Урок: Сложение и вычитание десятичных дробей. Конспект урока по математике на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей станция. Геометрические фигуры

Это урок систематизации и закрепления изученного материала. Для всесторонней проверки учебно-познавательных компетенций учащихся используется ИКТ-технология. При отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей используется самостоятельная работа с само- и взаимопроверкой. Преобладающий метод организации учебной деятельности – интерактивный: сопоставление, анализ, наблюдение сопровождаются компьютерной презентацией.

Использование технологии ИКТ позволяет развивать логическое мышление, математическую речь, содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 122

Кировского района г.Волгограда

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Подготовила: Саенко Ирина Николаевна,

Учитель математики МОУ ООШ № 122

Конспект урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Класс: 5

Цели и задачи:

Создать условия для развития у учащихся вычислительных навыков, умение

решать задачи.

Задачи: 1. Предметные : Содействовать развитию вычислительных навыков при сложении и вычитании десятичных дробей

Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;

Коммуникативные: формировать умения принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению;

Личностные: продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

Тип урока : урок - практикум (отработка и проверка знаний по теме)

Формы работы : задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:

Отработку понимания на слух математической речи;

Взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;

Работа группами по 2 человека.

Виды учебной деятельности:

Слушание (понимание на слух научной речи);

Индивидуальная работа, работа в парах;

Практические задания;

Говорение;

Мыслительный анализ;

Самопроверка;

Взаимопроверка

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь!

2. Постановка цели урока (слайд 2)

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.

(Слайд 3)Тема нашего урока - « Сложение и вычитание десятичных дробей».

Открыли тетради и записали число и тему урока.

Учение о дробях всегда считалось трудным.. У немцев сохранилась пословица: « Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать. Буду рада вашим хорошим ответам.

3. Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос)(Слайд 4)

Давайте вспомним:

1. Как сложить десятичные дроби?

Ответ: Чтобы сложить десятичные дроби нужно:



в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую,

2. Как вычесть десятичные дроби?(Слайд 5)

Ответ: Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:

а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

4. Устный счёт (Слайд 6)

8,7 - 1,8 =

6,3 + 2,4 =

7,2 - 2,9 =

9,1 - 3,6 =

2,5 + 1,8 =

8,3 - 1,2 =

5,6 - 3 =

5 + 2,6 =

Решите уравнения(Слайд 7)

а) 2,5 + х = 7

б) 5 - х = 3,4

в) х - 6,8 = 3,4

г) х + 8,7 = 15

5. Работа с учебником (Слайд 8)

Выполнить задание № 684, № 692

6. Физкультминутка (слайд 9)

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

7. Устная работа

Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание: Поставьте запятые так, чтобы равенство было верным(Слайд 10)

32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

42 + 17 = 212

736 - 336 = 4

63 - 27 = 603

57 - 4 = 17

8. Самостоятельная работа с самопроверкой в парах и самооценкой .

(Слайд 11)

Учащиеся в паре обмениваются работами и проверяют работу, пользуясь ответами, указанными на доске (слайд 12 ) и выставляют оценки друг другу

Вариант 1 Вариант 2

1.Выполните действия 1.Выполните действия

0,613 + 32,7 = 0,894 + 89,4 =

5,2 + 317,9 = 241,608 + 24,7 =

0,41 - 0,385 = 6,4 - 2,96 =

62,5 - 8,419 = 50,1 - 9,323 =

2. Решите уравнение 2. Решите уравнение

У + 0,83 = 1,1 У + 3.54 =8,2

3,84 - (х + 0,89) = 2,3 (х - 3,48) + 2,15 = 3,9

9. Итог урока

Какую задачу мы ставили на уроке? (уверенно складывать и вычитать десятичные дроби)
- Как вы думаете выполнили мы ее?

10.Домашнее задание (слайд 13)

Дома вы еще потренируетесь уверенно и правильно складывать и вычитать десятичные дроби, выполнив следующие номера:

№ 686, № 694

Спасибо за урок. (слайд 14)


Урок математики в 5 классе по теме

Подготовила: учитель математики

Большакова Е.А

Цели урока: 1) научить складывать и вычитать десятичные дроби;

2) продолжить формирование вычислительных навыков;

3) привить интерес к предмету математики.

Ход урока.

I . Устные упражнения:

1) Угадай, какая дробь!

1. Пять целых две десятых =

а) 5,02 б) 5,2 в) 5,002

2. Ноль целых восемь тысячных =

а) 0,008 б) 0,08 в) 0,8

3. Три целых двадцать пять десятитысячных =

а) 3,25 б) 3,00025 в) 3,025

4. Шестнадцать целых пять сотых =

а) 16,005 б) 16,5 в) 16,05

2
) Выполни действия:



3,07 – 1,06 = 2,01

=


II . Изучение нового материала.

1. Сложение (вычитание) десятичных дробей с переводом в обыкновенную дробь.

2. Сложение (вычитание) десятичных дробей «в столбик».

3. Чтение правила сложения и вычитания десятичных дробей.

4. Рассмотреть примеры, выполняя и объясняя каждый этап (см. таблицу).

Уравнять в дробях количество знаков после запятой

Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой

Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

+ 9,138

Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

+ 9,138

Правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

III . Закрепление.

1. №1186 (б, в, г, д):

б) 16,78 – 5,48 = 11,3

в) 95,381 + 3,219 = 98,600

+ 3,219

г) 8,9021 + 0,68 =9,5821

+ 0,6800

д) 88,252 – 4,69 =83,562

2. Тесты с сигнальными карточками.

3. Устная работа. Игра «Меткий стрелок».

1) 2,31 + (7,65 + 8,69)

2) 14,537 – (2,237 + 5,9)

3) (24,302 + 17,879) – 1,302

4. Решить задачу.

Длина Волги 3,53 тыс. км. Днепр – 2,2 тыс. км, а Амур на 1,36 тыс. км. короче, чем Волга и Днепр вместе. Какова длина Амура?

IV . Итог урока.

Учитель: Ребята, к нам прилетел попугай.Оказывается у него не получается решить пример. Давайте ему поможем и найдём ошибку.

- 6,8 _

- 6,8 _

V . Домашнее задание: п. 32 (до разложения); №1228(а), №1229 (а, б, в), №1240.

Предмет: математика

Тема: Сложение десятичных дробей.

Цель: Закрепить умения, приобрести навыки в решении примеров и задач на сложение

десятичных дробей,

развить математическое мышление, логическое мышление, вычислительные

навыки, формирование научного мировоззрения

Тип: урок – соревнование

Эпиграф: « Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает,

в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель,

тем меньше дробь.» Лев Толстой.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологическая разминка « Создадим хорошее настроение ».

Повернувшись к соседу, посмотрите ему приветливо, с улыбкой в глаза и скажите

вместе: « Здравствуй, сосед! ».

2. Разминка. Решение занимательных задач.

1) Летели утки: одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между

двумя и три в ряд. Сколько всего уток? (3)

2) На совещание явилось 10 человек, и все они обменялись рукопожатиями.

Сколько было рукопожатий? (90)

3) Код сейфа состоит из трёх различных цифр: 1,3 и 5. Сколько всего различных

комбинаций для кода можно составить? (135, 153, 315, 351, 513, 531) .

3. Теоретики

1) Какую запись называют десятичной дробью?

2) Какую обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной?

3) Где ставится запятая при записи десятичной дроби?

4) Изменится ли десятичная дробь, если в конце десятичной дроби приписать или

отбросить нули?

5) Какими способами можно сравнивать десятичные дроби?

5) Сформулировать правило сложения десятичных дробей?

4. Устная работа

1) Прочитайте дроби: 16,023; 98,704; 17,027; 9,006; 5,00005; 34,3008.

2) Запишите десятичные дроби: 0,9; 0,17; 0,03; 2,315; 3,054 9,207.

3) Найди ошибку: 3,7 + 0,02 = 3,9 5,04 + 1,1 = 5,14 1,2 + 0,3 = 1,23

5. Отгадай слово.

Карточка № 1 . В русском языке это слово появилось в VIIIв., оно происходит от глагола

« дробить » - разбивать, ломать на части.

Карточка № 2. Эту единицу длины впервые ввели купцы. Её ещё называли « локоть ».

Карточка № 3 На земном шаре живут птицы – безошибочные «составители» прогноза

погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке № 3.

Ключ к ответам:

6. Кросс – опрос

1 команде

1. Число, стоящее над дробной чертой?

2. Результат вычитания?

4. Число, не являющееся ни простым ни составным?

5. Инструмент для построения окружности?

6. Скорость умноженная на время?

7. Результат деления?

8. Натуральное число, имеющее больше двух делителей?

9. Расстояние, делённое на время?

10. Результат деления?

2 команде

1. Инструмент для измерения и построения отрезков?

2. Результат умножения?

3. Натуральное число, имеющее только два делителя?

4. Число, стоящее под дробной чертой?

5. Инструмент для построения и измерения углов?

6. Результат сложения?

7. Число, являющееся решением уравнения?

8. Расстояние, деленное на скорость?

9. Знак, отделяющий целую часть десятичной дроби от дробной?

10. Дробь, у которой числитель больше знаменателя?

7. Рефлексия

Подведение итогов.

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

Стр. 256 – опережающее задание.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Математики тропинки одолеем без запинки...

Тоболева Е.А. – учитель информатики

Сидорова А.В. – учитель математики

МБОУ СОШ № 31

г. Мурманска


  • Записать дроби так, чтобы запятая была под запятой;
  • Уравнять количество знаков после запятой;
  • Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую;
  • В ответе поставить запятую под запятой.


Основные свойства сложения и вычитания

  • Переместительное свойство сложения
  • Сочетательное свойство сложения
  • Свойство вычитания суммы из числа
  • Свойство вычитания числа из суммы

a + (b – c) = (a – c) + b


  • 0,27+(1,78+5,73)
  • 21,49+3,674+31,51
  • 37,45-(26,45+7,9)
  • (13,88+8,46)- 2,46

1 56,674

2 3,1

3 7,78

4 18,9

5 19,88


Школа

Остров

смекалистых

г. Угадайка

Ст. Поле Чудес



Устранение ошибок

  • 54,1 2) 19,73 3) 61,5 4) 49,6

3,26 + 6, 8 - 0,38 - 17,536

  • 0 , 38
  • 17 , 536

Вычислительный центр

Дробное число

в арифметику вошло,

тайн немало принесло.


1 вариант 2 вариант

Х=10,8 +3,25 Х=20,6


1 вариант 2 вариант

Х=10,8 +3,25 Х=20,6


1 вариант 2 вариант

Х=10,8 +3,25 Х=20,6



Вниз по реке

Собственная скорость катера 23,4 км/ч . Сколько понадобиться времени, чтобы доплыть до острова Смекалистых, удаленного от вычислительного центра на расстоянии 78 км , если скорость течения реки 2,6 км/ч ?


S =78 км

V течения = 2,6км/ч

V катера = 23,4 км/ч

V по течению =

V катера + V течения

V по течению =

23,4+2,6=26(км/ч)

t = S : V

t = 78: 26 = 3 (ч)

Ответ: понадобится 3 часа.














Остров Смекалистых

S = V *t

Думай, пробуй и ищи.

Трудно будет - не пищи!


На острове Смекалистых

  • 3,*5* 2) **,5 3) *,2* 4) *6,*7*

+ *,4* + 0,*** - 2,*8* - *,0*

4,187 18,548 1,447 26,865



Угадайте, какое число задумано, если из него вычли 13,5 и к полученной разности прибавили 6,7 , то получили 24,75 ?


Путешествие на поезде

Трудность задач повышается, решение найти предлагается!


Навстречу нашему поезду движется поезд со станции Поле Чудес со скоростью 65,7 км/ч , который вышел одновременно с нашим, идущим со скоростью 70,3 км/ч . Через сколько часов встретятся наши поезда, если расстояние между городом и станцией 680 км ?

Город Станция


V 1 = 70,3 км/ч V 2 =65,7 км/ч

Город Станция

V сближения = V 1 + V 2

V сближения = 70,3+65,7=136 (км/ч)

t = S: V сближения

t = 680: 136 = 5 (ч)

Ответ : через 5 часов поезда встретятся


П о л е Ч у д е с

Ситуации в жизни такие:

либо сложные,

либо простые.


П о л е Ч у д е с Х 0,001

Х 0,001

  • 0,26 + 0,45 =
  • 37,4 + 3,067 =
  • 12 + 3,728 =
  • 6,28 – 5,32 =
  • 0,03 – 0,0246=
  • 12 – 11,999 =

Н 15,778

О 40,467

Р 0,0054

Н 15,728


Подведем итоги

  • Назовите тему урока.
  • Расскажите, чему вы научились.
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Как преодолеть эти трудности?
  • Оцените свою деятельность на уроке: нарисуйте в своей тетради

если всё понятно-

если некоторые задания вызвали трудности–

если ничего не понял –


Да, много решено загадок

От прадеда и до отца.

И нам с тобой продолжить надо

Тропу, которой нет конца!


  • Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.-М.: Мнемозина, 2014.
  • Математика: Учеб. - собеседник для 5-6 кл. сред. школы./Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн, И.О.Коряков, М.В.Волков. - М.: Просвещение, 1989.
  • Математика. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина и др./ Авт.-сост. З.С.Стромова, О.В.Пожарская. - Волгоград: Учитель, 2005.
  • Математическая шкатулка. Пособие для учащихся. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Дрофа,2006.
  • Журналы «Математика в школе».

 

Возможно, будет полезно почитать: