятия: черный, фиолетовый, насыщенные изумрудно-зеленый, малиновый и серо-синий цвета сочетаются между собой самым причудливым образом. Черный потолок и изумрудно-зеленые стены? Мебель с обивкой фиолетового и малинового цвета на темно-синем ковре? Картины в тяжелых позолоченных рамах на красных стенах? Да, все это приемлемо в декадансе, главное, чтобы хозяин чувствовал себя в этой обстановке комфортно и уютно (мнение гостей учитывать не принято). А разбавляют эти мрачноватые тона детали неожиданно «веселеньких» расцветок – светло-розовые и сиреневые подушечки на диване, легкие золотисто-бежевые тканевые абажуры светильников, деликатные зеленовато-голубые скатерти

.

Главный критерий для выбора мебели – удобство. В одном помещении могут соседствовать классическая банкетка, пуф, обтянутый тисненой кожей, и тяжеловатые «бюргерские» кресла. Единственное, что объединяет эти разнородные предметы – колорит и фактура обивочных тканей. О колорите уже было сказано выше, а что касается фактуры, то тут царствуют велюр, плюш, бархат и мех (допустим как натуральный, так и искусственный). Ворсистые, тяжелые ткани используют и для драпировки окон. Кстати, сами модели портьер и занавесей не отличаются особой сложностью – прямые полотнища, собранные тканевыми подхватами

.

Светильники для интерьера в стиле декаданс можно охарактеризовать следующим образом: сложные и красивые. Многоярусные люстры с золотой арматурой, хрустальными подвесками или стразами сваровски всячески приветствуются. Но абажуры люстр могут быть тканевыми, набранными из нитей бисера или изготовленными из разноцветных перьев

.

Лучшие аксессуары – сложные механические игрушки. Это могут быть как игрушки в самом прямом смысле слова (например, музыкальная шкатулка с танцующими балеринами), так и настенные или настольные часы необычной конструкции. И еще один неизменный атрибут интерьера в стиле «декаданс» - книги. Правда, для интеллектуального и эгоистичного декадента книги не атрибут или аксессуар, а неизменный собеседник. Причем, гораздо лучший, чем большинство людей.

Из известных личностей, отдававших предпочтение этому стилю, можно привести Оскара Уальда

.

Оскар Уальд страдал безграничной любовью ко всему прекрасному – изысканным интерьерам, хорошей литературе, красивой одежде, экзотическим напиткам и, конечно же, дорогим сигарам.

Для этого человека в жизни не было запретов и правил. Он всегда считал, что гениальность дает ему право на все во имя искусства. Как-то, заполняя таможенную декларацию, он даже сказал, что ему нечего декларировать, кроме гениальности. Но общество не всегда терпеливо относится к странностям талантов, и люди часто не понимали писателя

.

Оскар всегда с юмором относился к трудностям: когда однокурсники за ноги вытянули его на холм он встал, отряхнулся и выразил свое восхищение видом, который открывался с того места, а когда его судили за преступную связь с мужчинами он шутил над малограмотностью обвинителя. Веселый по жизни Уальд часто был в центре внимания. Приглашая к себе гостей для споров об искусстве он угощал их сигарами высочайшего качества, эксклюзивными чаем и кофе, редкими винами, создавал приятную атмосферу в доме. Люди всегда приходили к нему с удовольствием и уходили в веселом настроении. Оскар броско одевался,- говорил, что моду создает сам человек – он экспериментировал с одеждой, при этом не выходя из привычного образа денди. На приемы, где должен был появиться Уальд много людей приходило только чтобы посмотреть на этого чудаковатого ирландца и послушать его сатирические размышления

Из русских поэтес Зинаида Гиппиус, пожалуй, предпочла бы иметь интерьер стиля декаданс:-)

@Milendia (Иллюстрации Елены Витер)

Декаданс. Красивое слово, которое при произношении будто совершает некий танец на языке. Этим словом сегодня пользуются довольно часто, применяя его к самым разнообразным вещам - от музыки до высокой моды. Зачастую причиной этому становится просто его красота и романтичная мрачность. Декадентскими сегодня любят называть воздушные черные платья, достойные современниц Эдгара Аллана По, удушливо-печальную музыку, витиеватые стихи о боли и смерти и многое другое, полное потусторонней мистики. Однако за словами всегда стоит долгая история. Раз уж слово «декаданс» снова танцует у людей на языках, стоит заглянуть за его оболочку и узнать, есть ли там что-то столь же мрачно прекрасное, как и его звучание.

Как и многие другие красивые слова, «декаданс» появился на свет во Франции. Термин этот был введен французскими историками в середине XIX века для того, чтобы кратко и емко обозначить один интересный период. Только этот период не имеет отношение к истории Франции, как многие думают. Термином «декаданс» изначально описывались события, имевшие место в Римской империи конца II -IV вв. Распад нравов, усиление социальных противоречий, политический и экономический кризис вызвали удивительный подъем культуры и искусства. В умах римских писателей и философов царили мистические и оккультные настроения, неудовлетворенность настоящим заставляла их романтизировать древность и вернуться к архаике, как в стиле, так и в языке. Именно в этот период жил и творил Апулей, автор знаменитого «Золотого осла», повествующего о похождениях беспутного знатного юноши Луция. Неприкрытый эротизм, колдовство, язвительная ирония и высмеивание безнравственности общества в этом романе отражают всю суть упадничества, пропитавшего римскую жизнь той эпохи. Помимо Апулея римский декаданс воплощали в своих произведениях такие авторы, как Плутарх, Петроний и Лукиан, называемый «Вольтером древности». Вывод из всего этого напрашивается один: кризис общественной и политической жизни зачастую служит стимулом для расцвета культуры, насыщает ее и обогащает.


Итак, декаданс хоть и означает упадок и кризис, относится скорее к области культуры, развивающейся и цветущей в непростые для общества годы. Позже этим словом стали описывать тот тип мировосприятия и комплекс умонастроений, который сложился в культуре конца XIX века. Болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, а также стремление убежать от действительности стали определяющими в европейской культуре рубежа веков. И снова источником таких упаднических настроений в умах писателей, философов, поэтов и художников стал кризис общественного сознания. Основатели декаданса стремились избавиться от старых течений в искусстве и создать новые, соответствующие усложненному мироощущению человека того времени. Стремясь к полной свободе творчества, авторы отказались от политических и гражданских тем и обратились к мотивам небытия и смерти, отрицанию исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, воспеванию хрупкости красоты и любви. Одним из инструментов декадентов был эпатаж читателя и зрителя. Эпатаж воплощался в парадоксах, символах, эротизме, чувственности и мистике. Декадентское искусство рубежа веков стало таким знаковым и ярким, что первоначальное значение слова, описывающее период древнеримской истории, затерялось в пыльных архивах. Новые декаденты были весьма сложными натурами и облачили понятие декаданса в пышные вуали загадочности и запутанности. Дать одно четкое определение красивому слову стало не так-то просто. Все декаденты имеют совершенно разное мнение относительно того, что заключает в себе это понятие. Для многих декаданс неразрывно связан с символизмом. Федор Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может, единственное, орудие сознательного символизма». Омри Ронен писал, что декаданс является «не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые, в равной мере, окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени». Красиво, витиевато, таинственно, как влажные черные глаза прерафаэлитских дев.




Суть декаданса и его философская составляющая стали по мере возможностей ясны. Посмотрим, как мысли декадентов раскрывались в разных формах искусства, и начнем с литературы. Божественное упадничество сочится из стихов Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Поля Верлена, Артюра Рембо. Они задали тон, который немедленно подхватили русские символисты Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Брюсов. Все они писали совершенно по-разному: у одних реальность вызывала медленно стекающие по бледным щекам слезы, другие бросались в нее грубыми и агрессивными строчками, а третьи воспевали исключительно идеалы Античности. Пышная и детальная форма в стихах так плотно окутывает содержание, скрывая его от внешнего мира, что понять всю суть декадентской поэзии очень непросто. Это искусство не для публики, но для самого искусства. Этакий огромный синий бриллиант на дне Марианской впадины, до которого никто не может добраться. Что касается драматургии, нельзя не вспомнить, конечно, «Синюю птицу» Мориса Метерлинка о вечном стремлении человека к счастью и постижению бытия.


Особо выделить стоит один блистательный дуэт, который станет плавным переходом от декадентской литературы к декадентской живописи. Речь идет о захватывающей дух гармонии, которой добились в своей совместной работе писатель Оскар Уайльд и художник Обри Бердслей. Эти два англичанина создали совершенный образец литературного и художественного декаданса – пьесу «Саломея». Обращаясь к библейскому мифу о царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Эти ингредиенты своими тончайшими черными линиями, драматичными фигурами и невесомыми композициями изобразил на бумаге Бердслей. Удивительный диалог между словами писателя и рисунками художника – это и есть «Саломея». Последним фантастическим штрихом в этой истории стал одноименный немой фильм, снятый в 1922 году Чарльзом Брайантом и Аллой Назимовой. Слова Уайльда не звучат, но читаются во взглядах и пластике тел, а обрамляют все это декорации и костюмы, повторяющие мысли Бердслея.

Балансируя между безумием и странными снами, Бердслею вторили многие художники. Врубель с его глубокими густыми цветами и образами, американка Ромейн Брукс с ее холодными портретами, прерафаэлит Россетти и его волшебные полотна, Франц фон Штук и его демонические создания – это лишь немногие, кто проиллюстрировал дух декаданса. Как и в случае с литературой, каждый декадент от живописи представляет эстетику божественного упадничества абсолютно по-разному. Прерафаэлиты отдавали предпочтение мифическим, сказочным, а иногда и библейским сюжетам, другие мастера фиксировали реальность, но оттеняли ее нотами меланхолии и мрачности, и все это творилось каждым художником в своей уникальной технике.

Что касается музыки конца XIX – начала XX века, то в ней дух декаданса отразился несколько иначе, чем в литературе и изобразительном искусстве. Неудивительно, ведь у музыки всегда особая история. Музыку рубежа эпох можно охарактеризовать двумя категориями, и можно сказать, что они обе проистекли из декадентских идей. Первый путь, по которому пошла тогда музыка – это новый взгляд на мифы, легенды и сказки. Их воплотили в нотах Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рихард Штраус. По второму пути пошли композиторы-экспериментаторы, целью которых было отречься от старых классических форм и найти нечто, что отразит стремительно меняющуюся жизнь вокруг. Здесь особая роль принадлежит футуристам, воспевателям заводов и механизмов. Они делали с музыкой такое, что тогда было уму непостижимо. Это, в первую очередь, Франческо Прателла, Луиджи Руссоло, Клод Дебюсси. Знаковым культурным событием мирового масштаба стали «Русские сезоны» Дягилева. Они воплотили в себе переосмысление балета, костюма и человеческого тела, не говоря уже о музыке. В ней революцию совершил гениальный Стравинский.


Описывать философию и искусство можно бесконечно, краткость тут таланту не сестра. Попробуем подвести некий итог. Декаданс – это не течение и даже не объединение течений. Все, что делали люди, которых именуют декадентами, нельзя назвать так просто одним словом. Лучшего всего будет сказать, что совершенно разные произведения стали реакцией разных людей на одну и ту же реальность – рубеж XIX и XX веков, переломное время, время потрясений. Упадок в обществе, как когда-то в Римской империи, вызвал бурный творческий всплеск и стал началом множества новых течений и поисков новых форм. На этом закончим разбираться в прошлом и начнем подбираться к настоящему.

Итак, декаданс – это состояние духа, настроение, в котором пребывает довольно большое количество людей. Наверное, поэтому достаточно часто можно услышать это слово применительно к бурным вечеринкам 1920-30-х годов. Как многим должно быть известно из истории, это был ужасный мировой экономический кризис. Это, во-первых. Во-вторых, 1920-е и 1930-е годы – это так называемый период между двумя мировыми войнами, адом, через который уже прошли, и подсознательным предчувствием ада, через который предстоит пройти. У Пушкина есть маленькая трагедия, которая называется «Пир во время чумы». Этим именем и можно назвать те яркие, сверкающие и безбожно дорогие вечеринки, которые устраивали богачи в 1920-30-е годы. Жажда спрятаться в бокале шампанского от ужасов недалеко прошлого, холодного настоящего и темного будущего. Как военная форма скрывает бойца от врага, так блестки и перья скрывали леди и джентльменов от их страхов, отчаяния и разочарований. Пир во время чумы стал синонимом декадентскому настроению. Искусство, конечно же, снова обогатилось: певцы «потерянного поколения» Фицджеральд, Миллер и Хемингуэй, художники Тамара де Лемпицка, Пабло Пикассо и Ман Рэй, стиль ар-деко и такой джаз, который говорит: «Жизнь прекрасна, не смотри за окно».


Что же происходит сегодня? После всех этих тысяч слов нетрудно оглядеться и понять, что сегодня имеет место очередной общественный и политический кризис, а также реакция на него творческих людей. Мы снова погрузились в декадентское настроение, и кто-то в нем попросту тонет, кто-то выплескивает недовольство реальностью в искусство, а кто-то наряжается в блестки и перья и танцует. Упреждая фразу «ничего нового не происходит», скажем: происходит новое, происходит каждый день. Кто-то пишет стихи, кто-то – роман. Кто-то рисует на маленьком или большом холсте или листе бумаги. Кто-то репетирует новую песню, а может быть симфонию. Кто-то учится у прошлого, а кто-то бьется над новыми формами. Тем более что сегодня можно все. В конце концов, кто-то безудержно веселится с бокалом шампанского, и это тоже прекрасно. Вот это и есть декаданс. И последнее: здесь ведь доказано, что божественное упадничество и грусть могут быть созидательными, не так ли?

Катерина Мячикова

Термины декаде́нтство, декада́нс для обозначения литературного течения стали употребляться во Франции в 1880-х гг. и в 1890-х-1900-х в России, Германии и других странах.

[редактировать]

Возникновение

В 19 веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала грозными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца 19 века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу. На многих этих авторов повлияли традиции готического романа и поэзия и проза Эдгара Аллана По.

Хотя идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, позднее, после Дезире Низарда (фр. Désiré Nisard) - французского писателя и критика - она заимствуется и берется на вооружение критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтистов, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-ых годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Как литературное движение, декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-ых годов. Большая часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

[редактировать]

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии иискусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности. В защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения».

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве, например, импрессионизм. И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства, например, в русском символизме.

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психофизическоговырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства,эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Декаданс

Понятие "декаданс" (decadence) употреблялось в исторической науке и обозначало эпоху упадка. Позже значение этого термина расширилось и было перенесено на художественную культуру.

В 80-90-х годах XIX в. во Франции, а затем во всей европейских странах декадентами называли себя антиреалисты. Декаданс - эстетическое неприятие реальности, сочетающееся с индивидуализмом. Декаданс - это всегда пессимистическое мировидение, сочетающееся с аристократической утонченностью.

Французский писатель Ж. Гюисманс в романе "Наоборот" (1884) прокламировал декадентское мировидение, трактовавшее человека как существо, находящееся вне морали и подвластное иррациональным силам.

В России термин "декадентство" появился благодаря книге М. Нордау "Вырождение" (издана на русском в 1893 г.). Нордау декадентство считал плодом патологии психики и интеллекта.

Декаданс - течение русского символизма, корни которого критика видит не в психической, а в социальной почве.

Пренебрежение общественными задачами - признак декадентства. Оно, по мнению критиков, появилось из-за кризиса либерального народничества. Н. Минский (Николай Максимович Виленкин, 1855-1937) был поэтом гражданской темы. Однако именно он заявил: "я цепи старые свергаю, молитвы новые пою" (Минский. 1907. С. 3). В статье "Старинный спор" Минский ратует за "чистое" искусство, свободное от публицистичности (См.: журнал "Заря". Киев. 1884. № 193). Поэт выступил с декадентскими декларациями.

В России эстетическим манифестом декадентства стала книга Д. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", отвергающая социальную проблематику ("мертвые разговоры мертвых людей об экономическом благосостоянии народа" (Мережковский. 1893. С. 62). Мережковский отверг позитивизм мировой науки и реализм русской литературы. Автор выступил за создание "нового идеального искусства, грядущего в России на смену утилитарному пошлому реализму (Там же. С. 46).

Блок не приемлет декадентство и осуждает его субъективизм, индивидуализм, отсутствие идеалов, веры в добро. Поэт пишет: "Настоящее декадентство - субъективно-индивидуальное - обречено на гибель". (Блок. 1930. С. 31).

Символизм осознается Блоком как путь преодоления декадентства. Он писал будущей жене Л. Д. Менделеевой (26 декабря 1902 г.): "я ведь не декадент, это напрасно думают. Я позже декадентов" (Там же. С. 50).

Декадент ощущает себя представителем высокой культуры, клонящейся к закату.

Особенности

Художественный принцип и установка символизма - преображение "неживого" в "живое". Не познанное, не отраженное, не преображенное художником не существует - таков эстетический максимализм символистов.

Сюжеты картин художников-символистов - преимущественно мифологические, мистические или фантастические.

Символизм создавал "подземное течение мысли" и "невидимый" мир позади видимого образа, некий подтекст, вызывающий поток смутных ассоциаций.

В символистской живописи линии и краски причудливы, мало похожи на очертания и цвет реальных предметов. Персонажи картин - фантастические, воображаемые существа.

А. Бёклин считал, что символистская картина должна о чем-то повествовать, побуждать зрителя к размышлениям подобно поэзии и производить впечатление подобно музыкальной пьесе.

Мир предстает у символистов в гамме закатно-сумеречных красок.

Поэзия Гиппиус эгоцентрична, пессимистична, полна отчаяния и экзистенциального ожидания смерти.

Не жду необычайного: Все просто и мертво. Ни страшного, ни тайного Нет в жизни ничего.

(Гиппиус 3. Собр. стихов 1889-1903. М., 1904. С. 85)

Гиппиус отвергает обыденную жизнь и прокламирует (стихотворение "Песня", 1893): "Мне нужно то, чего нет на свете" (Там же. С. 2).

Западные критики конца XX в. считают, что символизм - выражение референции реальности одного уровня с помощью соответствующей реальности другого уровня, выражение идей с помощью символов; направление в литературе и живописи, которое использовало средства художественной выразительности для чувственного выражения идей, эмоций, абстракций.

Символизму присуща универсальная музыкальность. Ученик Малларме Поль Валери считает обращение к музыке отличительным признаком всех поэтов, ставших под знамя Символа. Символисты Жюль Лафорг и Густав Кан сознательно стремились к ритмической и мелодической свободе и прокламировали это стремление. Оно присуще всем символистам.

«…Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,
Забытый, зыблемый приливом и отливом,
Моя душа скользит по воле бурных волн»
Поль Верлен

Человек во все времена остро переживал периоды перемен. Смена времен года, смена власти, приход нового столетия или тысячелетия всегда воздействовали на общество, находя отражение в самых неожиданных проявлениях. Особенно остро на перемены реагировали (и реагируют) деятели искусства и личности, причисляющие себя к таковым.
Еще с далекого XIX века так сложилось в искусстве, что угасание той или иной эпохи находило свое отражение в творчестве известных художников, композиторов и литераторов. Это явление называется звучным словом «». Наверняка многим вспомнится песня группы «Агата Кристи» «Декаданс». Так вот, альбом «Опиум для никого», на котором присутствует эта песня – яркий пример отечественного декаданса на заре 1990-х. Но вернемся к, так сказать, истокам.

Модернистское искусство конца XIX века с характерными чертами упадничества, апатии и индивидуализма называется декадансом. В переводе это слово и означает «упадок». Конечно, не всё искусство того периода можно назвать декадентским. Если перечислять главное в декадентстве, то стоит отметить индивидуализм, пессимизм, имморализм, настроения безнадежности и болезненности. Декаденты вроде бы устали от академического искусства и требовали новых форм и индивидуализма. Однако ничего радикально нового для создания этих новых форм они не делали, а просто констатировали факт упадка культуры в своем творчестве.
Кто же был главным декадентом того времени? За рубежом это Оскар Уайльд, Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюра Рембо, Мария Корелли, Гюисманс. В имперской России декадентами были Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Мережковский, Федор Сологуб и т.д. Основные темы их творчества – отвращение к жизни, безнадежность, упадок и регресс в обществе и культурной жизни. Что касается стилистики и художественных приемов, то их творения импрессионистичны по характеру и изобилуют символами, знаками и метафорами. Любили декаденты стилизацию, а форма часто преобладала над содержанием.

Действительно, поэты и художники не зря долгое время пребывали в ожидании чего-то необратимого, осознания, что ничего нельзя изменить, и нынешней эпохе постепенно приходит конец, за которым неизвестно, будет ли продолжение. Европейское общество еще в конце XIX века пребывало в напряжении и ожидании необратимого. Первая мировая война обрушилась на Европу, разрушила старые порядки и обозначила начало нового мира и эпохи Новейшего времени. Неужели эту войну европейские творцы предчувствовали за 30 лет до ее начала? Декадентство в России хотя и началось немного позже, чем в старой Европе, однако поводов для пессимизма впоследствии было значительно больше – революция 1905 года, Первая мировая война, а затем и революция 1917 года, за которой последовала пятилетняя гражданская война, - всё слилось в мощную лавину несчастий, конца которой не было видно.
Отношение к декадентству в разное время различалось. В конце XIX века литераторы и искусствоведы вели споры, что же такое декаданс – часть символизма или его начало? А может это просто единое настроение в искусстве и общественной жизни? К единому знаменателю тогда не пришли. Не пришли к нему и сейчас
.
В конце 1980-х волна декадентства снова накрыла Россию. Впрочем, причины этому были ясны и понятны – распад СССР был необратим, и прекращение его фактического существования было лишь вопросом времени. Возможность свободно творить, отсутствие запретов и табуированных тем вызвали бурный рост андеграундного искусства. Однако не вся творческая интеллигенция с восторгом приняла самоуничтожение системы. Пессимистические настроения и отсутствие веры в будущее породили среди творческого подполья расцвет декаданса, новый всплеск упаднических настроений. Декаденты Петербурга и Москвы организовывали различные декадентские тусовки, которые плавно переросли в фестивали декадентского искусства. Однако фестивали декаданса появились почти спустя десятилетие после распада СССР. До этого богемная публика скромно зависала на частных квартирах и маленьких рок-клубах.
Уже в преддверии нового тысячелетия декадентская богема начала выходить в свет. Так, в 1999 году видным деятелям питерского андеграунда – Марусе Климовой и Тимуру Новикову. Тогда они организовали фестиваль «Темные ночи». Мероприятие проходило в концертном зале Санкт-Петербургского зоопарка. В этом "самом похабнейшем шоу сезона" участвовали известные питерские и московские музыканты, поэты, актеры, юмористы. Участники демонстрировали свои умения (или неумения) на фоне весьма скромных декораций. В этот же период появляются и известные ныне гуру русского рока, а тогда вполне декадентские по форме и содержанию «Бостонское чаепитие», «Оберманекен» и уже упомянутая нами «Агата Кристи».

Конечно, вряд ли можно отождествить русское декадентское искусство 1990-х годов с декадансом конца позапрошлого века. Да, всё то же упадничество, пессимизм и, если хотите, гротеск. Однако в этом случае декаданс получился стилизованный, китчевый. В нем появилось больше пафоса и гламура, граничащего с дурновкусием. Богема захотела создать атмосферу салонности и куртуазности, и в погоне за этим утратился дух декаданса . Он испарился за суетой, наигранностью и абсурдом. Улетучилось неторопливое созерцание увядания и отмирания эпохи, не осталось места для любования смертью и закатом.
Фестивали декаданса по-прежнему проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Они вышли из домов культуры и сырых полуподвалов. Теперь столичные декаденты тусуют по модным клубам, одеваясь в черный бархат и стразы, и воспевают кокаиновый приход. Кстати говоря, современной декадентской литературе и музыке вообще присуща эдакая галюциногенность. Отдельные черты декадентства можно найти у Пелевина, Макса Фрая, БГ и Летова .
На данный конкретный момент также имеют место быть деятели искусства, причисляющие себя к декадентам. Часть из них – остатки старой гвардии, которая бесновалась в 1990-е, другая часть – «новые русские декаденты». Эти т.н. творцы также пишут об упадке в обществе и культурной жизни, о крушении старого мира и загнивании эпохи. Однако ретроспективный взгляд на декаданс позволяет увидеть, что этот период всегда очень ограничен по времени. Он не может длиться долго, поскольку это лишь своеобразное осмысление ушедшего, некое «послевкусие эпохи». А рубеж тысячелетий уже пройден, и, скорее всего, сейчас вряд ли актуально говорить о завершении той или иной эпохи. Декаданс снова ушел в подполье и затаился в ожидании очередного упадка, за которым последует новое время.

 

Возможно, будет полезно почитать: