Изменение психики человека. Душа и… сосуды. Как психика меняется с возрастом. Что такое менопауза

Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.

Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.

Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.

Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».

Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.

Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:

  • субъективной оценке;
  • личностному анализу;
  • имеющемуся у человека житейскому опыту;
  • запасу знаний;
  • интересам;
  • устремлениям;
  • складу характера;
  • комплексам и т. д.

Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.

Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.

Разнообразные функции психики позволяют человеку:

  • найти место в мире;
  • взаимодействовать с действительностью;
  • выстраивать отношения в социуме;
  • поступать определенным образом в различных ситуациях.

Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.

Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.

Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.

Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:

  • гормональные изменения;
  • беременность;
  • уход за детьми;
  • менопауза и многие другие.

Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.

Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.

Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.

Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.

Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.

Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.

Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.

Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.

Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.

К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.

Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.

Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.

Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.

Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.

Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.

На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.

Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.

Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.

Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.

Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.

Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.

Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.

Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.

Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.

Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.

Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.

Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.

Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.

Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.

В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.

В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.

Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».

В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.

В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.

Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.

Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.

Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.

Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.

Пластичная психика ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.

Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.

Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.

Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.

Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.

Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.

Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.

Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.

Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.

Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:

  • компонентный (критический аспект);
  • эмпирический аспект;
  • контекстный или ситуативный (практический аспект).

Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.

Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.

Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:

  • способны с легкостью адаптироваться к окружающей среде;
  • могут изменяться, попадая в другие среды;
  • готовы корректировать свою среду обитания, когда это необходимо.

Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:

  • первый уровень – доконвенциональная (преднравственная) мораль, имеет отношение к моральной аргументации, и обуславливает поведение, основанные на правилах и страхе наказания (первый этап) и корысти (второй этап);
  • второй уровень – традиционная мораль, выражается в стремлении соответствовать ожиданиям социума и помогать другим (третий этап), соблюдая закон и поддерживая порядок (четвертый этап);
  • третий уровень – постконвенциональная мораль (самая высокая ступень), связана с принятием относительности и изменчивости правил и законов (пятый этап), а также с совестью, направленной на решение проблем и защиту прав человека (шестой этап).

Нравственное развитие подростка зависит, в частности, от проявлений эмпатии, стыда и чувства вины. По мере созревания структур психики, ребенок обретает способность взвешивать последствия поступков и слов, в свете собственных интересов и интересов окружающих. Подростки, как правило, демонстрируют традиционную мораль, становясь старше, хотя некоторым из них может потребоваться больше времени, чтобы получить опыт, необходимый, чтобы сделать переход из детства во взрослую жизнь

Исследования, как правило, поддерживают модель Колберга. Тем не менее, его теория была подвергнута критике по нескольким пунктам. По мнению некоторых экспертов, модель страдает однобокостью, так как больше подходит для характеристики развития психики образованных людей. Кроме того, некоторые подростки могут переживать регресс психики, в силу семейных факторов, негативного влияния среды.

Раньше ее называли словом «душа». Но постепенно в науке и в обиходе его заменил термин «психика», который включает весь субъективный мир, объединяющий:

  • память;
  • восприятие;
  • мышление;
  • сны и пр.

Великий психоаналитик Карл Юнг когда-то сказал: «Психика является величайшим из всех космических чудес». И остается недостаточно изученной.

Современный человек порой упускает из вида тот факт, что общение с миром невозможно без психики. Человечество застыло на первой ступени осознания важности процессов психики для создания житейского опыта, представлений людей о мире и себе самих.

Не зная той роли, которую играет психика человека, люди иногда фантазируют, моделируя мир таким образом, чтобы поставить ее в основу мироздания. Однако зачастую человек не осознает ключевую роль, которую играют психика и сознание, оказываясь в состоянии внутреннего отрыва от внешнего мира.

Меж тем, внешний мир можно представить, как холст, на котором мозг и психика воспроизводят самые причудливые формы, являясь его отражением. Внешний мир, а также психика и сознание, представляют единство, в котором каждый элемент является продуктом другого.

Мир проявляется в человеческом сознании, и суть психики заключена в отражении окружающей действительности и собственной оценке. Объективная реальность и психика человека вместе образуют единство, напоминающее замкнутый круг. Одна составляющая создает другую, сама формируясь под ее влиянием.

В настоящее время существуют две отдельные модели, используемые для описания существования человеческой психики. Религиозная модель считает, что психика человека – это «душа». Данная концепция также поддерживает идею о том, что душа не зависит от тела и существует как до, так и после того, как заканчивается земное существование. Вторая модель, известная как светская, относится к психике как к «разуму». Согласно научной концепции, психика действует как продолжение тела, реагирует на функции мозга и внешние раздражители

Разум объединяет умственные способности человека:

  • волю;
  • интеллект;
  • речь и т. п.

Мозг и психика работают сообща. Кора головного мозга, напоминающая сложный лабиринт, хитросплетение борозд и извилин, покрывает его поверхность. Любые внутренние и внешние сигналы поступают в этот центр управления организмом, где осуществляется их анализ и синтез. В проекционной коре, которая связана с ассоциативной областью и подкорковыми структурами, протекают важные процессы управления различными функциями организма.

Определенные участки коры отвечают за:

  • движения;
  • дыхание;
  • речь;
  • чувствительность и т. д.

В том числе, процессы психики осуществляются посредством сложной мозговой деятельности.

Все зоны коры условно разделяют на три блока.

Первый называют «энергетическим блоком». Он не занимается приемом и сортировкой информации, но обеспечивает эти процессы, поддерживая кору в оптимальном тонусе. Благодаря его работе, человек может концентрировать внимание. Блок тонуса в коре обеспечивает активность психики и сознания. Если происходят какие-либо нарушения, и энергетический блок не справляется со своими задачами, человек может испытывать чрезмерное возбуждение или наоборот, апатию, невероятную усталость. А существенный сбой в его работе может привести к потере сознания и даже к коматозному состоянию.

Второй объединяет несколько областей коры, отвечающие за работу органов чувств и управление движениями:

  • теменную;
  • затылочную;
  • височные.

Если существуют нарушения в одной из этих зон, они закономерно оказывают влияние на психику.

Третий блок контролирует поведение людей. Он объединяет зоны коры больших полушарий головного мозга, прежде всего передние. Лобные доли обеспечивают сложные действия людей, отвечают за психику и поведение. Если они работают с нарушениями, человек испытывает трудности:

  • с концентрацией внимания;
  • проблемы крупной и мелкой моторики;
  • не способен критично относиться к себе;
  • не терпит критики со стороны;
  • не способен к позитивным изменениям, личностному росту, так как не признает ошибок и не умеет их анализировать.

Человеческий мозг и психика людей таят множество загадок. В частности, известно, что хотя определенные зоны мозга оказывают влияние на психику, нет каких-либо оснований утверждать, что они действуют изолированно. Влияние их всеобъемлющее. Свидетельством служит тот факт, что если происходит повреждение головного мозга в определенной области, у разных людей оно может приводить к неодинаковым расстройствам психики. И наоборот: разнообразные нарушения психики могут быть ассоциированы со сбоями в работе отдаленных друг от друга зон коры головного мозга.

Не только кора головного мозга влияет на сознание и психику. Они, в свою очередь, оценивают мозговые функции и управляет высшей нервной деятельностью.

Два понятия являются родственными, пересекающимися. Психика и сознание включают взаимосвязанные явления. Однако психика является более широким термином, который объединяет сознание, память и когнитивные функции. А сознание – является высшей формой психики. Это – бодрствующее состояние (без сновидений или комы), позволяющее оценивать реальность.

Психика является термином, который существует в обиходе, обсуждается в философии и используется в клинической психологии. Он, как правило, объединяет:

  • сознание;
  • автобиографическую память;
  • личностную идентичность;
  • самоконтроль поступков;
  • точный самоанализ;
  • способность контролировать свои мысли.

Развитое сознание способно обнаружить расхождения между воспоминаниями и действительностью, а также корректировать искажения реальности с помощью ума. Поэтому психика является самым ценным фактором для развития сознания.

Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). По мнению Фрейда, три аспекта психики человека формируются на разных стадиях развития личности. Идентификатор импульсивен и требует немедленного удовлетворения, в то время как Эго помогает соотносить свои требования с реальным миром. Супер-эго включает в себя ценности и нормы окружающего мира.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о личности, поведение людей является результатом взаимодействия друг с другом трех уровней психики:

  • сознательное,
  • подсознательное,
  • бессознательное.

Карл Юнг доработал описание структуры психики, включив в число прочих элементов коллективное бессознательное состояние. Он считал, что психика – не только продукт среды обитания: она присуща человеку с рождения.

Процессы психики

Человеческая психика имеет две основные функции:

  • она, как нематериальный «жесткий диск», хранит воспоминания;
  • а также, как нематериальная «пищеварительная система», «переваривает», анализирует информацию, знания, ощущения, опыт.

Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.

Все психические процессы условно разделяют на три вида:

  • интеллектуальные или когнитивные (способствуют развитию познавательной деятельности);
  • коммуникативные (обеспечивают общение в социуме);
  • эмоционально-волевые (определяют поведение, поступки людей).

В других классификациях, оставляя познавательные процессы в качестве первого вида, опускают
коммуникативные, считая их частью волевых и эмоциональных процессов, которые выделяют в
две отдельные группы.

Они протекают в неразрывной связи, обеспечивая саму возможность существования друг друга.

Психика может иметь различные состояния в разное время. Если представить ее в виде зеркального шара, качество изображения реальной картины будет зависеть от количества и свойств отражающих элементов на его поверхности. Шар с меньшим количеством зеркал дает простой образ реальности. В то время, как шар со множеством зеркал дает весьма сложный образ реальности.

Очевидно, что «продвинутая» психика способна представлять действительность более сложный, но с другой стороны, она более склонна к составлению картин из искаженных образов реальности, в силу многих факторов.
Степень искажения, в определенный момент времени соответствующая тому или иному
состоянию психики, оказывает влияние на различные психические процессы, протекающие в организме.

Состояния психики различают по многим свойствам, в том числе по:

  • характеру эмоций (стыд, печаль, тревога, агрессия и т. д.);
  • уровню психического напряжения;
  • интенсивности переживаний;
  • физиологическим проявлениям;
  • продолжительности;
  • общему настроению (позитивное, негативное).

Все они постоянно меняются, оказывая влияние на поведение людей, заставляя поступать, думать и говорить определенным образом, а не иначе.

Среди свойств человеческой психики выделяют:

  • направленность личности, которая является основным свойством психики (объединяет мотивы и цели);
  • характер человека (совокупность устойчивых состояний психики, свойственных
  • для конкретного человека);
  • его темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик);
  • индивидуальные способности (общие и специальные, таланты).

Влияние на психику

Человеческая психика постоянно меняется под влиянием многих факторов:

  • состояния здоровья в целом;
  • когнитивных способностей;
  • социального окружения;
  • экономического благополучия;
  • экологии и т. д.

Влияние на психику извне можно оказывать в виде:

  • воспитания и обучения;
  • информирования, в том числе ложного, дезинформирования;
  • агитации;
  • пропаганды;
  • манипуляций сознанием;
  • зомбирования.

Классическим примером использования всевозможных способов воздействия на психику человека является религия. Абсолютно все концессии активно эксплуатируют весь арсенал методов влияния. Архитектура, музыка, живопись, скульптура, благовония, освещение, цветовая гамма, тексты молитв, ритуалы производят впечатление, вызывают яркие эмоции, оставляют особый след в душе, изменяют психику.

Сильное искажение реальности может привести к состоянию, в котором основные функции психики временно не будут исполняться, а значит реальность не будет восприниматься объективно и поведение человека станет неадекватным. В этом случае речь идет о нездоровье психики, а значит организма в целом.

В отличие от физического здоровья, здоровье психическое определяется отсутствием не только психоэмоциональных расстройств, связанных с повреждением мозговых структур, но и поведенческих расстройств, формирующихся в силу характера, темперамента и т. п., под влиянием экономических, бытовых и прочих факторов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения выделяют несколько критериев, определяющих состояние здоровья психики:

  • нормальная самоидентификация личности в пространстве, времени и т. д.;
  • типичные, адекватные эмоции, переживаемые в определенных ситуациях;
  • критичное отношение к себе, собственным возможностям, поступкам и пр.;
  • возможность властвовать собой, своими чувствами, в соответствии с ожиданиями общества, социальными нормами, общественной моралью, светскими законами;
  • стремление к долгосрочному планированию, осуществлению поставленных целей;
  • пластичность поведения при смене обстоятельств, условий внешней среды.

Известный американский социолог Толкотт Парсонс в середине прошлого века охарактеризовал психическое здоровье, как способность человека выполнять определенные роли в социуме. Он считал что это понятие относительно, так как ограничивается групповыми и общественными законами и нормами. А нарушения психики, с точки зрения физиологии, даже при наличии
определенных патологических симптомов, позволяют человеку полноценно жить, если
они не вступают в конфликт с общественными нормами, ценностями, моралью.

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что у двух из десяти человек на Земном шаре наблюдаются расстройства психики, при которых люди не в состоянии выполнять определенные задачи в личной и семейной жизни, в трудовой и общественной деятельности. По различным оценкам, один ребенок из 12-20 детей имеет нарушения психики.

Специалисты считают, что расстройства нельзя отождествлять с психическими заболеваниями, так как они не всегда связаны с физическими нарушениями. Поэтому современная международная классификация болезней (МКБ-10) оперирует термином «психическое расстройство».

Согласно данной классификации, все расстройства психики делят на следующие:

  • ассоциированные с органическими поражениями;
  • поведения и психики, коррелирующие с употреблением веществ с психоактивными свойствами;
  • настроения;
  • шизофренические, бредовые;
  • поведения, обусловленные физиологическими нарушениями;
  • соматоформные и невротические, как последствия стрессов;
  • обусловленные умственной отсталостью;
  • ассоциированные с нарушениями развития психики;
  • эмоциональные и поведенческие (у детей и подростков);
  • личностные и поведенческие (в зрелом возрасте);
  • психические расстройства (без дополнительных определений).

Кроме того, в зависимости от внутренних и внешних факторов, нарушения психики могут рассматривать в рамках двух типов психических расстройств:

  • эндогенные;
  • экзогенные.

Самым распространенным расстройством психики является депрессия.

  • Депрессивные расстройства диагностируют в популяции, в соответствии с различными данными, у 9-20% от общего числа населения.
  • У 5-10% наблюдаются реккурентные депрессивные расстройства.
  • 5-10% людей испытывают тревожные расстройства.
  • До 8% жителей земли страдают алкогольной зависимостью.

Они связаны с эмоциональными процессами психики. О расстройствах настроения или аффективных идет речь, если человек испытывает гипертрофированные, неадекватные по интенсивности эмоции во время печальных или радостных событий. Жалуется на частые и очень резкие перепады настроения.

К расстройствам настроения или аффективным относят:

  • мании;
  • депрессии;
  • биополярные расстройства психики.

Тревожные расстройства

Нередко расстройство психики может выражаться в том, что человек оказывается не в состоянии правильно расценивать опасность. Здоровая психика осознает угрозу, но не позволяет страху овладеть собой. Патологически измененная психика не только поддерживает искажение реальности, но и усиливает погрешность, заставляя человека испытывать панику, ужас, которые
нередко сопровождаются тахикардией (учащенное сердцебиение), усиленным потоотделением и прочими неприятными симптомами.

В этом случае диагностируют один из типов тревожных расстройств:

  • генерализованные;
  • социальная тревожность;
  • постстрессовые или посттравматические;
  • панические;
  • обсессивно-компульсивные;
  • фобии.

В таких случаях нередко требуется помощь извне (медикаментозные и
немедикаментозные методы), чтобы вновь оптимизировать мыслительные процессы, и
заставить сознание здраво осмысливать угрозы.

К данной группе расстройств психики относятся шизофрения и прочие нарушения, которые
характеризуются бредом, галлюцинациями (в виде слуховых, зрительных образов).

  • Человек неадекватно воспринимает реальность, его мышление нарушено.
  • Он может видеть то, что не существует.
  • Слышать голоса.
  • Им могут владеть бредовые идеи, которые он отстаивает с особой горячностью.

Психотические расстройства считаются одними из самых тяжелых, опасных для
самого человека и общества.

Различные формы зависимости психики

Очень часто люди оказываются не в состоянии бороться со своими желаниями, даже если они могут нанести вред окружающим или им самим. Если такие устремления становятся постоянными, речь идет о маниях или психических зависимостях, под воздействием которых ломаются судьбы, прерываются социальные, трудовые и семейные отношения и связи.

Ярким примером подобных нарушений психики является игромания. Под ее влиянием человек порой идет на неоправданные риски, лишается денег, работы, семьи, а иногда и жизни.

Психика людей развивается, в зависимости от совокупности различных факторов:

  • психологических;
  • биологических;
  • социальных.

Ее состояние подвержено влиянию стрессов, которые оставляют свои отпечатки
и приводят к разнообразным последствиям. Примером может служить катастрофа или
теракт, которые пережила группа людей. Кто-то из них может справиться с сильным потрясением, другой получает настолько глубокую психоэмоциональную травму, что она вырастает в расстройство психики.

Различные отклонения в поведении, настроении, образе мыслей людей, вступающие в диссонанс с принятыми обществом моральными установками, культурными нормами могут свидетельствовать о нарушениях психики. Для них характерны следующие патологические симптомы:

  • гипертрофированные эмоции или отсутствие каких-либо изменений в настроении в тех ситуациях, когда (в норме) они должны быть;
  • нарушения общественных норм поведения (навязчивые действия, бессмысленные движения, половые извращения и пр.);
  • потеря способности к критичности, обеспечивающей верное восприятие себя и окружающего мира;
  • нарушение способностей к логическому мышлению.

Нередко на психическое расстройство указывают жалобы на нарушения физического здоровья. При этом патология внутренних органов отсутствует либо имеет неспецифические симптомы.

Так как человек с психическим расстройством не адекватно оценивает окружающий мир и себя самого, как элемент реальности, нередко он не осознает проблему. Симптомы и клиническую картину нарушения психики может оценить только специалист.

Психиатры, психологи и психотерапевты для скрининга расстройств используют различные диагностические тесты психики или психологические опросники самооценки. Они содержат вопросы, касающиеся симптомов предполагаемого нарушения, которые помогают выявить изменения в поведении и психологии, продемонстрировать интенсивность и частоту проявления симптомов расстройства.

Восстановление нормальных функций психики

В России лица, имеющие расстройства психики, наблюдаются в диспансерах психоневрологического профиля. Для лечения психических нарушений используют медикаментозные и немедикаментозные методы.

Впервые медикаментозное лечение пациентов с нарушениями психики было проведено в середине прошлого столетия, во Франции, посредством хлорпромазина. Сегодня существует большое количество антипсихотических препаратов, которые может назначить только специалист, так как каждый из них имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты.

Существует три основных вида психотерапевтического воздействия:

  • бихевиоральная или поведенческая психотерапия;
  • глубинно-психологическое воздействие, основанное на психоанализе;
  • беседы, как форма поддерживающего психотерапевтического воздействия.

В большинстве эпизодов, психическим расстройствам сопутствуют соматические заболевания, которые также должен диагностировать и лечить врач.

Инсульт (ОНМК) – это острое нарушение мозгового кровообращения, которое может иметь общемозговую или очаговую клиническую картину. Практически 90 % инсультов сопровождаются апоплексией – внезапным кровоизлиянием в полушария головного мозга, основными проявлениями которого являются мышечный паралич и потеря сознания. В зависимости от того, в какое именно полушарие произошел заброс крови, различают левосторонний и правосторонний инсульт. Жизненный прогноз при локализации очага поражения с левой стороны очень неблагоприятен.

Даже если больной выживет, шансов на нормальную жизнь в дальнейшем очень мало, так как поражаются жизненно важные центры, отвечающие за речь, мышление, мимику и другие функции. Чтобы минимизировать патологические последствия, человеку придется пройти длительную реабилитацию, которая не может гарантировать положительный результат даже при строго выполнении всех рекомендаций.

Инсульт левой стороны: последствия

Специалисты выделяют три вида инсульта, которые имеют различные признаки и симптомы. Вовремя распознать, какой именно вид поражения наблюдается у человека, очень важно, так как от этого зависит набор реанимационных мероприятий, которые оказываются больному до того, как его транспортируют в стационар больницы.

Виды инсульта и его последствия

Геморрагический левосторонний инсульт

При геморрагическом поражении головного мозга происходит разрыв кровеносного сосуда, в результате чего кровь попадает в мозговое полушарие. Симптомы при данном типе патологии развиваются стремительно – от нескольких минут до 1-2 часов. Несмотря на левостороннюю локализацию процесса, у больного отмечаются признаки патологического воздействия и с правой стороны. Это связано с тем, что во время апоплексии повреждаются нервные окончания, связывающие оба полушария. Прогноз при левостороннем инсульте геморрагического типа может быть благоприятным только в том случае, если помощь больному оказана в течение 15-20 минут после начала приступа. В остальных ситуациях вероятность инвалидизации будет составлять более 88 %.

Геморрагический инсульт левой стороны

Отличить геморрагический инсульт с левой стороны можно по следующим признакам:

  • нарушение ориентации в пространстве;
  • мгновенная потеря памяти (человек резко забывает имена окружающих людей, где он находится и т.д.);
  • паралич мышц лица с левой стороны, вызывающий нарушение мимики;
  • резкая потеря навыков самообслуживания.

Больной может не ощущать свое тело, он не может сам одеваться, путает названия предметов и имена людей. После приступа такие больные часто страдают депрессивными расстройствами, полной или частичной амнезией, поведенческими изменениями.

Функции левого и правого полушария мозга

Важно! При левостороннем поражении геморрагического типа не происходит нарушения речи, либо изменения в первые часы выражены слабо. Это является отличительным признаком патологии по сравнению с правосторонней локализацией.

Ишемический инсульт левой стороны

При ишемии головного мозга происходит закупорка кровеносного сосуда, вызывающая замедление тока крови и нарушение кровообращения. Клетки мозга в этот момент испытывают острую гипоксию (кислородное голодание) и нехватку питательных элементов. Через несколько часов начинается процесс отмирания клеток. От начала патологии до приступа проходит обычно от 3 до 6 часов. Если болезнь будет диагностирована в этот период, прогноз дальнейшей жизни будет достаточно благоприятным, так как важнейшей задачей терапии инсультов является устранение негативных последствий и профилактика возможных осложнений.

Геморрагический и ишемический инсульт

Инсульт ишемического типа всегда начинается с ишемической атаки, которая может длиться от 10-15 минут до 2 часов (в редких случаях – до 10-12 часов). После этого наступает сам приступ, продолжительность которого в некоторых ситуациях может достигать 24 часов.

Обратите внимание! В очень редких случаях (менее 3-5 %) у больного может наступить обширный инсульт, при котором поражаются оба полушария. Шансов на благоприятный прогноз при данной клинической картине почти нет: более 80 % пациентов умирают до приезда врачей или во время операции.

Чтобы понять, какие именно функции будут нарушены после приступа, нужно разобраться, за какие действия отвечает каждое из мозговых полушарий.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Функции головного мозга

На последствия приступа влияет много факторов, например, возраст пациента. Чем моложе организм, тем больше шансов избежать выраженных последствий и сохранить приемлемое качество жизни. У пожилых больных процент смертности может достигать 96 %. Значение имеют и хронические заболевания. Врачи выделяют три патологии, которые ухудшают жизненный прогноз после инсульта. Это артериальная гипертензия, сахарный диабет и ишемическая болезнь сердца.

Первые признаки инсульта

Влияют на постинсультные проявления скорость оказания неотложных мероприятий, квалификация врача, проводившего операцию и тяжесть патологии: при обширном инфаркте шансов выжить и сохранить основные функции мало даже у больных молодого возраста.

Мышечный паралич

Паралич при левостороннем инсульте может быть полным или частичным. При частичном поражении поражаются преимущественно мышцы лица и конечностей. У человека появляется асимметрия тканей лица, может возникать так называемая «ложная улыбка». Постоянные боли в конечностях мешают самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, выполнение привычных действий без посторонней помощи становится невозможным.

Мышечный паралич до и после восстановления

Также может наблюдаться постоянное онемение конечностей, при котором больной не чувствует рук или ног и не может ими пошевелить.

Обратите внимание! Паралич лица при левостороннем инсульте наблюдается не с левой, а с правой стороны. Это связано с повреждением нервных рецепторов, связывающих полушария друг с другом.

Признаки мышечного паралича

Нарушение зрительной функции

После инсульты риск глаукомы (включая глаукомы закрытоугольного типа), катаракты и других патологий зрительного аппарата увеличивается в несколько раз. В первые недели после приступа у больного появляются следующие признаки нарушения зрительной функции:

  • расплывчатость контуров лиц и предметов;
  • сужение обзора (человек видит в строго определенной проекции);
  • нарушение бокового зрения;
  • длительный период фокусирования на одном предмете.

Патологии зрения после инсульта возникают в результате поражения зрительных нервов. Внутриглазное давление у людей, перенесших инсульт, всегда повышено.

Причины инсульта

Невозможность выполнять простейшие умственные задачи

Человек забывает, как писать буквы и цифры, почерк становится корявым и практически нечитаемым. Навык чтения также исчезает. Человек не может сложить простейшие числа или выполнить другие элементарные действия с числами. Если вовремя не провести медикаментозную коррекцию, интеллект может полностью нарушиться, и человек не сможет контролировать свои действия и поступки.

Потеря речевых навыков

Речь после левостороннего инсульта может стать медлительной и бессвязной. Больной, вероятнее всего, будет разговаривать отдельными словами, не сможет складывать короткие фразы в предложения. Для формирования фразы может потребоваться до нескольких минут. Может появиться характерное мычание. Больной перестает употреблять эпитеты, его речь лишается смысловой и эмоциональной нагрузки.

Последствия инсульта

В большинстве случаев у больного наблюдается нарушение артикуляции, что приводит к исчезновению гласных звуков. Движения ротовой полостью при этом хаотичные и бессвязные.

Важно! Родственникам больных, перенесших левосторонний инсульт, нужно быть готовыми к тому, что человек, скорее всего, не сможет больше нормально разговаривать. Реабилитация в специальных центрах и занятия со специалистами помогут немного скорректировать речевые навыки, но полностью восстановить нормальную речь не удастся. Исключение составляют люди, которые до приступа все делали левой рукой – у них функции речевого аппарата могут сохраниться в полном объеме либо пострадать незначительно.

Амнезия

Особенно опасна после левостороннего инсульта полная амнезия. При данном типе расстройства больной не только не узнает близких людей и членов семьи – он не помнит своего имени, названия окружающих предметов, не может описать, что видит вокруг. При частичной потере памяти могут возникать определенные картины из детства или прошлого, но больной может быстро их забывать.

Факторы, которые говорят об инсульте

Нарушения памяти останутся и в постинсультном периоде после прохождения реабилитации. Во время разговора человек может забыть имя собеседника или то, что ему сказали несколько минут назад. Таких больных нельзя оставлять одних дома, потому что они забывают, для чего нужны ножи, газовая плита и другие опасные предметы. Некоторые могут выпить средства для чистки поверхностей, содержащие кислоты и щелочи, приняв их за напитки, так как не помнят назначения данных веществ. Такие случаи фиксируются все чаще, поэтому единственным выходом в большинстве случаев может стать определение больного родственника в специальный пансионат.

На улицу больного с различными формами амнезии также нельзя выпускать без присмотра – найти дорогу самостоятельно он не сможет.

Притупление естественных рефлексов

У большинства больных наблюдается нарушения глотательного рефлекса. Во время приема пищи продукты могут падать на пол из-за выраженного тремора конечностей. У больного наблюдается обильное слюнотечение, которое он не в состоянии контролировать. Неконтролируемыми становятся и процессы мочеиспускания и дефекации, поэтому большей части больных могут потребоваться определенные предметы гигиенического ухода, например, впитывающие пеленки (если больной преимущественно лежит или сидит) или подгузники для взрослых.

Первая помощь при инсульте

Психическое состояние после приступа также меняется, причем врачи выделяют два абсолютно противоположных состояния, которые зависят от степени поражения головного мозга и индивидуальных особенностей больного.

Апатия

Апатия чаще всего появляется при тяжелой степени постинсультных поражений, когда нарушена большая часть важнейших функций. Человек становится безразличным ко всему, у него пропадает интерес к жизни и общению. Такие люди избегают общества родственников и близких, они предпочитают находиться наедине с собой, не интересуются событиями, происходящими в семье. Появляется неопрятность, попытки близких людей привести человека в порядок могут воспринимать агрессивно.

Астения, как последствие инсульта

Важно! На фоне апатии часто развиваются депрессивные расстройства, может появиться склонность к суициду. Ни в коем случае нельзя оставлять таких людей в одиночестве. Важно обеспечить им спокойную окружающую обстановку и постоянный контроль без признаков навязывания.

Агрессивное поведение

Неконтролируемая агрессия обычно проявляется у людей, частично сохранивших свои функции, но при этом утративших привычное качество жизни. Например, человек, у которого сохранились функции речевого аппарата, но отсутствует контроль процессов опорожнения мочевого пузыря и кишечника, испытывает злость и раздражение по отношению к людям, осуществляющим уход за ним. Родственникам очень важно сохранять спокойствие и самообладание в такие моменты, так как ответная реакция может усугубить состояние больного и снизить эффективность реабилитационных мер и медикаментозного лечения.

Последствия инсульта в цифрах

Человек, испытывающий агрессию после инсульта, может кидаться попадающими под руку предметами в окружающих, разбивать посуду, кусаться. Если поведение больного становится угрожающим для нормального проживания в помещении остальных членов семьи, необходимо проконсультироваться с врачом о целесообразности изоляции.

Видео - Последствия инсульта

Эпилепсия возникает преимущественно у людей старше 55-60 лет, если им не была вовремя оказана медицинская помощь. Первые приступы могут начаться еще в стационаре в период прохождения восстановления после операционного вмешательства, но в большинстве случаев это происходит через 1-2 месяца после начала необратимых процессов в клетках головного мозга. Как показывает практика, справиться с данным расстройством уже не получится. Терапия в данном случае направлена на поддержание ремиссии и профилактику новых приступов. Для этого больному назначаются специальные противосудорожные препараты, которые подбираются индивидуально в стационарных условиях с обязательной оценкой качества лечения, положительной динамики и появляющихся побочных эффектов.

Инсульт левой стороны – менее благоприятная по жизненному прогнозу патология, чем правостороннее поражение. В большинстве случаев болезнь приводит к инвалидизации и тяжелым функциональным расстройствам, при которых человек полностью теряет навыки самообслуживания и самостоятельного существования. Большое значение в определении прогноза и негативных последствий имеет своевременное оказание неотложной помощи, поэтому при склонности к поражениям головного мозга, нарушениях кровообращения и имеющихся заболеваниях сердца и сосудов в анамнезе важно знать симптоматику инсульта и уметь оказывать первую помощь.

Восточная притча называет последние годы человеческой жизни «годами обезьяны» – беззубый старец кривляется на пороге хижины, а дети смеются над ним. Преклонный возраст – время опыта, зрелой мудрости, но, увы, и тяжелого разрушения интеллекта: деменции, болезней Альцгеймера и Паркинсона. Как отличить естественные изменения характера от тяжелого недуга?

Груз прожитых лет

Человеческий мозг, как и любой другой орган, имеет свой «срок эксплуатации». У новорожденного мозг весит всего 300 граммов, у взрослого – около 1,5 килограммов. До 20 лет способность воспринимать, усваивать и хранить информацию только растет. С 20 до 30 лет наступает «плато» – пик интеллектуальных возможностей человека. После 30 лет, увы, функции мозга начинают понемногу ослабевать – ухудшается обучаемость, страдает память, мышление, в особенности критическое. У пожилых людей нередко усиливаются не самые приятные черты личности – скупость, сварливость, грубость, разговорчивость, мнительность.

На мозговую активность негативно влияют многие факторы – злоупотребление алкоголем, никотином, психоактивными веществами, работа на вредных предприятиях, с токсичными веществами и радиацией, операционный наркоз, травмы головы, климакс. Интеллект может пострадать от инсульта, атеросклероза, нейродегенеративных и онкологических заболеваний. В психиатрии существует несколько специальных «гериартрических» диагнозов: сенильный (старческий) психоз, сенильная депрессия, сенильная деменция (маразм). Возможны и специфические дегенеративные заболевания.

  • Болезнь Альцгеймера – прогрессирующая деменция. Начинается с забывчивости, легкого снижения интеллекта, нарушений ориентации во времени и пространстве. В перспективе больной утрачивает речь, память, большинство навыков. Обычно поражает людей старше 65 лет.
  • Болезнь Паркинсона или дрожательный паралич, в первую очередь поражает двигательные способности. У больного начинают дрожать сперва одна рука, затем обе, нарушается осанка, координация движений. Затем присоединяются нарушения психики. Страдают люди старше 55 лет.
  • Болезнь Пика – прогрессирующая атрофия коры головного мозга. В первую очередь страдает характер, человек становится грубым, агрессивным, гиперсексуальным, безвольным, обзаводится вредными привычками, а затем наступают нарушения памяти и ориентации. Обычно поражает людей старше 50 лет.

Впрочем, все не фатально – по данным американских исследователей около 50% пожилых людей сохраняют интеллект неповрежденным до 80 и более лет.

Признаки старения

Какие же изменения личности характерны для зрелого возраста?

Опасные симптомы

Вышеназванные изменения не относятся к признакам заболеваний, они вполне естественны в пожилом возрасте. Но есть и такие, которые свидетельствуют о начинающейся болезни. Перечислим.

  1. Неряшливость. Отказ от обыденных гигиенических процедур, регулярной смены одежды, поддержания порядка в жилье.
  2. Подозрительность. Человеку начинает казаться, что его преследуют, подслушивают, подсматривают, хотят убить, отравить и т.д.
  3. Потеря ориентации в пространстве и времени. Больной перестает узнавать родственников и друзей, путает актуальные и давние события, общается с умершими людьми, пытается уйти «домой» из собственной квартиры.
  4. Гиперсексуальность. Женщине кажется, что все в нее влюблены, кокетничают, хотят соблазнить или даже изнасиловать. Мужчина предается бурным фантазиям о сексе с юными девушками или детьми, постоянно похабно шутит, ведет эротические разговоры, занимается мастурбацией в т.ч. прилюдно.
  5. Буйство. По незначительным причинам или вообще без повода человек закатывает громкий скандал, грязно бранится, ломает мебель, лезет в драку.
  6. Патологическое накопительство. Он или она захламляет дом огромным количеством ненужных вещей, мусора, пустых упаковок и категорически отказывается с ними расставаться.
  7. Замкнутость. Отказ идти на контакт, разговаривать, выходить из дома, вставать с постели при сохранности физических возможностей.
  8. Потеря памяти. Человек забывает свое имя, возраст, адрес, не помнит, что он ел и когда, забывает посетить туалет, застегнуть одежду, путает назначение бытовых предметов.
  9. Утрата координации движений. Больной не может удержать ложку, расчесаться, снять рубашку, застегнуть пуговицы.
  10. Потеря критичности. Пожилой человек считает себя «гением», «спасителем человечества», «красавцем» и т.д., перестает задумываться о качестве и последствиях своих действий.

Очень важно вовремя отследить начало душевного заболевания и обратиться к специалистам! Большинство сенильных диагнозов неизлечимо, но при помощи своевременно и грамотно подобранной терапии можно отсрочить развитие недуга, продлить активную жизнь пожилого человека и заранее подготовиться к возможным осложнениям.

Года – не беда!

В зрелом возрасте мозгу необходим полноценный отдых. Пожилым людям следует спать не менее 7,5 часов в день, отдыхать днем, заботиться, чтобы в спальне был свежий, насыщенный кислородом воздух. При нарушениях сна медитация, аутотренинг и фитопрепараты будут полезнее седативных медикаментов.

Регулярные консультации с лечащим врачом помогут подобрать препараты, стимулирующие кровообращение и активность мозга, сглаживающие неприятные возрастные симптомы.

Питание должно обеспечивать мозг необходимыми аминокислотами, витаминами и минеральными веществами. Полезна пища, содержащая природные антиоксиданты, витамины D, Е, В12 – это морепродукты, орехи, изюм, курага, черника, клюква, морковь. Следует включить в меню молочные продукты, содержащие пробиотики (живые молочнокислые бактерии) – кефир, йогурт. Небольшое количество натурального красного вина (50-100 граммов в день) защитит сосуды и сердце. А вот мясом лучше не злоупотреблять – животный жир способствует атеросклерозу.

Посильные физические нагрузки стимулируют организм пожилого человека, повышают содержание кислорода в крови. Ежедневная зарядка улучшает и память и настроение. А вязание, вышивание, конструирование, рисование, работа с клавиатурой компьютера заставляют мозг «шевелиться» посредством развития мелкой моторики пальцев.

Одиночество для пожилых людей губительно – теряя стимул к активной жизни, человек очень быстро погружается в депрессию и утрачивает связь с реальностью. Поэтому чем больше дел, занятий, обязанностей и увлечений, близких друзей, детей, внуков, учеников и воспитанников, тем дольше удается противостоять неумолимому времени. Общение (в том числе в виртуальном мире) защищает от депрессии, домашние питомцы помогают сохранить интерес к жизни. А супружеская жизнь и регулярные интимные отношения замедляют старение мозга благодаря эндорфинам и половым гормонам.

Особое внимание следует уделять интеллектуальным занятиям. По утверждению американских ученых, люди с высоким интеллектом живут дольше своих недалеких сверстников. Полезны игры, требующие логики и внимания – шахматы, го, маджонг, домино. Хорошо развивает память заучивание стихов, разгадывание кроссвордов, занятия музыкой, пением. Медитация и молитвы не только стимулируют мозг, но и помогают сохранять душевное равновесие.

Победить старость невозможно, но у вас есть шанс оставаться молодым в душе до самых преклонных лет!

Психика в действии Берн Эрик

7. Как человек растет и меняется?

Как легко понять, одна из «целей» либидо состоит в том, чтобы поддерживать у взрослого человека постоянное желание производить потомство. Если либидо проявляется в неприкрытой форме, как это бывает у многих молодых людей, то мы имеем индивида, находящегося в «постоянной погоне за обещанием оргазма», как удачно выразился Сен-Сир. Очевидно также, что мортидо помогает индивиду выжить, внушая ему желание устранять все, что ему угрожает. Если, однако, индивид живет среди цивилизованных людей, эти примитивные порывы ему приходится маскировать. Ввиду того что жизнь сложна и побуждения Ид фильтруются Эго, непосредственные, девственные проявления либидо и мортидо мы можем наблюдать лишь в исключительных случаях.

Ид способно только желать. Оно не способно учиться, мыслить, расти и сколько-нибудь существенно меняться (если не считать того, что в особые периоды жизни, например при половом созревании, меняется его сила). Ид управляется ищущими выход напряжениями-желаниями. С желаниями Ид может произойти одно из двух: они либо удовлетворяются, частично или полностью, либо подавляются. Когда они удовлетворяются, напряжение снимается, что ощущается человеком сразу после нормального полового акта или сразу после неудачной попытки самоубийства. Если желания Ид подавляются, то напряжение возрастает, и Ид предпринимает все новые попытки его снять.

Поскольку первичные влечения к созиданию и уничтожению фундаментально измениться не могут, рост или изменение человеческой личности происходят путем изменения способов снятия этих напряжений.

Ид способно выражаться лишь в таких формах, которые допускаются физическим состоянием тела и окружающей среды. У новорожденного многие функции еще не развиты. Ид грудного младенца не может выражаться никаким способом, связанным с самостоятельным передвижением, поскольку нервы и органы еще недостаточно развиты. Младенец лишен многих удовольствий, так как не может вполне управлять своим телом, пока не созреют нервы, ведущие к различным органам и мышцам. Он старается извлечь максимум из того, чем он может пользоваться. В момент рождения самые важные движения, подвластные ему, - это сосание и из-давание звуков. Всякое удовлетворение либидо и мор-тидо должно, следовательно, достигаться с помощью этих и других не вполне развитых механизмов. Инстинкты Ид обычно полнее удовлетворяются при контакте с другим человеком, и это подтверждается тем, что наибольшее удовольствие младенец получает, когда его прикладывают к материнской груди.

По мере того как ребенок растет, его нервная система овладевает все более широким диапазоном движений и действий, что открывает новые пути для удовлетворения Ид, - пока наконец не наступает половая зрелость, когда становятся достижимыми конечные цели Ид - полноценная сексуальная активность и агрессия. Возможности получать удовольствие ширятся, и вместе с тем расширяется круг деятельности, поскольку человек любит жить возможно шире. После периода наслаждения сосанием ребенок осваивает управление своими кишечником и мочевым пузырем и обретает возможность получать большее удовольствие от их опорожнения. Новые возможности получения удовольствий открываются, когда ребенок учится пользоваться своими конечностями. Позже, когда созревают его половые органы, он пользуется ими для снятия психического напряжения. Достигая каждого нового этапа, человек более или менее перерастает удовольствия предыдущего этапа, органы же, переставшие служить для наслаждения, используются для более обыденных целей. Таким образом, сточки зрения главных источников наслаждения он переживает оральную стадию, потом анальную, телесную и, наконец, генитальную.

Однако во многих случаях человек продолжает держаться за отжившие свое способы получения удовольствия, когда новые ему не слишком удаются или когда обстоятельства мешают экспериментировать с этими новыми способами, как это можно видеть на примере ребенка-сироты, лишенного многих возможностей и потому продолжающего сосать большой палец, застряв на одной из ранних стадий развития. Он может развиваться нормально, но в периоды стресса возвращаться к одной из предыдущих стадий, отказываясь на время от некоторых новообретенных методов снятия напряжения; это можно видеть на примере достаточно подросшего карапуза, который принимается сосать большой палец, когда мать уезжает на отдых, и перестает это делать, едва она возвращается.

По мере роста и развития нервной системы, желез и организма в целом поэтапно меняются не только органы, с помощью которых Ид ребенка получает удовлетворение, но также скорость, методика, частота и сами объекты желания. На эти изменения большое влияние оказывает Эго, и происходят они обычно в соответствии с Принципом Реальности. Человек узнает, что некоторые способы получения удовольствий ведут в конечном счете к еще большей неудовлетворенности, и старается быть более благоразумным в этом отношении. Он учится на своем опыте. Ид, по-видимому, «лениво» и упрямо держится своих привычек, снова и снова пытаясь «насытиться» теми же старыми бесплодными путями. Если Эго не остережется, Ид заставит индивида повторять без конца одни и те же простые детские ошибки.

Ид не только ничему не учится, пользуясь снова и снова теми же наивными и совершенно неприемлемыми методами в своих попытках получить удовлетворение, но временами может довольствоваться фальшивыми реалиями, фантазируя, мечтая и даже пытаясь убедить Эго в реальности воображаемого - того, что мы называем галлюцинациями. Например, в состоянии алкогольной горячки вышедшее из-под контроля мортидо может искать удовлетворения в видениях змей и чудовищ, подменяя этим свое влечение к убийству или самоубийству, так как «проверка реальности» со стороны Эго дает сбои. Часто молодые люди пытаются удовлетворить свое либидо, воображая, что их любит какая-нибудь красавица, хотя та зачастую даже не подозревает об их существовании. Если молодой человек начинает по-настоящему верить в подобные выдумки, эти ложные представления называют «заблуждениями».

По мере того как человек растет и развивается, он, как правило, старается вести себя все более достойно и осторожно, воздерживаясь от поступков, способных запятнать его доброе имя и подорвать самоуважение, вследствие чего напряжения мортидо оборачиваются против самого индивида. Ребенок может дать волю своему мортидо в приступе ярости, не очень этим смущаясь, но взрослый человек, злясь или досадуя на своих коллег, обычно пытается сдержать себя, и в результате мортидо в поисках выхода может обратиться против него самого.

Два самых обыкновенных проявления мортидо в таких ситуациях: повышение артериального давления и изменение просвета кровеносных сосудов желудка. Частые трансформации эмоций в физические реакции могут привести к более или менее стойким изменениям. Например, кровяное давление может не нормализоваться после спокойных выходных, как мы видели на примере мистера Кинга, а постоянные нарушения желудочного кровообращения могут привести к язве желудка. Профилактика подобных проблем заключается не в том, чтобы бить по щекам секретаршу или пинать прораба в мягкое место, но в том, чтобы научиться не раздражаться по пустякам, к числу которых следует относить и финансовые потери. В конечном счете лучше иметь в целости желудок, чем деньги. Но слишком часто люди предпочитают сохранить за собой кабинет, обставленный мебелью красного дерева, а желудок отдать на растерзание хирургам.

По мере роста индивида Эго все более эффективно исполняет три своих задачи, которые состоят в облегчении либидо, облегчении мортидо и уменьшении угрозы со стороны внешнего мира. Хорошим примером служит земледелец, которому мортидо дает энергию «терзать» землю, а либидо - энергию ухаживать за растущим урожаем. Продажа этого урожая уменьшает угрозу голода и в то же время увеличивает вероятность дальнейшего удовлетворения либидо и мортидо, делая более реальной будущую женитьбу.

Таким образом, личность нормального человека развивается и меняется по мере того, как он учится новым методам удовлетворения своих либидо и мортидо, используя все новые органы и способности, которые становятся подвластны ему, и отказываясь от прежних, инфантильных путей. В этом росте ему содействует Принцип Реальности, помогая бороться с навязываемыми ему со стороны Ид старыми, потерявшими свою актуальность и даже опасными методами достижения удовлетворения.

Из книги NLP. Полное практическое руководство автора Олдер Гарри

УРОК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ Все меняется В этой главе: - Методики изменений - Изменение личной истории - Избавление от фобий - Подробное анкетирование личной истории НЛП означает изменения - перемены в том, что вы делаете и как мыслите, изменения отношений и убеждений. Как

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Врожденное меняется в мыслях и ощущениях По мере того как Кимберли и Рассел испытывали то, что было описано, по мере того как мы идем через Процесс Сущностной Трансформации, мы обычно спонтанно и естественно меняем свои убеждения о себе и мире. Наши ограниченные мнения

Из книги Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены автора Толстая Наталья

§ 1. Девочка растет (Из кого вырастают счастливые жены; один из подзагов: Моя подруга Мама)Мне повезло родиться в волшебном месте.Еще в позапрошлом веке ученый мировой величины Д.И. Менделеев восхищался богатством недр нашей донской земли, красотой рек и ковыльными

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

7. Как человек растет и меняется? Как легко понять, одна из «целей» либидо состоит в том, чтобы поддерживать у взрослого человека постоянное желание производить потомство. Если либидо проявляется в неприкрытой форме, как это бывает у многих молодых людей, то мы имеем

Из книги Пять путей к сердцу ребенка автора Чепмен Гэри

РЕБЕНОК РАСТЕТ Младенцы и малышиВ первые годы жизни детям необходимо, чтобы взрослые как можно чаще прикасались к ним. К счастью, брать ребенка на руки, укачивать его - это почти что инЛинкт для матери. А чаще всего и отцы активно выражают свою привязанность

Из книги. Матери, воспитывающие сыновей автора Латта Найджел

13 Личность: все меняется и остается прежним В людях (как в мальчиках, так и в девочках) интересно то, что, несмотря на все споры и дискуссии, мы, повзрослев, превращаемся в большую версию того, с чего начинали. Из разговоров с мамами и папами об их сыновьях я давно уже составил

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

Все меняется Мир постоянно пребывает в движении, поэтому перемены неизбежны. Сменяются фазы Луны и времена года, планеты движутся, гаснут и загораются звезды. Даже клетки нашего организма обновляются. На различных стадиях жизни мы неизбежно сталкиваемся с

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Так меняется жизнь Примерно в это время Канаэ начала слегка тревожиться, поскольку у нее по какой-то причине нарушился месячный цикл. Мы много путешествовали, проводили занятия и семинары, и она надеялась, что ее биологические часы сбились из-за волнений и

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Все меняется в жизни Злоба - наиболее энергоемкий стресс.Если тело требует пищи, следует задуматься о том, что же Вас разозлило. Об этом обычно не думают, не хотят вспоминать, а приступают к еде. Если Вы ощущаете сытость, а аппетит не уменьшается, то начните прощать своей

Из книги 50 упражнений для развития навыков манипуляции автора Карре Кристоф

Упражнение 38 Все меняется! Прочитайте следующий текст и ответьте на поставленный вопрос. Однажды в 9 часов вечера мне звонит по телефону мать подруги моей дочери и просит одолжить ей на следующей неделе на пару часов фургон, чтобы она перевезла кое-что из мебели.

На психику влияние оказывает в большей степени не распорядок дня, а то, как к этому распорядку психика относится, главное, какие эмоции человек при этом испытывает. Не будем здесь рассматривать экстремальные условия зимовок в Антарктике, полгода на подводной лодке или одиночное тюремное заключение. Возьмем более прозаичные примеры. Нам известны домохозяйки, которые, целый день бегая по маршруту "плита-раковина- младенец", заявляют, что сойдут с ума. И они действительно близки к этому состоянию. Но все мы знаем женщин, которым такой образ жизни в удовольствие. Они постоянно с ребенком, от котором получают массу положительных эмоций, испытывают радость от готовки и наведения чистоты.

Распорядок дня многих великих людей был чрезвычайно строгим. Их творческое наследие подтверждает факт, что рутинная жизнь как раз является чрезвычайно привлекательной для муз. Дисциплина настраивала мозг творческих людей на работу в определенные часы и на отдых в другие. Именно распорядок дня способствовал большей продуктивности. Но нужно учитывать тот факт, что писатели, художники получают много эмоций, энергии во время творческого процесса.

Вот пример распорядка дня А.Чехова:

Подъем в 5.30, с 6 до 8-9 прием больных, потом до обеда Чехов пишет, после обеда хозяйственные дела. Каждый последующий день похож на предыдущий, но какая деятельность! Врачебная деятельность - это постоянно новые задачи, писательская деятельность – это каждый день новые герои и сюжеты.

У проактивного человека даже общение с женой, с которой он прожил 20 лет, будет наполнено смыслом и позитивом.

Существует ряд примеров, когда люди, лишенные почти всех внешних стимулов, например, заточенные в камеру-одиночку, тем не менее, не деградировали. Чернышевский за два года одиночного заключения в Петропавловской крепости написал роман «Что делать?», который стал его визитной карточкой, а также ряд других произведений.

В буддийском монастыре тоже немного многообразия. Но внутренняя осмысленная жизнь монахов не дает монастырскому образу жизни негативно повлиять на психоэмоциональное состояние принявших обет.

Человеку необходима постоянная стимуляция эмоций – кому-то достаточно минимальное количество внешних раздражителей (они могут быть как позитивные, так и негативные), другим нужно большее количество стимуляторов извне. Все мы знакомы с людьми, которые инициируют скандалы и конфликты на пустом месте. Одна из причин тому – недостаток внутреннего спокойствия, неспособность получать удовлетворение от положительной стимуляции. Это реакция на рутину жизни, они её так воспринимают. И даже при наличии разнообразия в расписании, развлечениях, эти люди просто не знают других способов получить необходимую стимуляцию от окружающего мира.

Бывает, что трудно адаптироваться к вот этому «одному и тому же». Да и не надо. Если есть потенциал – нужно его реализовывать, а для реализации потенциала нужна воля и дисциплина, что и есть «сегодня как вчера». Не так страшно «одно и то же», дискомфорт вызывает внутренняя пустота и неспособность к позитивной эмоциональной жизни. Когда каждый час проживается по-новому, то из этих часов складывается осмысленный и наполненный день. Но повторюсь, это не всегда возможно. Если то, что вы делаете или, наоборот, не делаете, избегаете нужного и полезного вас, вы ломаете свою суть и тогда ресурсов для адаптации к жизни недостаточно.

Ответ, по большей части, основан на личном опыте.

Не лишним будет уточнить, как именно человек проводит каждый предыдущий и последующий дни. Можно каждый день проводить, сменяя активность, разбавляя полезное приятным, и тогда разнообразие волей-неволей само будет так или иначе появляться в жизни. Можно, в то же время, ограничиваться очень простым набором активностей и здесь-то очень легко будет загрустить. Везде есть свои нюансы.

В долгосрочный перспективе, на мой взгляд, оба варианта плохи.

Мне довелось достаточно долгий период времени (около 2-х лет) провести по второму сценарию с ограниченным набором занятий, которые отнюдь не всегда были скучными.

Из изменений, которые я заметила у себя могу выделить:

1. Искажение восприятия времени. Однообразные дни постепенно сливаются в недели, месяцы и т.д. В моменты «просветления» запросто можно обнаружить, что ты не замечаешь, как проходит жизнь.

2. Снижение продуктивности. Со временем утрачивается интерес к любым, даже самым интересным и нужным занятиям, если заниматься только ими. Страдает производительность, качество жизни и труда, да и волевые усилия проявлять становится гораздо сложнее.

3. Апатия. Проще говоря, скука, утомление и снижение эмоциональной вовлечённости в свою же жизнь. Без новых впечатлений и эмоциональной пищи, риск возникновения депрессивного состояния возрастает в разы.

Как результат: ступор

В целом, всё описанное запросто подпадает под описание последствий монотонности в любой сфере. Человеку нужно переключаться, чтобы получать новые знания, впечатления и просто выходить из зоны комфорта. Однообразие губительно для мозга, который начинает лениться, работая по инерции.

И нет, наверное, никаких гарантий, что этого не произойдёт, если все дни прекрасны и удивительны в своём однообразии.

 

Возможно, будет полезно почитать: