Что такое призвание. Призвание Что означает слово призвание

Светлана Бадовская
Статья «Профессия «учитель»: по призванию или? …»

Профессия «Учитель » - «По призванию , или?.»

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени».

Ян Райнис

Одна из самых сложных профессий в мире – учитель !

Наверное, не каждый способен стать учителем , ведь для этого не достаточно только получить высшее образование , а еще и необходимо обладать неподдельной тягой к профессии . Избравший путь педагога посвящает всего себя образованию, а иначе он не смог бы воспитать в своих учениках любовь к познанию.

На новом витке времени, когда скорость развития науки и техники определяет задачи образования, необходимо постоянно учиться всем : и Учителям , и Ученикам. И в первую очередь научиться плодотворно выстраивать межличностные отношения между собой.

Настоящий Учитель растет и развивается вместе с учениками, увлекая их в мир неизведанного. У каждого ребенка есть способности и таланты. И чтобы они открывались, необходимо владеть способами, методами, приемами ума, души и высокого Духа!

Учитель в современной школе ни единственный источник информации, с единственно правильной точкой зрения. Поэтому он принимает позицию человека в лице ученика, его личное мнение, его точку зрения, его позицию, которая отличается часто от других.

Любить детей «удобных» , которые никому не перечат, смирно сидят, получают хорошие оценки - много ума и сил не надо.

Надо учиться любить еще и тех , кто перечит, кто теряет интерес к учебе, кто не хочет идти в школу.

Эти прописные истины должны понимать педагоги школ и вузов, а также студенты, которые избрали эту благороднейшую и сложнейшую профессию .

Почему же зачастую слышишь от школьников : -Та, учитель какой-то новенький , молодой и злой. Кричит на нас, заставляет переделывать работу по сто раз, место рабочее за всеми убирать. Вот старый был добрый и на нас никогда не кричал, даже когда опаздывали…

Если обратиться к статистике качества образовательного процесса в ВУЗах за полтора десятка лет, то можно проследить тенденцию роста коммерческого образования и снижения бюджетного обеспечения Вузов государством. Каковы последствия таких тенденций. Возможно ли качественное преподавание в школах при условии «оплаченных» дипломов и слабой профессиональной подготовки .

Вот отзыв родительницы одной из школ города по поводу профессионализма учителя : - Да, господи, что с нее возьмешь? За деньги заочно окончила институт, ни одной книжки не прочла, а моему ребенку тройки ставит…

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов обусловлен увеличением объема коммерческого обучения студентов! Отсюда низкий уровень конкуренции поступающих в Вуз студентов. Берут всех подряд с тем, что когда нужно будет действительно учиться , многие «отсеются» . Но глобального «отсева» не происходит, так как во многих ВУЗах налажена система покупки оценок. Ежегодно выпуск за выпуском, появляется огромное множество так называемых специалистов, в том числе и учителей , но в школу приходят единицы, да и то без необходимых знаний, таланта и желания. Будущие студенты ВУЗов заранее сориентированы на волну коммерческих отношений педагога и студента.

Придя в школу, молодой педагог попадает в мир неизведанных отношений учителя-ученика , учителя- учителя , учителя-завуча и директора , учителя-государства . Множество советов и рекомендаций со стороны старших коллег и администрации, первые неудачи и отчаяния. Как в потоке событий и информационного бума выстроить свою педагогическую судьбу, определиться в манере общения с учениками и коллегами, правильно сориентироваться в процессе создания своего педагогического кредо?

На многие вопросы предстоит ответить, прежде всего, самому.

Каким образом, спросите вы?

В. Г. Белинский говорил : «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» . Слова эти сказаны очень давно. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе , об учителе , который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися компьютерными технологиями. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Ученик XXI века, пришедший в школу из современного мира, ориентированного в основном на материальные ценности, погружается в совершенно иной мир – мир с преобладающими духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы.

Учителю необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.

Сложно быть таким, если в ВУЗе тебя не научили мыслить, искать, учиться !

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Готово ли государство признать несостоятельность преобладания коммерческого образования и наметить пути решения проблемы? Очень сложно ответить на этот вопрос.

Но ответить на вопрос : «Что же учитель – это призвание или специальность по диплому?», я все же попытаюсь.

Попробуем разобраться, необходимо ли призвание в выбираемой профессии или достаточно отметки в дипломе о специализации.

И что же такое призвание ?

Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии , при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями, есть призвание . Можно чувствовать призвание к науке , призвание к музыке и следовать своему призванию .

В любой профессии очень важно , чтобы человек любил свою работу и получал от нее духовное удовлетворение.

Работая в дошкольном образовательном учреждении музыкальным руководителем, я познакомилась с очень интересным человеком и хорошим воспитателем Шульгой Людмилой Петровной. Людмила Петровна с раннего детства мечтала стать воспитателем и всю свою сознательную жизнь посвятила воспитанию детей в детском дошкольном учреждении. Многие десятки благодарных воспитанников с теплотой и нежностью вспоминают годы, проведенные рядом с Людмилой Петровной. Чем же так запала в сердца своих воспитанников эта необыкновенная женщина и воспитатель.

Чтобы это понять, нужно как можно дольше находиться рядом, и иметь возможность наблюдать за непрерывным педагогическим процессом, который построен на вдохновленном творчестве. Это и необыкновенные занятия, совместные с родителями творческие проекты и исследования, волшебные сценарии сказок и шоу-постановки, кукольные спектакли перед сном. И, конечно же, как итог - великолепные знания обучающихся детей-счастливцев, которые ежедневно посещают группу №9 под незатейливым название «Ракета» .

Да, это именно тот случай, когда говорят : «Работает по призванию .

Но почему так говорят о редких педагогах? В чем секрет и магия настоящего и талантливого учителя ?

Может быть, в его внешнем виде, или в богатом арсенале знаний. Или может быть попал он в нужное время в нужное место и ему везет?

Как разобраться? В чем залог того, что ты состоишься как учитель ?

Может, хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей?

А может нужно уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя ? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя . Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства ?

Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит : можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками , результатов образования не будет.

Учитель – представитель профессии , которая относится к системе "человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности , ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель , чем старательнее он проводит анализ своей педагогической деятельности, тем больше эффект от его работы. Ведь ни один самый современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит учителю главное – способность творить, учиться , работать над собой, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Тогда-то, наверняка, через много лет о таком учителе скажут : «Учитель от Бога ! Как нам повезло!»

Эссе входит в книгу «Словарь. Психология и характерология понятий»

Что такое призвание?

Обычные пособия по благоустройству в этой жизни отвечают, по моим впечатлениям, всегда на один и тот же вопрос: «как притвориться тем, чем не являешься, чтобы получить то, чего не заслуживаешь?». Как защитить диссертацию (притвориться кандидатом наук), как понравиться мужчине (притвориться той женщиной, которая ему нужна), и т.д., и т.п. Задумавшемуся над своим призванием эти пособия, разумеется, не помогут. Он спросит – так ли уж важно для меня самого разбираться, как что-то в природе устроено, или достаточно того, что в этом разбирается соответствующий кандидат или доктор? Люблю ли я сама этого мужчину или только нахожу, что выйти за него замуж было бы по общим критериям здорово? И т.д. Вопрос о призвании – это вопрос о твоей подлинности. Это вопрос именно о том, чем ты являешься на самом деле, независимо от того, как и кому это понравится и что тебе за это дадут. Ибо только твоя верность этому и может составить настоящее счастье; счастье – ведь это даже не то состояние, когда все общепризнанно хорошее «сбылось», а то, когда «сбылся» сам. К чему призван .

  • Что такое призвание?
  • Есть ли оно у каждого?
  • Если оно есть у каждого, то почему можно его не слышать?
  • Может ли призвание предать?

(А в приложениях – ответы еще на некоторые вопросы, которые поставил не я сам себе, и статья о призвании Словаря.)

Что такое призвание?

Человеческий род выживает за счет труда, и потому практическое применение сил и способностей, дело, есть почти то же самое для человека, что жизнь: «жизнедеятельность». Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело. Дело, в котором человек живет своей собственной жизнью.

Понятно, что направление, в котором наши силы применяются, не бывает для нас безразличным, – даже если кто-то этого и не чувствует достаточно остро. Острота этого чувства составляет меру нашей ответственности перед самими собой. Надо признать, что большинству людей этой ответственности не хватает. Но широкая популярность алкогольных напитков говорит о том, что призвание все-таки есть и у них, и, заброшенное и пренебрегаемое, тревожит и мстит за себя, не дает покоя.

Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель.

Призвание – это твоя неповторимость в этом мире, как твоя обязанность. Это обостренное чувство ответственности за то, что ты есть в этом мире.

Все выглядит так, как будто Кто-то создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: ведь уникальность каждого – факт неоспоримый, биологический; проигнорировать его – значит проигнорировать в этой жизни себя самого.

Есть ли призвание у каждого?

Безусловно, не у каждого оно выражено в равной степени; кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого. Но здесь имеются свои «но».

Первое, очевидно, – призвание может не совпадать с имеющимися в объективном мире возможностями его проявления. Что делать пахарю (крепостному) с наклонностями поэта или физика? Железная необходимость, равная глупому случаю, не может ли перечеркнуть самое гениальное призвание? Этот несчастный пахарь будет по общему мнению только лентяй, непутевый человек…

На это можно возразить, что и неграмотный пахарь может состояться как поэт, если позволит себе не стремиться стать слишком успешным пахарем: ведь важно не то, признан ли ты в качестве такового, и не то, есть ли у тебя печатные произведения, а то, как ты воспринимаешь мир; да и главное орудие поэта, слово, у каждого в неотъемлемой собственности. И что-то подобное, в общем, можно сказать о пахаре-естественнике: постигать чудесную закономерность природы можно на разных уровнях.

А уж если принять гипотезу призвания, как возлагаемой на нас Создателем задачи, с которой он запускает нас в этот мир, то подобной проблеме и взяться неоткуда: Пушкин родится не раньше, чем на земле появится книгопечатание, и Эйнштейн не раньше, чем появятся университеты и ядерные ускорители.

Что до тех людей, которые своего призвания не ищут и чувствуют себя комфортно, то тут возможна и такая разгадка: они его уже нашли. Ну, не так уж важно, быть сметчиком или чертежником, если призвание – семья, а на работе важно только на эту семью заработать.

Так что всегда есть смысл настойчиво искать свое призвание в тех наличных обстоятельствах, над которыми ты действительно не властен. (Оговорка «действительно» необходима потому, что иногда призвание осуществимо, но ценой определенных потерь, и это еще не значит «не властен».) Возможно, призвание осуществимо и в действительно неблагоприятных условиях, но ценой твоей успешности по социальным меркам – то есть если не мерить, так сказать, призвание по признанию. А возможно, и в самых неблагоприятных обстоятельствах призвание найдет какие-то новые и неожиданные пути, каких никогда не нашло бы в обстоятельствах стандартных, – практически с любыми обстоятельствами можно, так сказать, сотрудничать… Призвание – как всякая нравственная задача: таковая ведь возникает и решается не в специально создаваемых удобных условиях, а «там, где ты стоишь».

…И вот еще «но»: призвание есть у каждого, но не каждый его слышит.

Почему можно не слышать своего призвания?

Причин, конечно, много. Главная – это, наверное, инфантилизм. Ведь призвание, как я уже говорил, это обостренное чувство ответственности перед собой. А инфантилизм – это и есть привычка к тому, что ответственность за тебя несут другие. Стало быть, другие и решат, чем тебе быть, так, чтобы тебе было хорошо… Интересно, что чувства «непризвания» инфантильные люди как раз бывают очень-таки не лишены – то, что им не подходит, они, чуть попробовав, чувствуют весьма остро, – они не ведают лишь того, что им подходит.

Среди других причин (выражаясь высокопарно, но точно): голос призвания заглушается призывными криками – удовольствий; тщеславия, престижа и сребролюбия; а также удачливости.

Итак, удовольствия , или радости. – Но труд по призванию – разве не должен быть в радость, и разве не всякая радость требует какого-то труда?

Легко было бы отделаться от вопроса, указав, что призвание – это призвание к творчеству, созиданию, тогда как удовольствие – это потребление. Но вдруг чье-то призвание – это потребление и есть?

Мой ответ на это для меня самого неожидан: если иметь в виду, как и что «потребляется», то призванием может быть и «потребление». И даже, в какой-то мере, оно должно быть призванием каждого. Действительно: прийти в этот мир и не суметь оценить это великое чудо, упершись в какую-то частную задачку, превратив самого себя в средство к какой-то частной цели – ведь это тоже значит предать себя (мир твою жертву переживет, не заметив). А что до призваний художника (писателя, поэта, философа, музыканта…), то они и являются в самую первую очередь – призванием созерцателя, бескорыстного «потребителя», и лишь во вторую – в прямом смысле призванием творца. Ибо – чего стоит творчество человека, не сумевшего, прежде всего и главным образом, что-то в мире полюбить?.. Жить только творчеством, ничего собою не представляя – распространять пустоту.

Существуют, конечно, удовольствия менее высокого рода. Часть из этих последних – это так называемые развлечения; «индустрия развлечений» делает и своего стандартного потребителя, подходящего для индустриальной обработки, то есть уводит от вопроса о призвании, как и вообще от осмысленного существования. – А другая категория удовольствий составляет, по существу, отдых. Вещь это и законная и необходимая, но не может же отдых быть призванием. Жизнь человека обеспечивается, как уже отмечалось, трудом; нельзя жить без отдыха, потому что нельзя жить без труда; перефразируя известное высказывание, «нужно отдыхать, чтобы жить, но не жить, чтобы отдыхать». (Правда, если делать приходится работу нелюбимую, рабскую, мы живем, когда отдыхаем…)

Далее: слава, влиятельность, деньги . – Весьма щекотливый и сложный вопрос, и ответы на него, что называется, «неоднозначные». Но они существуют. – Всякое дело есть приносимая польза, добро кому-то; призвание, которое есть призвание к делу, есть, соответственно, чувство твоей уникальной миссии в обществе людей; слава же, влияние и деньги – кроме того, что для большинства из нас это самостоятельные стимулы к деятельности – суть знаки признания обществом успешности твоей миссии, в идеале, показатель нужности и важности твоего вклада. Потому у многих действительно талантливых и по-видимому «призванных» людей чувство призвания почти неразделимо со страстью что-то значить среди людей, с тягой к признанию (обещающему те самые славу, влиятельность и – что для многих так же важно – материальное благополучие, которое ведь тоже означает влиятельность). Эта нераздельность «подвигов и славы» у многих выражается обескураживающее прямо и наивно (вспомним есенинское «буду богат и известен, и всеми любим» или шаляпинское «бесплатно только птички поют», и т.д. и т.п.). Возможно, в славолюбии и всем подобном может у кого-то выражаться само чувство своей миссии, может быть и не осознанной и не найденной, – хоть и неприятное предположение, но допустимое…

К этому можно добавить, что, скажем, деньги – это тот материал, с которым работает бизнесмен (и он должен любить их даже, по выражению Остапа Бендера, «бескорыстно»); влиятельность, власть – тот материал, с которым работает политик, общественный деятель (и он не может к ним не стремиться); слава – ну, точнее сказать, эффект, производимый в других душах – материал художника. Как оторвать здесь призвание от предчувствуемой и вожделенной корысти?

И все же они, конечно, не тождественны. Миссия – ведь это твоя миссия, уникальная и неповторимая, тогда как и слава, и тем более престиж и влиятельность, и в особенности деньги – отражают лишь твою востребованность на рынке и соответственно унифицируют, стандартизуют, губят в тебе именно тебя; они являются, чаще всего, платой за преданное или поруганное призвание. Они никак не могут быть ориентирами – хотя и являются стимулами. – В общем, если и трудно вполне расстаться с этими стимулами к творчеству, следует научиться отдавать себе честный и полный отчет в их опасности для главного в творчестве – для призвания.

И третье, о чем я хотел здесь сказать, что может мешать нам слышать свое призвание. Это – успехи, удачливость в чем-то. Удача опьяняет; то, что удается, дает нам ощущение силы – прироста бытия! Возможно, и даже наверняка, на первых этапах нашего развития удачи в каких-то делах формируют и наше призвание к ним. В дальнейшем, удающееся уже не становится призванием, но его легко принять за таковое, особенно, если истинное призвание не найдено; удающееся способно очень далеко уводить от призвания. А проба здесь такая: неудача. Труд по призванию преобразует неудачи в уроки, в опыт; когда же делаешь что-то лишь потому, что это легко удается, первая неудача в деле вызывает реакцию отторжения от него.

Совпадает ли призвание со способностями?

Призвание – это скорее «хобби», чем «работа», на которую «ходят». Если учесть, что работу человек делает, скорее всего, на должном профессиональном уровне (иначе бы его уволили), а в хобби чаще всего он проявляется не особо талантливо, именно по дилетантски, – то приходится признать, что способности и призвание не всегда совпадают. Когда Ахматову перестали печатать, она перестала и писать – куда больше приверженности поэтическому творчеству проявляют графоманы…

Итак, как будто, могут быть призвание без способностей и способности без призвания…

Но что такое то и другое? Способности – это то, что легче всего дается. Призвание – это интерес. Это вещи формально разные. Разные они и по существу.

Если интерес к делу в человеке искренний (то есть если он не принимает за интерес представление о модности или престижности занятия), то несовпадение интереса с особыми способностями к этому делу свидетельствует скорее о том, что мы имеем дело с настоящим призванием! Делать то, что легко дается – значит вдохновляться успехом, а не интересом, то есть уходить от призвания. К тому же, легкие или трудные первые шаги в любом деле еще не означают, что такими же останутся и все последующие. На то и талант, чтобы измерить собою всю трудность задачи, а не проскочить по верхам, пожиная легкие успехи и дешевые лавры; все настоящее – трудно; так трудно, что легкости или трудности первых шагов в сравнении с этим просто мелочи. От известного биохимика слышишь, как лопавшиеся колбы на первом курсе университета доводили его до отчаяния; от нобелевского лауреата по физике – что не хватало математических способностей. А Пушкина, на первых порах, превосходил в стихотворчестве его лицейский приятель Илличевский. И т.д., и т.п.

Реальность, конечно, многогранна, и категории, которыми мы хотим ее охватить, расплывчаты. Есть в вопросе о соотношении способностей с призванием и множество других аспектов, кроме указанного. Например тот, что недостаток способностей может в некоторых сферах творчества быть фатальным (нельзя слишком хорошо петь без хорошего слуха, быть значительным художником без природного «умения рисовать», и т.п.). Или, с другой стороны, выраженное наличие способностей к каким-то сферам деятельности – говорит же и об особой чувствительности человека к этим сферам, следовательно и о естественной предрасположенности, призванности к ним! И этого призвания тоже могут не слышать в силу, возможно, только представлений о недостаточной престижности, «неинтересности» занятия. Человек с художественными наклонностями может упорно заниматься станковой живописью, с самыми удручающими результатами, в то время как ему чудесно дается, скажем, макраме, и в этом же вероятнее всего и состоит его настоящее призвание к искусству. Я полагаю, что занятия макраме для него и внутренне свойственнее, чем занятия живописью. Мольер тщился писать трагедии, но велик он как комедиограф; полагаю, сочиняя комедии, он все-таки чувствовал себя вполне самим собою…

Может ли призвание быть дурным?

Дурными могут быть наклонности. А дело есть, по определению, добро, то есть призвание есть призвание к чему-то доброму. Добро же бывает самое разное. Практически это значит, что мы всегда можем найти тот вариант применения себя, со всеми нашими характерностями, который окажется общественно полезным.

Может ли призвание предать?

То есть, может ли человек быть призван к тому, к чему у него действительно нет достаточных данных; всегда ли труд по призванию обещает настоящие успехи?

По идее, призвание к делу и есть главная и решающая способность к нему, и только труд по призванию и может вести к настоящим успехам.

В этом вопросе, однако, идеальная конструкция оказывается подчас весьма далекой от реалий.

Так, некоторые «профессии» (в кавычках, ибо этим профессиям надлежит быть только призваниями) – в общем, некоторые занятия обладают особой притягательностью: прямо говоря – возбуждают тщеславные инстинкты. Это их «сиренская прелесть». Различить возбужденное славолюбие, надежду на бессмертие чего-то в себе, от своего подлинного призвания бывает почти невозможно. Они ведь (призвание и славолюбие), как я уже отмечал выше, отчасти и перекрываются. (Свидетельств этому имеется столько, что трудно даже бывает отделаться от подозрения – а не есть ли вообще призвание всего лишь воспаленное тщеславие, ставшее маниакальным и вынудившее свою жертву сосредоточить все свои силы на чем-то одном?.. Но отвлечемся от этого подозрения и будем все-таки считать, что славолюбие в действительно призванных людях – лишь стимул, но не ориентир…)

Здесь близкая аналогия – влюбленность. Влюбленный не сомневается, что встретил в любимом что-то бесконечно ему свойственное, свое божественное предназначение, «призвание»; что тот другой – чуть ли лучшая половина его собственной души, без которой и своей-то жизни нет! И однако, как известно, разочарования бывают ужасающи. Тут повинна та разбуженная влюбленностью притягательность, которой вообще обладает для земных тварей чудо противоположного пола. А с другой стороны, сколько браков – не скажу по расчету, а по спокойной сложившейся симпатии – оказываются счастливыми!

Не будь смерти, о смысле жизни можно было бы не думать. Слава же, эта жизнь в чужих душах, составляет некий эрзац бессмертия – и как цель она может давать человеку, значит, чуть ли не смысл его жизни! А что такое, в этом отношении, искусство? «Творить – значит убивать смерть», как сказал Ромен Роллан. Простая муха, влипшая в янтарь, обретает своего рода бессмертие и с ним – особую ценность. Искусство – воплощение чего-то в слове, красках, одним словом в гармоничной форме – вот такой янтарь, который делает частное и преходящее общезначимым, вечным, бессмертным. Правда, муха в янтаре должна быть подлинной, и янтарь должен быть соответствующего качества, выдерживающий испытания временем, тогда как проявления непризванных к искусству людей бывают обычно подражательными, ничего индивидуального не выражающими и притом неумелыми, так что вызывают скорее досаду; но для тех, кто уже «влип», эта близость бессмертию – наркотик…

Да, «наркотик» – точное определение возбужденного славолюбия. Мы задали тут вопрос: может ли обманывать ли призвание. Так обманывает ли тщеславие, этот наркотик? «Уколовшегося» наркотик не обманывает, он имеет уже все, на что уповает. Но тяжелым бывает отрезвление. (Впрочем, если отрезвление наступает – если самокритика наличествует – то, возможно, это и не просто наркотик, а правда призвание, и отчаяние автора в своих достижениях суть те самые «творческие муки», что составляют залог настоящего прогресса и продвижения к неизведанным рубежам… Опять сложности и противоположные грани, от этого в таких вопросах никуда не деться!)

Возвращаясь к аналогии дурмана славолюбия с тем дурманом, который составляет для влюбленного противоположный пол, можно вспомнить здравомысленную и вполне очевидную рекомендацию Жозефа Жубера: женись на той, с кем, будь она мужчиной, подружился бы. Занимайся тем, чем занимался бы, если бы это ничего не обещало тщеславию (переиначивая Л. Толстого – пиши, если можешь и не публиковать!). Идеал – чтобы дело жизни и составляло твое хобби.

Каждый ли труд способен составить чье-то призвание?

Вопрос существен – ибо каждым трудом кто-то же должен заниматься. У каждого труда есть собственное благородное призвание: хотя бы чистота (как то труд уборщиц, к уважению коего справедливо призывают плакаты).

А главное, что нужно тут сказать, – это что вообще труд составляет человеческое призвание. (Пусть это и не значит, что труд должен заменить человеку все остальное, что есть в жизни, – об этом уже говорилось.) Человеческий род жив не клыками, не шкурой и не быстрыми ногами, а постоянным трудом; плоды его труда на 99% составляют «естественную» среду его обитания. Труд – это способствование общему выживанию рода человек, а это и есть совершаемое добро, осуществляемая нравственность; это жизнь для всех, запечатлевающая, пусть чаще всего и безымянно, наше личное конечное существование в общем существовании продлевающегося человеческого рода.

Потому благородство «простого» труда чувствуется непосредственно каждым, кто им занимается, сколь бы мало престижным он ни считался. Безусловно, «простой» (непрестижный) труд может составить настоящее призвание и счастье многих из тех людей, кто выдержал бы и самую жесткую конкуренцию в сферах «престижного» труда. Скорее, эти последние сферы – суть предметы особых, частных, что еще не значит «высоких» призваний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ответы на вопросы

Можно ли «научиться» призванию?

В принципе, как будто, нельзя: призвание себе не делают, его надо в себе обнаружить. И все-таки категорический ответ здесь не годится.

Вообще, что такое призвание? Это твой персональный смысл жизни, та задача, с который ты родился на свет.

И каждый рождается по меньшей мере с двумя уже определенными задачами. Одна – это максимально разобраться, что такое ты сам (зачем и жить, если ничего в себе не осмыслить); этому учишься постоянно. Другая – служить выживанию человеческого рода, то есть делать некое доброе дело. В жизни всегда есть место, если не подвигу, то доброму делу, и этому призванию вполне можно научиться.

Но ведь нужно еще, чтобы дело это было именно твоим делом. Призвание там, где твой искренний интерес, это то, что тебе важно само по себе, а не из какого-либо расчета. Это так. Но, подходя к любому, хоть и нелюбимому делу сознательно, стараясь понять и почувствовать, чем оно важно вообще, ты делаешь это дело важным и для себя, то есть до некоторой степени интересным, – отчасти превращаешь необходимость в призвание! Все как в известной притче: двое делали одно и то же, но один «таскал кирпичи», другой – «строил храм».

Учиться этому можно и нужно.

Профессия и призвание – всегда ли они совпадают?

Ну конечно нет. Иначе откуда бы брались «хобби».

Можно поставить вопрос и радикальней: а обязательно ли стремиться, чтобы они совпадали?

Сам я устроен так, что страстно желал бы их совпадения (и у меня это не получилось). Есть люди другого склада. А некоторые убеждены, что такое совпадение вообще невозможно. Их логика в том, что профессиональная деятельность не может целиком зависеть от твоей воли, тогда как призвание – дело сугубо личное, прямо-таки интимное; работа, по их мнению, это то, что нужно «отдать», рассчитаться, чтобы приобрести право жить, в оставшееся время, по призванию. Если учесть, что подлинное (не заказное) творчество часто не кормит, то и физической-то возможности творить, не отдавая части времени и сил какой-то оплачиваемой профессии, нет.

Конечно, трудно «служить двум господам» – но приходится. Хорошо еще, что большинство профессий и не нуждается в твоем личностном служении, а только в твоих руках.

Как мы находим своё призвание?

Кажется, Бернард Шоу рассказывал о себе, что в юности хотел стать архитектором, актером, еще кем-то, и только писателем ему долго не приходило в голову стать – потому, что он был им. Это обычно: мы пытаемся и пытаемся себя сделать, пока вдруг не начинаем себя обнаруживать.

Мешают найти призвание и более прозаические причины: трудно не спутать интерес и удовольствие, пользу, престиж. Перед юностью на выбор столько заведомо «интересных» профессий, что легко забыть, что интерес – вещь индивидуальная.

Теоретически возможно, что в мире еще не родилось дело вполне по твоему призванию (что бы делал человек с призванием Эйнштейна в каменном веке?). Это проблема особая, но сразу можно сказать, что реально осуществимое своим обаянием обладает: так любимая женщина бывает не похожа на свой заранее сложившийся идеал, но предпочтительнее его.

Могут мешать найти призвание даже… способности. Не обязательно становиться певцом, если имеешь красивый голос и слух. Хотя, конечно, не случайно же способности и призвание в основном совпадают: то и другое – обостренная чувствительность к некоторым аспектам бытия. Для человека с особым слухом звуки говорят больше, чем другим, они ему важнее, и потому-то звуки – его призвание. И т.д.

Но как все-таки мы его находим? Хорошо тем, кому жизнь подарила пример, запустивший этот особый инстинкт – призвание. Это – как зажженный свет, как брешь в плотине. Но бывает и так, как у Шоу – путем проб и ошибок.

Может ли призвание меняться в течение жизни?

В принципе – нет. Но оно может вполне объективно корректироваться – до неузнаваемости. Также можно поменять, наверное, физику на химию, живопись на графику и т.д., но призвание к науке или искусству остается. Еще вариант – человек может оставить деятельность, которая ему хорошо удавалась, и которую со стороны поэтому можно было принять за его призвание, ради своего истинного призвания.

Кроме того, человек может перейти от чисто делового призвания к призванию осмыслительному – бросить всякую видимую деятельность.

Но чтобы одно призвание сменилось другим – это было бы такое же чудо, как раздвоение личности.

Какие призвания и профессии могут появиться в ближайшем будущем?

Если природа человека и меняется, то за слишком долгое время. Во всяком случае со времен античности она в европейце не изменилась. Соответственно и его призвания. Но очень быстро, в считанные годы, могут возникать новые возможности для призваний: на моих глазах множество людей проявило особые способности и интерес к работе с компьютером, а также (это последнее в нашей стране) к бизнесу. Даже непонятно, что эти люди делали раньше! Но ведь что-то делали…

Что до ближайшего будущего… Наверное, главное – это не новые, а старые профессии: людям предстоит осознать, что компьютер и любая другая, сколь угодно великолепная техника – это только помощники, и в самом сложном деле исходное, по-прежнему – свои голова и руки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: статья «Призвание» из «Словаря»

ПРИЗВАНИЕ

– деятельность, в которой можешь вполне оставаться самим собой; деятельность, оправдывающая твое существование – осмысляемая, как долг. «Долг выявить общую ценность твоей личной неповторимости». То же, что предназначение –

адекватная душе форма существования. Ощущаемый человеком долг – жить своей жизнью.
Если подходить рационально, составляющие призвания – это твои способности плюс долг послужить человечеству наилучшим образом:

– потребность совершить лучшее, на что способен,

вот только интерес не всегда там, где способности, а призвание – скорее, интерес.
Так что призвание, вернее –

– это наилучшее приложение свойственного.

Можно было бы сказать, что призвание – это совпадение способностей и интереса. Но, если не говорить о призвании оперного певца или каком-нибудь другом в этом роде, настоящих способностей без интереса и не бывает, как не может такого быть, чтобы подлинный интерес не нашел средств осуществиться – не дал бы способностей.
Твое призвание – и не для тебя; безответная любовь к делу, которое никак не желает стать твоим – вроде, бывает... И всё же тут надо разбираться – что именно в деле тебе так дорого. Скажем, «любить искусство» – это ведь значит любить что-то в мире, а искусство – лишь самый подходящий для этой твоей любви язык. Откуда берутся подражатели? Из тех, кто любит не мир, а само искусство...

. «По душе» – и есть «по призванию».
Призвание – твоя разгаданная природа.

Счастье – это всё необходимое для того, чтобы можно было о нем не задумываться. В том числе и счастье найденного призвания.

Призвание не обязательно должно лежать в сфере деятельности; бывает у человека и иное предназначение. А кто-то наверняка рождается для того вида деятельности, что уже умер или ещё не родился. Но самое обычное, когда призвание – сама (любая, хоть самая бессмысленная) деятельность.

Деятельность – такой же защитно-приспособительный механизм «животного человек», как у черепахи панцирь, а у более близких ему млекопитающих шерсть и сила. Как одежда давно стала частью его тела (так что скорее нагота – особый костюм, – К. С. Льюис), так и деятельность является частью его существа; праздность не всякому и посильна!
...Но в настоящее время трудно сказать, что бы могло больше украсить мир: чтобы каждый делал хоть что-нибудь, исходя из потребности деятельности вообще, или бы действовали только те, кто имеет призвание особое... И даже, кажется, особый вред исходит от деятельных людей; в конкуренции с людьми призванными побеждают обычно именно они. К тому же мир переполнен плодами трудов, и деятельному легче найти себе применение в том, чтобы не строить, а ломать... Как вам понравится такое выражение: «разрушительная жажда деятельности»?..

Призвание – долг перед собой – это и долг совести. Вот пусть совесть и подсказывает, когда нам надо делать что-то, когда уступить это право другому, когда порадеть о том, чтобы ничего не делалось...

. «Призвание – это чувство себя настоящего» (В. Кротов). Мне вспоминается это определение всегда, когда я выхожу в свой лес...

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВА́НИЕ , призвания, ср. (книжн.).

2. Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Чувствовать призвание к науке. Призвание к музыке. Следовать своему призванию. Художник по призванию.

|| Роль, задача, предназначение. «Ты благородно поняла призвание актрисы.» Некрасов . «О, кто ж теперь напомнит человеку высокое призвание его?» Некрасов . Историческое призвание пролетариата - построить социалистическое общество.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИЗВАНИЕ" в других словарях:

    Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно русских, старославянских и… … История слов

    См. обязанность … Словарь синонимов

    ПРИЗВАНИЕ, я, ср. 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию. 2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Специальность (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность к тому или иному делу; предназначение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПРИЗВАНИЕ - (англ. vocation) см. Склонность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? призвания, чему? призванию, (вижу) что? призвание, чем? призванием, о чём? о призвании; мн. что? призвания, (нет) чего? призваний, чему? призваниям, (вижу) что? призвания, чем? призваниями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Призвание - (нем. – призыв Бога) – высокие профессиональные способности, обеспечивающие радостный и эффективный труд человека. Когда то слово «призвание» обозначало «призыв Бога к людям». В христианстве призвание трактуется как проявление Божией благодати,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    призвание - ▲ одаренность в (направлении), некоторый, поприще призвание склонность к тому или иному делу, профессии (у него #. его # музыка). находить призвание в чем. в нем умер [пропадает] кто л (# артист). попробовать себя в к л. области. искать себя.… … Идеографический словарь русского языка

    Призвание - 1) ♦ (ENG vocation) (лат. зов; от vocare звать) Божественный призыв к людям стать христианами. В более узком смысле воззрение, согласно к рому Бог призывает людей выполнять определенные профессиональные обязанности или следовать образу… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Призвание , Антон Дельвиг. Антон Антонович Дельвиг принадлежал к кругу самых близких Пушкину людей, был почитаем гением российской словесности за своеобразие поэтического языка. В сборникепредставлены все стихотворные…

Сегодня замечательный день в Коломне, празднуется день города, была совершена Божественная литургия , и я получил замечательную возможность соприкоснуться с вашей жизнью, с жизнью Подмосковья, приняв участие в этом празднике. Может быть, самым ярким моментом является это собрание в чудном дворце прекрасных детей, где так легко и просто многим тысячам людей встретиться друг с другом, и как хорошо, что это наша с вами встреча имеет в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека.

И я хотел бы сказать несколько слов о чем-то, что является жизненно важным для каждого человека. Я бы хотел сказать о призвании. Что такое призвание? Призвание – это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания зависит во многом человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, то работа становится скучной и тяжелой, об этом мудрый человек сказал: «Для того чтобы определить, работаешь ли ты по призванию, или трудишься не по призванию, попробуй оценить свое состояние после отпуска. Если с радостью идешь на работу – по призванию, а если с воспоминаниями об отпуске, с тяжелым чувством возвращения к какой-то неинтересной рутине, значит нет призвания».

Если человек работает по призванию – он счастлив, даже если и не всегда его работа достойным образом оплачивается, внутренний подъем радость от совершаемой работы компенсирует материальные недостатки. Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться построить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию. Призвание формируется в детские годы, в юношеские годы, вот почему детство и юность являются, может быть, наиважнейшим этапом человеческой жизни. На детей взрослые всегда смотрят немного сверху вниз, потому что дети нуждаются в поддержке, в опеке, в образовании, и взрослый человек, конечно, мудрее, образованнее ребенка, но нужно помнить, что именно в детские годы и юношеские годы формируется то, что потом и будет определять счастье человека. В том числе в эти годы формируется и призвание, поэтому при всей видимой легкости, беззаботности детства и юности на самом деле это очень ответственный этап в жизни.

Призвание формируется под влиянием родителей, иногда даже склонность к тому или иному делу передается генетически, наследственно, но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование, потому что в школе учащиеся могут соприкоснуться с разными областями человеческого знания. Хорошая школа не только вводит ребенка в теоретическое знакомство с теми или иными областями знания, но и помогает соприкоснуться с ними практически. Вы сегодня слышали о замечательных лагерях, где дети трудятся. Конечно, не каждый станет каменщиком, строителем, но участие в труде во время летнего отдыха помогает человеку, маленькому, может быть, еще человеку, юному человеку, понять, что такое труд.

Формирование призвания не происходит автоматически, замечательная существует древняя мудрость, которая гласит: «Учение без размышления – это пустое занятие, но и размышление без учения опасное занятие». Ведь для того чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который вам преподают в школах, нужно размышлять, нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать, в том числе, и когда просто выучиваешь урок. И нужно попытаться осознать, понять преподаваемый материал, как-то через самого себя пропустить все то, что тебе дают. И в тот момент, когда сердце отдается, когда понимаешь: это – мое, тогда перестает быть скучным изучение этой дисциплины.

Хотел бы вспомнить еще замечательное высказывание Аввы Дорофея – был такой старец дивный, отец Церкви, он много писал, был очень образованным человеком, жил на рубеже VI-VII веков. Авва Дорофей не мог учиться, не давалась ему учеба, и не только потому, что так трудно усваивался материал, но и не хотелось учиться. Вспоминая годы учебы, он говорил, что для него прикосновение к книге было как прикосновение злого зверя. Он бежал от учебы и не хотел учиться, но в какой-то момент стал побуждать себя, заставлять себя, воспитывать свою волю. И потом в тех же самых воспоминаниях о своей учебе он говорит, что учение, книга стали для него всем. Он забывал про еду, про питие, про сон, настолько интересно было погружаться в этот мир науки.

В мир науки интересно погружаться тогда, когда ты чувствуешь призвание, и не только в мир теоретической науки. Потому что вообще вся человеческая деятельность – это Наука с большой буквы. Если вы почувствуете радостное веление сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь внимательно на этой деятельности, подумайте о ней еще и еще раз, пропустите ее через себя, чтобы обрести это призвание. Ну и, конечно, огромная роль – у педагога. Ведь учитель не только знает больше, чем ученики – он рассказывает урок, передает информацию. В конце концов ведь все то же самое можно просто и почитать, но не могут чтение книг или использование Интернета заменить реальный опыт общения с педагогом, потому что педагог, преподаватель, профессор в высшей школе – это не только человек, передающий некие знания. Это – путеводитель по науке, экскурсовод.

В одном из своих замечательных произведений отец Павел Флоренский, выдающийся наш ученый, энциклопедист, священник, писал о том, что означает быть преподавателем, профессором. Он связывал профессорский, преподавательский труд действительно с трудом экскурсовода, который ведет группу посетителей, например, по ботаническому саду. Он рассказывает о растениях, рассказывает о природе, но об одной травинке он говорит дольше, и говорит, так, что вдруг знания, которые он передает, становятся настолько притягательными, что люди останавливаются у этой же травинки и долго-долго всматриваются в нее.

Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ . А какой образ? Может быть, покажется странным, но каждый педагог передает свой образ учащимся, и вот здесь, может быть, следует сказать о самом главном, о том, что существует сейчас некий кризис, кризис в отношениях между поколениями. Часто бывает, что молодые люди плохо понимают старших, в том числе и плохо понимают своих педагогов. Возникает некая разделительная линия между учащимся и педагогом, учителю не удается достучаться до сердца, не только до разума – до сердца учащихся. И происходит это не только потому, что, может быть, учащийся не достаточно внимательный и усердный (что, конечно, бывает), но очень часто это зависит от неспособности преодолеть это разделение самого педагога. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен, вот почему все у педагога должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но, самое главное, должна быть внутренняя прекрасная жизнь у человека. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего духовного и душевного состояния зависит успех его дела.

Я бы хотел сейчас сформулировать некое правило. Не может быть плохой человек хорошим педагогом. Точно так же, как священник.

Вот есть такие человеческие занятия – педагогика, воспитание, то же самое духовное просветительство… Священник тоже должен быть подвижником. Его внутренний мир – это есть некий способ передать, в том числе, и информацию. Разве будут слушать плохого священника, который живет не в соответствии с тем, что он проповедует? И точно так же не будут слушать и педагога, плохого человека, злого человека, у которого все не в порядке в личной жизни: плохая семья, плохие дети… Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, он требует некоего внутреннего подвига. И без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто с вниманием следит за каждым словом педагога.

Но, с другой стороны, не будет многое понято и принято, если сам учащийся, подобно Авве Дорофею, не начинает понуждать себя преодолевать лень, разгильдяйство, несобранность, если он тратит драгоценное время на пустые, ненужные вещи. В нашем мире очень много соблазнов. Я вспоминаю, как, заканчивая школу, готовился к экзамену. Это было весной, погода была прекрасная, окна были открыты, через окна до моего слуха долетала музыка одной очень популярной и милой песни, которую пели в то время, когда я был молодой. Я выглянул в окошко, увидел молодых людей, девушек, которые гуляли под звуки этой музыки, меня так потянуло на улицу, мне так захотелось быть там же: там весело, там красиво!

Но, открыв учебник, я подумал: а может быть, сейчас что-то самое главное в моей жизни решается, закрою окно, сяду за письменный стол и не пойду на улицу. И вот от такого поступка может зависеть вся дальнейшая жизнь. Я постоял у окна, помолчал, подумал, закрыл окно, даже занавески занавесил, хотя это было днем, стал готовиться к экзамену. Я вспоминаю этот случай из своей жизни, потому что знаю: вы проходите через те же самые соблазны. Но сегодня их еще больше, телевидение постоянно присутствует в нашей жизни, компьютеры, которые тоже могут и передавать информацию, и отвлекать от информации… И требуется тоже своего рода аскетизм, через который вы воспитываете свою волю, способность управлять своими мыслями и своими поступками. Способность убеждать себя является замечательной способностью человека. И вы именно здесь, в этой сфере своего личного бытия сдаете самый главный экзамен на вашу зрелость. От этого будет зависеть вся ваша будущая жизнь. И никакой самый замечательный педагог не способен будет передать вам знания, опыт, свой образ – этот прекрасный образ, – если у Вас не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствии, развлечении – с тем, чтобы концентрировать внимание на учении.

Мне кажется, что вообще система образования – это удивительная система, которая работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся, от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю. Дай Бог, чтобы в результате вашего пребывания в школах сформировалось ваше призвание. Чтобы то, чем вы будете заниматься в будущем, было для вас радостным занятием, чтобы вы, выходя из отпуска, с легким чувством и огромным интересом возвращались к своему труду. Речь идет не обязательно о престижном труде – любой труд может и должен давать человеку чувство удовлетворения. Так и происходит, если человек трудится по призванию.

И последнее, о чем я вам хотел бы сказать… Призвание предполагает, что кто-то призывает. Не то, что сам призываешься, а кто-то призывает. < …> Порой видишь, как другие трудятся в той области, в которой ты хотел бы трудиться, чаще всего после этого и происходит выбор профессии. Но есть у нас еще одно призвание, у каждого из нас, вне зависимости от того, какое профессиональное дело мы изберем.

Я сегодня начал об этом говорить в храме, потому что это связано с тем Евангелием, которое мы читали на Литургии. Многие из тех, кто постарше, узнают этот текст. Речь идет о притче, о притче, которая повествует о богатом человеке, о господине, который пригласил на брачный день своего сына друзей, послал своих слуг, чтобы разнесли приглашения. А те, кому это приглашение направлялось, отказались прийти на свадьбу, каждый был занят своим делом и не очень хотел идти на это веселье. Да больше того: взяли кого-то из них и побили, даже жизни лишили, обвиняя в том, что их от собственного дела отрывают. Тогда разгневался господин, и открыл двери этого брачного чертога, брачного пира для всех кто хочет придти (см. Мф. 22:1-14).

Смысл этой притчи в том, что под этим господином Господь подразумевал Бога. Господь всех нас призывает, в этом смысле у нас у каждого есть призвание быть с Ним. Одни это призвание чувствуют так сильно и ярко, что не могут уже ничем другим заниматься, как только прямо служить Богу: идут в семинарии, становятся священниками, идут в монастыри, через служение Богу формируют различные образы своего служения ближним. У других это призвание не так сильно определяет жизненный путь, но, тем не менее, имеет огромное значение для интеллектуального и нравственного формирования личности. Но есть люди, которые, подобно тем, кому было от Господа приглашение, отказываются его принять, не хотят, да не только не хотят – иногда и грубое слово могут сказать тем, кто пришел приглашать на Божий пир веры, а были случаи, что и убивали посланников.

Мир будет совсем иным, жизнь наша будет совсем иной, вокруг будет много добра, света и правды, если мы откликнемся на Божие призвание. Если мы свое профессиональное призвание соединим с одним общим для нас призванием – быть с Богом. И тогда в лучах Божией правды и в лучах Божией благодати, как в лучах солнца переливается драгоценные камень, засверкает всеми гранями наша жизнь. Потому что Бог – это свет, а без света никакой драгоценный камень не виден, никакая грань не играет, никакой красоты он не являет. <…> Бог есть свет, который озаряет нас Своей благодатью, и в свете этой благодати дивно просияют человеческие таланты, человеческие призвания, такие многообразные, такие различные, формирующие единую красоту Богом созданного мира.

Дай Бог, чтобы через эти уроки, которые вы сегодня получаете в школах Подмосковья, была явлена вам красота Божиего мира. Храни вас Господь.

Учитывая разнообразие профессий, существующих в мире, сложно выбрать ту, которая подойдет конкретному человеку. Но, сделать это необходимо, поскольку от правильно принятого решения будет зависеть вся дальнейшая жизнь. Так как, дети редко задумываются о подобных вещах, то сперва о выборе будущей профессии говорят им родители. Затем учителя в школе. Если они ошибутся, то потом уже сам человек пытается понять свое призвание. И эти поиски могут затянуться на всю жизнь. Особенно, в случае многогранности натуры, которая толкает во все стороны. Не дает возможности остановиться на чем-то одном. Но, существует ряд приемов, помогающих понять свое призвание. О них и пойдет речь далее.

Что такое призвание?

Призвание - это способность человека к занятию тем или иным видом деятельности. Как говорят «к чему душа лежит». Если угадать с выбором своей будущей специальности, то можно добиться в этом ремесле наибольшего роста. Поскольку жизнь большинства людей зависит от трудоустройства, то понять свое призвание – значит обеспечить собственное будущее. Главное, не путать это слово с близкородственным «предназначением», которое обозначает жизненную миссию человека, возложенную на него свыше.

Как понять свое призвание?

В отличие от предназначения, носящего сакральный характер, призвание – довольно прагматичное понятие. Оно может быть определено внутренними задатками человека, его генетикой, воспитанием и рядом других факторов. Чтобы не запутаться в самоанализе, рекомендуем ознакомиться с несколькими простыми советами, как понять свое призвание. Главное знать, что есть оно у каждого человека. Просто одним его увидеть легче, а другим сложнее.

1. Проанализировать свои интересы.

Хороший способ определить свое призвание – понять, чем нравиться заниматься. Следует прислушаться к своему внутреннему голосу. Услышать его и правильно интерпретировать полученные подсказки. Для этого нужно понять, что в ежедневных делах не вызывает ощущение . К чему лежит душа. От чего в организме вырабатываются гормоны счастья. Ведь занимаясь любимым делом, можно добиться большего, чем в любой другой профессии. Не редки случаи, когда хобби превращалось в , заменяя рутинную работу и даже принося намного больше денег.

2. Критически оценить свои способности.

Пытаясь узнать свое призвание, очень важно провести четкую грань между «хочу» и «могу». Возможно, кто-то хочет быть футболистом, но с детства хромает. Безусловно, это не помешает ему играть для себя. Но, в высшую лигу его, ясное дело, не возьмут. Другой всю жизнь достает соседей игрой на дедушкином фортепьяно, при этом, никогда не выйдя на большую сцену.

Даже, если нет возможностей заниматься любимым делом, отчаиваться не стоит. Ведь, очень часто у человека не один, а несколько задатков. И среди них стоит выбрать тот, который получается лучше всего.

3. Откинуть меркантильность.

При выборе будущей профессии значительную роль играет финансовая перспективность работы. Люди ищут призвание не там, где интереснее, а где выгоднее. А потом всю жизнь занимаются нелюбимым делом, в некомфортном кабинете, с малоприятными сотрудниками.

Чтобы избежать этого, желательно планировать свое будущее не только с позиций заработка, но и своих предпочтений. Человеку достаточно представить себя хоть на время очень богатым и независимым. А потом проанализировать, чем бы он хотел заниматься, если бы все имел. Возможно, мысли, которые в такой момент придут в голову и будут ключом к решению этой задачи.

4. Поговорить с другими.

Душевный разговор с родными или друзьями тоже помогает лучше себя понять. Ведь не зря говорят, что со стороны виднее. Скорее всего, они обратят внимание на детали, о которых человек даже не задумывался.

Особенно полезными могут быть воспоминания родственников о наших увлечениях в детстве. Поскольку именно в этот период жизни мы бываем самыми искренними. Кто-то любил помогать папе в гараже, другой маме на огороде, третий с дедушкой ухаживал за домашними животными. Возможно, в этих детских занятиях и заложен будущий выбор инженера, агронома или ветеринара.

5. Расширять свои знания о профессиях.

Порой трудности в поисках своего призвания, связаны с малым уровнем знаний человека. Он просто не обладает необходимой для выбора информацией. Зачастую, приходя на одну работу, сотрудник постепенно переквалифицируется в совершенно ином направлении. Просто человек не знал, что существует такая специальность, которая поможет ему полноценно самореализоваться.

Самое главное, что для получения такой информации не требуется особых затрат. Достаточно искать в Интернете, читать книги или смотреть тематические документальные передачи.

6. Понять, в чем наша польза.

Поскольку человек – явление социальное, то и его призвание нельзя рассматривать отдельно от общества. В конце концов, даже на слух это слово звучит, как что-то благородное и нужное. Тем более, принося пользу другим, человек повышает свою личную востребованность и узнаваемость. Так что, выгода обоюдная. По принципу грамотного трудоустройства. На первых порах, не так важно, чем работодатель может быть полезен соискателю, главное, в чем претендент способен принести пользу фирме.

Основной подсказкой в данном случае могут стать просьбы окружающих. С какими именно поручениями они чаще всего обращаются. Возможно, именно в этом и заключается наша главная фишка.

7. Вспомнить своих кумиров.

У каждого из нас есть люди, на которых мы хотели бы быть похожи. Реальные примеры из жизни, либо любимые киногерои, книжные персонажи и т.д. Стоит призадуматься над вопросом, что их всех объединяет. Какая профессия и ? Ведь, очень часто, такие кумиры являются нереализованной мечтой нас самих. Скорее всего, наше призвание может заключаться именно в их роде деятельности.

Мы рассмотрели способы, как понять свое призвание. Их может быть и намного больше. Но, даже перечисленные семь приемов способны помочь каждому глубже понять себя и свои таланты. Лучше воспользоваться всеми этими советами, а потом выбрать наиболее часто встречающиеся подсказки.

 

Возможно, будет полезно почитать: