Энциклопедия космонавты алексей леонов. Школьная энциклопедия. Путь в авиацию

Один из самых долгожданных российских фильмов «Время первых» сегодня, наконец, стартует в прокате. Продюсеры Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов сделали картину о том, как 18 марта 1965 года летчик Алексей Леонов вышел в открытый космос. Некоторые детали этой миссии долгое время были засекречены – оказывается, в ней многое пошло не так. «СтарХит» узнал, какие ляпы были допущены во время съемок и почему пришлось переделывать всю картину.

Ошибочка вышла

Легендарных летчиков Алексея Леонова и Павла Беляева, который управлял космическим кораблем, сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Актеры, подвешенные на специальные тросы, с трудом передвигались в 30-килограммовых костюмах.

«Хабенский всегда был в себе, сконцентрирован, слова лишнего не сказал, – поделился со «СтарХитом» актер Александр Люман. – А Миронов – душа всего проекта. Постоянно шутил, без криков спокойно объяснял, что нужно переделать».

Главным консультантом на площадке выступил 82-летний Алексей Леонов.

«Я посмотрел фильм одним из первых, – поделился со «СтарХитом» Алексей Архипович. – Компьютерная графика, конечно, на высоте. Так и не поймешь, где было снято – в космосе или в павильоне. А вот костюмы оставляют желать лучшего. На Жене Миронове мятый китель. Я фото показывал художнице по костюмам, мол, посмотрите, как мы выглядели – ни морщиночки! На дворе март стоял, а она одела всех в папахи, как в –20. Выглядит как крестный ход на Рождество. Тут я сам недоглядел, а потом уже поздно было. А во что наших с Павлом Беляевым жен одели? Чуть ли не в фуфайки!»

Ляпы Леонов обнаружил и в сценарии. «Были у меня претензии к кадру, где показали встречу Леонида Брежнева с Сергеем Королевым, – продолжает Алексей Архипович. – Леонид Ильич разговаривал с ним как с управдомом, хотя Королев был очень уважаемым человеком во всем мире. Я сказал, что так не годится, и сцену переделали. Поправил еще несколько мест. Например, там была фраза: «Что же мы, ускорим проект и при этом погубим космонавтов-героев?» А ведь до полета нас героями не называли, мы об орденах в тот момент не думали».

ПО НОВОМУ КРУГУ

// Фото: Кадр из фильма «Время первых»

Работа над картиной началась еще в 2015 году, когда подвигу Леонова исполнилось 50 лет. Но через год съемки оказались под угрозой срыва – продюсеры решили поменять режиссера.

«Меня уволили, – поделился со «СтарХитом» Юрий Быков, который снял сериал «Метод». – Тимур Бекмамбетов просмотрел материал и сказал, что это не то. Мы не сошлись во взглядах. В итоге я был снят с проекта, моего имени нет даже в титрах, так как кино полностью переснимали. Знаю, что до меня над фильмом работал Сергей Бодров – и тоже неудачно. Я считаю, что добросовестно выполнял поставленные задачи, но, возможно, продюсеры на тот момент сами до конца не понимали, что должно получиться на выхлопе. Такое бывает. Я рад, что фильм все-таки сняли».

Наконец режиссер, который смог воплотить задумку создателей, был найден. Им стал Дмитрий Киселев, известный по комедии «Елки». Фильм переделывали в ускоренном режиме. Однако на этот раз подводила погода.

«Последние сцены снимали в Крыму, – рассказал «СтарХиту» оператор Игорь Волков. – Солнца не было две недели. Ветер, пасмурно. Съемку военных объектов делали на летающий аппарат – коптер. Он стоит примерно 2,5 млн рублей. Думал, что из-за плохой погоды он грохнется минут через десять, но, к счастью, повезло».

// Фото: Александр Моклецов/РИА

Одни из величайших событий ХХ века - первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».


космический корабль «Восход-2»

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля


Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев - выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.


Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Фото первого выхода человека в космос

1 of 7








Видео

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.


Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля - 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI - золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад - это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек - Алексей Леонов.

Алексей Леонов - легендарный советский космонавт, первый человек, который вышел в открытый космос. Он дважды получал звание Героя Советского Союза - в 1965 и 1975 году. Личная жизнь Алексея Леонова не менее интересна, чем его карьера.

Жена Алексея Леонова

Алексей Леонов по-настоящему счастливый человек. У него большая и дружная семья. Космонавт познакомился со своей супругой Светланой в 1957 году в Кременчуге, где проходил службу в гвардейском авиационном полку, и влюбился в девушку с первого взгляда.

В интервью летчик рассказывал историю знакомства с любимой. Он встретил Светлану во время прогулки с товарищами. Увидев компанию девушек, Алексей подставил одной из них подножку - хотел так пошутить. Будущая жена Алексея Леонова Светлана не заметила этого и упала.

Алексей помог девушке подняться, извинился и проводил до дома. Светлана жила со своими родителями. В комнате у девушки летчик увидел альбом с репродукциями картин, которые были ему очень интересны. Алексей не только космонавт, но и художник - он с детства увлекался живописью.

Молодой человек понял, что его со Светланой интересы во многом совпадают, и это оказалось действительно так. Уже через три дня с момента знакомства Алексей и Светлана поженились и счастливы уже больше полувека. У супругов появилось две дочери.

Дети Алексея Леонова

Старшая дочь космонавта Виктория родилась в 1961 году. Повзрослев и получив необходимое образование, девушка устроилась на работу в Управления морского флота. Однажды, приехав из командировки в Америку, девушка поняла, что больна.

Светлана приехала к дочери в город, и обнаружила ее в плачевном состоянии. Глаза и лицо у девушки были желтые. Родители обратились в лучшую столичную больницу, но врачи не смогли ее спасти. В 1996 году Виктория умерла от вирусного гепатита, осложненного пневмонией.

У Алексея и Светланы есть также младшая дочь Оксана, которая родилась в 1967 году. Сейчас она замужем, работает переводчиком. У Оксаны двое детей - внуки космонавта Алексея Леонова. Старшую внучку зовут Карина, ей 29 лет. Внуку легендарного космонавта сейчас 20 лет. Его зовут Дэниел-Сергей.

Биография космонавта

Алексей Леонов родился в 1934 году в Сибири недалеко от города Кемерово. Его отец был шахтером и занимался сельским хозяйством. Мать космонавта была учителем.

В 1948 году семья перебралась в Калининград. С юности будущий космонавт увлекался авиацией. Брат Алексея Леонова был авиационным техником, и мальчик с интересом изучал его конспекты.

Окончив школу, он перебрался на Украину, в Кременчуг, и поступил в школу первоначального обучения летчиков.

В Чугуеве парень обучался в высшем училище летчиков-истребителей, которое успешно окончил в 1957 году и отправился на службу в Красную Армию.

В 1960 году Леонов прошел курс обучения в Центре подготовки космонавтов. Также Леонов занимался наукой, участвовал в конференциях, написал более тридцати докладов.

Полет Леонова в открытый космос

Леонов - первый человек, который 18 марта 1965 года совершил выход в открытое космическое пространство. Жена Алексея Леонова не знала о том, какое задание поставлено перед ним. Леонов готовился к полету два с половиной года. Он выполнял специальные упражнения, но не представлял, насколько сложной будет его миссия.

В одном из интервью космонавт рассказал, как совершил выход в открытый космос. Миг, когда он открыл люк космического корабля и шагнул «в неизвестность», Алексей Архипович запомнил на всю жизнь - он не представлял, что с ним будет, но не чувствовал страха.

Леонов вспоминает также, что сделав несколько снимков в космосе, он почувствовал, как скафандр начинает резко увеличиваться. Температура внутри превышала норму, кислород был на исходе, и космонавт был близок к потере сознания, но справился с ситуацией. После 12 минут пребывания в открытом космосе Леонов вернулся на корабль.

Планировалось, что космонавты приземлятся на территории степей Казахстана, но они оказались в пермской тайге. Купол парашюта на деревьях обнаружили с самолета, и к вечеру на лыжах до космонавтов добрались лесники.

Текст: Филимонова Екатерина


3689

12 апреля 1961 года имя Юрия Алексеевича Гагарина стало известно на весь мир. Впрочем, наслаждаться популярностью ему долго не пришлось. Через 7 лет Юрий Гагарин разбился во время обычного полета на учебном истребителе…

Официальная версия гибели народного любимца оказалась невероятно скупой на информацию. Сообщалось лишь, что из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не указывались) экипаж совершил резкий маневр и сорвался в штопор…

Как это было

Юрий Гагарин вместе со своим инструктором Владимиром Серёгиным выполнял обычный контрольный полет на учебно-тренировочной модификации самолета МиГ-15. Уже через 13 минут после вылета Гагарин сообщил на землю о выполнении летного задания и запросил разрешения вернуться на базу. После этого связь с экипажем оборвалась…

Тревогу забили лишь после того, как стало ясно, что самолет выработал весь запас топлива. Место падения было обнаружено через 3 часа после начала поисковой операции. А общественность и вовсе узнала о трагедии спустя двое суток.

Особой загадочности произошедшему придает тот факт, что пилоты ни словом не обмолвились о неисправности техники или других нештатных происшествиях. Они даже не подали сигнал тревоги!

Расследование катастрофы

Для расследования причин катастрофы создали специальную государственную комиссию, которая состояла сразу из трех независимых подгрупп. К тому же отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая, не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла.

Несмотря на то, что к расследованию было привлечено столько людей, внятного объяснения катастрофы никто так и не услышал!

Было ясно лишь то, что самолет неожиданно свалился в штопор, а экипаж до последнего пытался исправить ситуацию. Гагарину и Серёгину не хватило каких-то 200 метров, чтобы стабилизировать машину и спастись…

Что скрыла комиссия

Выводы госкомиссии были рассекречены лишь к 50-летнему юбилею полета Гагарина в космос. Они не смогли дать однозначный ответ о причине трагедии, но пролили свет на целый ряд серьезных нарушений, сопровождавших полет.

Так, инструктор Гагарина, Владимир Серёгин, почти на полчаса опоздал к запланированному началу, из-за чего полет пошел не по графику. Бортовой бароспидограф, который можно назвать аналогом черного ящика, не был заряжен бумагой, а с земли полет фактически не контролировали… Это всё говорит о крайне халатном отношении всего персонала!

Кстати, на месте крушения среди останков были обнаружены и парашютные ранцы, но самих парашютов в них не было! Впрочем, позже выяснилось, что их уже после аварии украли мужики из соседнего села.


Версия Алексея Леонова

Космонавт Алексей Леонов выдвинул еще одну версию произошедшего. Причем он настолько уверен в своей правоте, что смело называет эту гипотезу истинной причиной гибели Гагарина!

По его мнению, МиГ-15 Гагарина и Серёгина попал в вихревой след от реактивного самолета, который прошел невдалеке. Действительно, в день трагедии с аэродрома в Раменском стартовали два Су-15.

Впрочем, полетное задание экипажа «Сушек» сильно отличалось. Они должны были пилотировать на высоте свыше 10 километров, а самолет Гагарина - на высоте около 4 километров. К тому же записи в полетных листах свидетельствуют, что в момент трагедии оба Су-15 находились на аэродроме.

Версии специалистов

Большинство специалистов сошлись во мнении, что сваливание самолета в штопор произошло из-за резкого маневра, совершенного экипажем. Но что же могло спровоцировать опытных пилотов на такое действие?

Действительно, рядом с местом аварии было найдено около десятка зондов. Однако в расследовании не указано никакой информации о поиске того самого зонда. А ведь проверить эту версию легко: было известно место, откуда их запускали, время, скорость подъема и прочие данные. Однако этим никто не занимался…

Конспирологические версии

Напоследок немного конспирологии. Наибольший резонанс среди альтернативных версий получила гипотеза о «советском лунном заговоре». Якобы СССР отчаянно пытался удержать свое первенство в космической гонке и бросил все силы на то, чтобы высадиться на Луне раньше американцев.

По этой версии, Гагарин разбился несколькими днями ранее, выполняя полет на новом космическом корабле «Зонд-4» советской лунно-облетной программы Л1. Естественно, неудачу никто не захотел афишировать. Все материалы засекретили, инсценировав смерть космонавта во время тренировочного полета.

Также очень популярна версия о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны. Партийные боссы не стали терпеть зарвавшегося космонавта и приказали спецслужбам убрать неугодного человека.

На протяжении многих веков человечеством владела, казалось бы, несбыточная мечта - летать по небу, подобно птице, и попасть в неизведанное космическое пространство. Это желание нашло отражение во многих сказках, где герои перемещались на коврах-самолетах, метлах, печах, пушечных ядрах и т. д.

Родоначальник космонавтики К. Э. Циолковский верил в возможность межпланетных путешествий. Он предсказывал выход человека в неизведанное безвоздушное пространство, который и был осуществлен русским офицером, советским летчиком Алексеем Архиповичем Леоновым.

Начало жизненного пути

Будущий космонавт Леонов Алексей Архипович родился в маленьком селе Листвянка, расположенном севернее города Кемерово, 30 мая 1934 г. Он был девятым ребенком в семье крестьянина Архипа Алексеевича и учительницы Евдокии Минаевны.

Вряд ли представители того поколения могут похвастать своим благополучным и счастливым детством. Нередко судьба испытывала на прочность и семью Леоновых. Дед будущего космонавта за участие в революционных событиях 1905 г. был отправлен в ссылку. Так он и оказался в селе Листвянка, в шестистах километрах от Кемерово.

Сурово обошлась судьба и с отцом Алексея. Вначале он работал в селе зоотехником. После его назначили председателем сельсовета. Однако пришел 1937 год. По сфабрикованным обвинениям Архипа Леонова арестовали. При этом пострадала вся семья. На нажитое имущество был наложен арест. Причем отобрали даже детскую одежду. Ребятишек выгнали со школы. Евдокия Минаевна отправилась в Кемерово. Там она со всеми детьми нашла приют у старшей дочери Александры, которая с мужем проживала в бараке строителей ТЭЦ в небольшой комнатке площадью шестнадцать квадратных метров. В 1939 г. Архип Леонов был реабилитирован и переехал жить к семье в Кемерово. По указу о поддержке многодетных матерей, им в том же бараке было выделено две комнаты, площадь которых составляла 16 и 18 квадратных метров. Медленно, но верно семья начала становиться на ноги.

Школьные годы

Будущий космонавт Леонов пошел получать начальное образование в 1943 г. Родители отправили его в кемеровскую школу № 35. В эти годы основным увлечением мальчика была роспись русских печей. Этому искусству будущий космонавт научился у переселенцев с Украины, которые жили по соседству с его семьей. Однажды у своего одноклассника Алексей увидел книгу. В ней его привлекли черно-белые иллюстрации картин художника Айвазовского. У мальчика появилось сильное желание приобрести эту книгу, что он и сделал, расплачиваясь в течение целого месяца своей школьной пайкой, состоящей из кусочка сахара и пятидесяти грамм хлеба. С тех пор Айвазовский стал самым любимым художником Алексея.

Доучиться в кемеровской школе мальчику не пришлось. Уже через пять лет (в 1948 г.) отца отправили на работу в Калининград. Туда же переехала и вся семья. Здесь, в бывшем Кенигсберге, Алексей получил аттестат зрелости, закончив среднюю общеобразовательную школу № 21.

Будущий космонавт Леонов обладал незаурядными для своего возраста знаниями. Он великолепно рисовал и увлекался авиацией. По конспектам старшего брата Алексей самостоятельно изучил конструктивные особенности самолетов и устройство двигателей, а также освоил теоретические основы полета. Все эти знания параллельно с достижениями в спорте были той основной предпосылкой, которая впоследствии стала решающей на пути становления юноши.

Поступление в академию художеств

Жизнь и биография космонавта Леонова могла сложиться совершенно иначе, если бы не некоторые обстоятельства. С детства Алексей имел большие способности к рисованию. После окончания школы, в 1953 г., он подал документы в академию художеств, находящуюся в Риге. Юноша был зачислен на первый курс. Однако несколько позже выяснилось, что общежитие студентам может быть предоставлено лишь после трех лет учебы. Алексея такой вариант не устроил, и он стал выбирать для себя другие учебные заведения.

Путь в авиацию

Неплохим вариантом Леонову показалась школа летчиков, предоставлявшая своим курсантам полное обеспечение. В 1953 г. в нее осуществлялся комсомольский набор. Юноша без колебаний подал документы в это учебное заведение. Так совершенно в ином русле стала развиваться биография космонавта Леонова.

Молодой человек успешно прошел все конкурсные испытания и стал курсантом авиационной школы, расположенной в Кременчуге. В этом учебном заведении будущий космонавт Леонов прошел курс начальной летной подготовки. После этого он был переведен в г. Чугуев, где продолжил обучение в военном авиационном училище, готовившем летчиков-истребителей. С 1957 г. Леонов проходил службу в десятой гвардейской авиационной дивизии, которая дислоцировалась в г. Кременчуге. Здесь же произошла его встреча с будущей супругой Светланой, которая стала его женой уже через три дня знакомства.

Новый поворот судьбы

До осени 1959 г. прослужил в кременчугской дивизии будущий космонавт Леонов. Биография его претерпела существенные изменения после встречи с полковником Карповым, который являлся руководителем Центра по подготовке космонавтов. Леонову было предложено поступить в школу, осуществляющую подготовку летчиков- испытателей. Алексей Архипович согласился и в октябре 1959 г. прибыл для прохождения медкомиссии в Авиационный госпиталь, располагавшийся в Сокольниках. Там произошла его первая встреча с Юрием Гагариным. Вскоре знакомство летчиков переросло в крепкую дружбу.

Врачи госпиталя проводили многочисленные исследования, целью которых был отбор в отряд космонавтов. А. А. Леонов оказался достойным кандидатом. В 1960 г. его зачислили в отряд, и в течение года молодой летчик являлся слушателем специальных курсов, проводимых в Центре по подготовке космонавтов.

В преддверии полетов

Несмотря на то что будущий космонавт Леонов прошел жесткий отбор, ему предстояли упорные тренировки. Только хорошая подготовка открывала возможность предстоящих полетов.

В 1964 году конструкторское бюро, которым в то время руководил Королев, начало проектировать новый космический корабль. Он был рассчитан на два места, и его конструкция позволяла осуществить выход в безвоздушное пространство.

Одновременно с подготовкой корабля предполетные тренировки проходили два экипажа. Это космонавты Беляев и Леонов, а также их дублеры - Хрунов и Горбатко. Подбирая экипаж для космического корабля «Восход-2», медики учитывали сложность и продолжительность полета, его основные задачи и цели, а также психологические особенности людей. Космонавты должны были работать максимально слаженно, полностью доверяя друг другу. Леонов и Беляев обладали разными характерами. Но при этом они прекрасно дополняли друг друга и были способны выполнить сложнейшую задачу, поставленную перед ними.

Исторический полет

Через три года упорной подготовки, 18 марта 1965 г., корабль «Восход-2», на борту которого находились два космонавта - Леонов и Беляев, взял успешный старт с Байконура. Ракета сделала свой первый виток вокруг нашей планеты. На втором, как и было запланировано, осуществил Леонов (космонавт) выход в космос. Легко оттолкнувшись, он буквально выплыл из шлюзовой камеры.

Мгновения, когда первый космонавт (Леонов) оказался в безвоздушном пространстве, хотели бы наблюдать, наверное, все граждане СССР. С борта корабля все его движения отслеживали две камеры. Параллельно с этим Алексей Архипович вел свою киносъемку. Пять раз отлетал от корабля на расстояние 5 м, а затем возвращался назад Леонов (космонавт). Выход в космос был сопряжен с опасностью для жизни, но мужественный человек выполнил поставленную задачу. После удачного завершения полета космический корабль приземлился в двухстах километрах от Перми.

Экипаж полностью справился со своей задачей, доказав, что люди способны выходить в безвоздушное пространство и даже работать там. Слаженная работа Леонова и Беляева, без сомнения, предопределила будущее всей космонавтики.

Подготовка к новым полетам

Чем в дальнейшем занимался космонавт Леонов? Биография этого удивительного человека надолго связала Алексея Архиповича с отрядом космонавтов. В период с 1965 по 1967 гг. он был заместителем командира. После, в течение трех последующих лет, Алексей Архипович находился в группе, которую готовили для облета Луны и посадки на ее поверхности. Однако из-за неисправности корабля проект своего развития не получил.

С 1971 по 1973 гг. летчик-космонавт Леонов еще пять раз принимал участие в различных программах. В них для него была отведена роль командира экипажа корабля. Однако все полеты по тем или иным причинам не состоялись.

Свидетель покушения

22 января 1969 г. в Москве встречали космонавтов, совершивших полет на кораблях «Союз 4», а также «Союз 5». В одной из машин, следующих из аэропорта, сидели Терешкова, Береговой, Николаев и Леонов. Ее и обстрелял младший лейтенант В. Ильин. Он решил, что в машине сидит Леонид Ильич Брежнев. К счастью для Леонова, оказавшегося в самом центре событий, он совсем не пострадал. Не повезло Береговому и Николаеву. Первому осколками изрезало лицо. Николаев получил ранение в спину.

Новые свершения

В 1972 г. США и СССР решили осуществить совместный выход в космос, во время которого планировалось выполнить стыковку кораблей, принадлежащих двум сверхдержавам. Существовали условия для отбора членов экипажей. В их перечень входили:

  • глубокие знания в области техники;
  • высочайшая квалификация;
  • способность работать с оборудованием обоих кораблей;
  • готовность к проведению внушительной программы научных опытов и наблюдений;
  • отличное знание того языка, на котором будут разговаривать партнеры.

В состав экипажа советского корабля входили Кубасов и Леонов, а от американской стороны на борту работали Слейтон, Бранд и Стаффорд. Совместный полет был осуществлен в 1975 г. Так была открыта новая эра в освоении космического пространства.

Дальнейшая судьба Леонова

В марте 1992 года Алексей Архипович вышел в отставку в звании генерал-майора авиации. Вплоть до 2000 г. он занимал пост президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал». После этого Леонов стал вице-президентом «Альфа-Банка». Сегодня Алексей Архипович живет под Москвой, в загородном доме, который собственноручно спроектировал и построил.

О космонавте Леонове многие знают еще и как о хорошем художнике. Живопись, которой он увлекся в юности, остается его хобби до сих пор. Алексей Архипович - автор нескольких художественных альбомов, на его счету более двухсот картин. Основной мотив его работ - космические пейзажи. Однако есть картины, на которых изображены портреты друзей и земные ландшафты. С 1965 г. Леонов является полноправным членом Союза художников.

У космонавта есть и другие увлечения. Он любит читать книги, охотиться и производить кино- и фотосъемку. У Леонова 2-й разряд по велоспорту и 3-й - по фехтованию. Профессионально Алексей Архипович занимался легкой атлетикой и метанием копья.

 

Возможно, будет полезно почитать: