Торг между Россией и Беларусью: о чем будут говорить Владимир Путин и Александр Лукашенко. Лукашенко у красной черты: кто разрушает союз России и Белоруссии

https://www.сайт/2018-10-11/sobiraetsya_li_rossiya_prisoedinyat_belorussiyu

«Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны Кремлю»

Собирается ли Россия присоединять Белоруссию?

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

В Могилеве 11 октября стартовал Форум регионов Белоруссии* и России, в рамках которого состоится встреча президентов двух государств. Переговоры пройдут 12 октября и станут уже четвертой личной встречей Владимира Путина и Александра Лукашенко с конца августа. Участившиеся белорусско-российские саммиты провластные СМИ преподносят как «позитивную динамику двусторонних отношений». Однако звучат и противоположные мнения, фиксирующие затянувшиеся торговые и экономические споры России и Белоруссии.

Утверждается, что в этих условиях Москва пересматривает свою политику в отношении Минска, намереваясь посадить белорусскую экономику «на диету», чтобы сделать Лукашенко более сговорчивым. А там, возможно, встанет вопрос о вхождении Белоруссии в состав России. Эксперты, впрочем, называют разговоры об интеграции «информационным вбросом», выгодным исключительно Кремлю.

«Мы на фронте»

Проблемы в белорусско-российских отношениях копятся давно. 2018 год стал продолжением тренда. Сначала случилась «молочная война» из-за ограничений поставок в Россию белорусских молочных изделий, потом возникли трения по транзитным и визовым вопросам. Череда конфликтных эпизодов привела к тому, что 22 июня Лукашенко сорвался.

Выступая перед аграриями в Могилевской области, он заявил: «Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или о нас будут просто вытирать ноги. А, не дай бог, еще развяжут войну, как на Украине».

О том, откуда исходит угроза и в состав какого государства может войти Белоруссия при наихудшем сценарии, он не уточнил. Но то, что Лукашенко допустил вероятность потери независимости, заставило многих задуматься. Примечательно, что это заявление президент сделал после встречи в Минске с Владимиром Путиным. 19 июня лидеры двух стран участвовали в заседании Высшего Госсовета Союзного государства, где, как выразился Лукашенко, обсуждались «спорные вопросы».

Вскоре Путин пригласил белорусского президента в Сочи. Лукашенко долго тянул с визитом. В это время произошла волна репрессий в отношении независимых белорусских СМИ. А 10 августа Россия резко ограничила субсидирование экономики Белоруссии. Reuters сообщало, что Москва заморозила кредитование на $1,2 млрд и хочет пересмотреть условия поставок и перетаможки нефти.

«Россияне ведут себя варварски»

В следующий раз Лукашенко и Путин встретились 22 августа. Как писали СМИ, после этого белорусский президент долго не появлялся на публике. Белорусский политолог Антон Платов в разговоре с «Росбалтом» сообщил, что Лукашенко хотел в очередной раз поторговаться, но Москва показала, что понижает уровень отношений с Минском до других стран ЕАЭС. В частности, газ и нефть Белоруссии обещали поставлять на общих, а не эксклюзивных условиях.

Вероятно, поведение Лукашенко объяснялось также тем, что Минску пришлось согласиться на назначение нового российского посла, входящего в путинскую кадровую обойму — Михаила Бабича. Белорусская сторона вслед за Украиной не хотела ему давать посольский агреман.

Но 24 августа Путин подписал указ о назначении Михаила Бабича новым послом в Белоруссии и одновременно — спецпредставителем президента РФ в этой стране по торгово-экономическому сотрудничеству. До этого Бабич был полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе. Его отец служил в немецкой резидентуре КГБ, был начальником Владимира Путина. Бабича-младшего эксперты называют жестким управленцем. Став послом, он сохранил пост в Совбезе РФ — ближнем круге президента.

Kremlin.ru

Далее последовали уточняющие сообщения, что Россия во избежание «серого» реэкспорта будет поставлять в Белоруссию углеводороды только для ее внутреннего потребления. Кроме того, Москва потребует компенсацию за транзит газа, что скажется на белорусском бюджете (речь идет о $2,5 млрд, или 4-5% ВВП).

Вскоре Лукашенко поменял руководство Совета министров и весь экономический блок, заявив, что у страны начался тяжелый период. «Россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию», — посетовал он.

Осенние переговоры

Вопросы тарифов и поставок российских нефтепродуктов и газа в Республику Беларусь Путин и Лукашенко вновь обсуждали в Сочи 21 сентября. Позже президент Белоруссии заявил, что переговоры были тяжелыми. По информации официального Минска, главы двух государств договорились о рефинансировании белорусского долга перед Москвой на сумму $1 млрд. Кроме того, Лукашенко заявил, что Белоруссии предоставят шестой транш кредита по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн. По другим вопросам, как отмечал Лукашенко, «все ключевые противоречия развязаны», однако никакой конкретики ни он, ни российская сторона не представили.

Обсуждение итогов переговоров в Сочи было запланировано на 28 сентября — в рамках саммита СНГ в Душанбе. Но журналистам не удалось увидеть личной встречи президентов. Лишь позже белорусский лидер рассказал, что в «конфиденциальном порядке» обсудил с Путиным вопросы безопасности.

Интернет-портал президента Республики Беларусь

И вот теперь встреча Путина и Лукашенко запланирована в Могилеве 12 октября. Ожидается, что президенты продолжат обсуждать проблемные темы, начатые еще летом. Помимо транзита нефти и газа и цен на них, это также вопросы поставок белорусских продуктов на российский рынок, субсидий, рефинансирования российского кредита и т. д. Еще одна из возможных тем диалога — планы Варшавы разместить на своей территории американскую военную базу, для которой польский президент Анджей Дуда даже подобрал название «Форт Трамп». В ответ Россия хочет разместить свою военную базу в Белоруссии.

Кроме того, в Белоруссию летит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, предстоятель РПЦ отслужит чин великого освящения храма-памятника в честь Всех Святых. А на 15 октября намечено заседание Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ) «впервые на белорусской земле».

«Белоруссия — огромное бремя»

В преддверии очередной встречи Путина и Лукашенко, а также визита патриарха Кирилла в СМИ прошла волна рассуждений о том, что посредством экономического и иного давления Москва старается сделать Минск более сговорчивым и готовым следовать в фарватере России. Высказывается даже предположение, что Москва хочет сменить Лукашенко на более лояльного Кремлю менеджера и даже начать процесс интеграции Белоруссии в Россию. Сторонники этой теории отмечают, что момент сейчас самый подходящий — до президентских выборов в Белоруссии остается около года, и есть время рассчитать все ходы. Кроме того, эффектный внешнеполитический ход мог бы отвлечь россиян от внутренних проблем, с помощью «присоединения» (в том или ином виде) Белоруссии Кремль мог бы попробовать вернуть общество в состояние «крымского консенсуса».

Однако заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что ни о какой интеграции речь не может идти.

Hanna Zelenko / Wikimedia

«Это просто невозможно. Это было бы повторением политического фокуса в Прибалтике и отчасти в Украине. Но кому сегодня захочется брать себе целую страну, в которую придется вкладывать десятки миллиардов? Да еще на каких-то, вероятно, не совсем выгодных условиях, например в случае претензий белорусов на наши нефтяные промыслы. Это огромное бремя. Мы и так в Белоруссию за последние 20 лет инвестировали порядка 160 млрд долларов. Колоссальные деньги», — отметил эксперт.

По его словам, речь о вхождении Белоруссии в Россию можно было бы вести, если бы был план о намерении. Но о подобных документах ничего не известно. «Я считаю, что это (разговоры об интеграции. — Прим. ред.) — элемент информационной войны. Скорее всего, Белоруссия и дальше будет торговаться с Россией. Тут вопрос только в том, почему эта страна думает, что Россия должна просто из-за какой-то „уникальности Белоруссии“ безропотно субсидировать и дотировать эту республику? Дотации доходят до 10 млрд долларов в год, — добавил Суздальцев. — Взамен, по идее, мы должны, добиваться каких-то союзнических решений. Например, на мировой арене это могло бы быть признание Абхазии, Южной Осетии и Крыма. Но этого нет. Лукашенко остается человеком, которые торгуется. И пока он не готов отказаться от руководства страной».

«Информационные вбросы Кремля»

О безосновательности идеи вхождения Белоруссии в состав России говорит и руководитель российских исследований, сооснователь Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь) Юрий Царик. Он напомнил, что 10 октября состоялась встреча Лукашенко с Михаилом Бабичем. Президент заявил, что ожидает расцвета отношений России и Белоруссии при Бабиче и что вопрос о суверенитете не обсуждается.

«Мы суверенная и независимая страна. В XXI веке говорить (как они пишут там) об инкорпорации, включении Беларуси в состав России, просто смешно. И я ни разу от нынешнего президента России этого не слышал, и от прошлого, первого президента России [Бориса Ельцина]», — сказал Лукашенко.

Юрий Царик отметил, что были многочисленные вбросы в Telegram-каналах о якобы выдвинутом Путиным ультиматуме Лукашенко, но они, считает эксперт, не имеют никакого отношения к реальности.

Белоруссия — значимый торговый партнер России, куда она поставляет много продовольственной продукцииПосольство Белоруссии в Москве

«Ликвидация Белоруссии как независимого государства явно не входит в планы белорусского руководства. Более того, власти Белоруссии сейчас заняты другой проблемой — транзита власти. Это произойдет либо на предстоящих выборах в 2019 году, либо после них. Руководство страны хочет создать условия, которые могли бы способствовать спокойной, бесконфликтной передаче власти», — сообщил Царик.

Что касается уступок в пользу России, то никаких реальных действий не предпринимается. «Тот же вопрос по военной базе РФ остается нерешенным, потому что ее размещение на территории Белоруссии полностью ликвидирует стратегическую автономию страны, лишит власти признаков самостоятельности, — отметил Царик. — Никаких признаков того, что власти Белоруссии хотят сдать свои позиции, нет. Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны только Кремлю. Так подрывается доверие к Белоруссии как самостоятельному партнеру внутри страны и на международной арене. Это отвечает интересам российской стороны, которая хочет получить стратегический контроль над территорией Белоруссии в одностороннем порядке».

Признаки «плохого сценария»

Впрочем, последние события заставляют некоторых наблюдателей считать, что все идет к «плохому сценарию», о котором говорил Лукашенко. Один из лидеров Белорусского национального конгресса Евгений Афнагель отмечает, что стало слишком много сигналов, которые говорят о том, что Путин решил серьезно заняться Белоруссией. «Почти каждый день в российских СМИ появляются статьи о том, что с независимостью нашей страны пора заканчивать, об ущемлении здесь прав русскоязычного населения, — пишет в своем блоге Афнагель. — Впервые Кремль отправляет в Минск в качестве посла бывшего силовика Михаила Бабича, к тому же известного своей жесткой позицией. Глава РПЦ публично говорит о „едином русском народе“, в состав которого включает и белорусов. Все это происходит на фоне экономического давления. Беларусь не получила очередных траншей от Евразийского фонда стабилизации и развития в размере $400 млн. А еще постоянно идут мясо-молочные войны, а впереди — налоговый маневр, который еще больше подкосит и без того шаткое положение Лукашенко».

* При большом уважении к народу Республики Беларусь, редакция сайт придерживается норм русского языка, то есть написания «Белоруссия».

Что же будет с Белоруссией, и о чем Путин договорился Лукашенко? Эти вопросы сегодня активно обсуждаются как в СМИ, так и в соцсетях. Интересно, что ни Путин, ни Лукашенко не стали доносить до общественности о чем они наедине беседовали.

Итак, какие основные версии? Версия белорусских блогеров:
«Каких уступок Путин требовал от Лукашенко на переговорах в Сочи?

— Главным требованием было отвечать политической поддержкой интересов России на экономические субсидии, получаемые от Москвы.

— Радикально понизить градус белорусско-украинских отношений. Причем любых отношений: политических, экономических, военно-технических. Москву слишком сильно задевало то, что Лукашенко не признал аннексию Крыма, ездил на инаугурацию Порошенко, но не ездил к Путину.

Поставками из Беларуси сегодня обеспечено 45% украинского рынка бензина и 35% дизтоплива. Из Беларуси поступает 40,31% всего топлива для Украины, из РФ - 37,41%. Поставки сжиженных углеводородных газов из Беларуси в Украину выросли на 35%.»

Еще одна версия из Белоруссии:
«В отсутствии официальной информации по итогам переговоров в Сочи собрали сплетни про российско-белорусские взаимоотношения. Переговоры не закончились решением вопросов, остро стоящих перед союзниками.
Вопросы поставки нефти и нефтепродуктов из России будут обсуждаться дальше. Первый раунд ждем в Азербайджане в конце текущей недели. Внутрироссийскую цену на газ в Сочи Белоруссии никто не пообещал. Как и поддержку в передаче власти от «батьки» к его сыновьям.
Близкий к одной из сторон переговоров человек говорит, что Лукашенко не собирался сам идти на следующие выборы президента Белоруссии.
Но его заигрывания с Украиной, Китаем и другие попытки показать свою излишнюю самостоятельность не понравились российскому президенту.
К тому же схема передачи власти по наследству не поддерживается в самой Белоруссии. А потенциальным преемникам со стороны не доверяет Лукашенко.
Есть мнение, что Лукашенко не смирится с услышанным, а продолжит искать потенциальных союзников в другом месте, но не демонстративно. О разрыве союзнических отношений с Россией речи сейчас не идет.»

Закат эры Ислама Каримова в Узбекистане (некоторые ресурсы даже сообщили, что Каримов умер) обострил вопрос о транзите власти и в других авторитарных странах бывшего СССР. Беларусью тоже , с 1994-го, правит самовластный лидер. Режим здесь не столь жесток, как узбекский, но механизм ротации властных элит через де-факто заблокирован, политическая конкуренция сведена к нулю, политический класс по-настоящему не сформирован.

Отметивший 30 августа 62-летие, выглядит бодро, занимается спортом и, судя по всему, в политические пенсионеры подаваться не собирается. Но никто не вечен.

Действующий президент наверняка и сам задумывается над тем, кто и как придет после него. Однако широкая публика об этих мыслях ничего не знает.

После того как в 2005 году глава государства назначил своим помощником по национальной безопасности старшего сына Виктора, о последнем заговорили как о вероятном . Но Лукашенко-отец в ряде интервью отверг возможность передачи власти в нашей стране по наследству (условно говоря, азербайджанский вариант).

Так какой же вариант ждет Беларусь?

Вакуум власти - соблазнительный момент

Психология харизматичного автократа такова, что он сознательно или подсознательно старается избегать в своем окружении сильных, ярких персон. В таких системах сиять харизмой должен один.

В итоге же мы видим серое правительство, серый карманный парламент, серую вертикаль. если и не стерта в пыль, как в том же Узбекистане, то обескровлена, маргинализирована. Народ деполитизирован, привык, что все государственные вопросы решают без него где-то наверху.

Между тем ноша ответственности за страну с небольшим стажем независимости, слабоватым национальным самосознанием, кризисной экономикой, да еще геополитически зажатую между мощными внешними игроками, - эта ноша колоссальна. Кому она достанется? Сможет ли этот человек сохранить независимость, обеспечить гражданский мир и развитие страны?

В случае Беларуси эти вопросы порождают много тревог. В частности потому, что огромна зависимость от России, правящие круги которой традиционно рассматривают Беларусь как зону своих стратегических интересов, транзитный коридор и военный плацдарм. Вакуум власти - соблазнительный момент, чтобы на этом плацдарме.

Кормило останется у номенклатуры

Согласно конституции, «в случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей» его полномочия переходят к премьеру - «до принесения присяги вновь избранным президентом» .

Скорее всего, так в Беларуси и произойдет, предположил в комментарии для сайт руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. Затем будут проведены выборы, на которых «с вероятностью 100% победит высокопоставленный представитель номенклатуры» . Им может стать тот же премьер или глава президентской Администрации, считает аналитик.

Другое дело, подчеркивает он, что на сохранение системы в прежнем виде уже не будет ресурсов, поэтому «потихоньку начнут откручивать гайки» .

Перехватившей власть (понятно, при опоре на силовиков) номенклатурной группировке, возможно, потребуются в качестве младших партнеров и некоторые оппозиционные фигуры, допускает Поротников. Он поясняет: белорусские чиновники не привыкли действовать в конкурентной среде, а у оппозиционеров есть некий опыт по этой части, знание политтехнологий, наконец, международные связи.

«Последующие же выборы будут все более свободными и прозрачными» , - прогнозирует собеседник. К этому, в частности, станут подталкивать зарубежные акторы. Силовое вторжение извне в момент транзита власти в Беларуси эксперт считает маловероятным.

А вот «перекупить фаворитов» , чтобы повлиять на дальнейший курс страны, попытаются разные внешние силы, уверен Поротников.

Риск войны всех против всех

Основная проблема в том, что в Беларуси нет понятных механизмов преемственности власти, подчеркнул в комментарии для сайт директор Института политических исследований «Политическая сфера» Андрей Казакевич . Раскладка же в высших эшелонах власти, по его словам, «непрозрачна и нестабильна» .

Вопрос о новом лидере будет решаться в узком кругу влиятельных лиц, прогнозирует собеседник. При этом вероятна ситуация, когда никто никому не доверяет и начинается «война всех против всех» .

В таком случае Россия может попытаться «стать гарантом, посредником». Так или иначе Москва попытается выдвинуть наверх людей, на которых ей легко будет влиять (например через компромат), предполагает Казакевич.

Еще одна опасность, по мнению политолога, в том, что президентские полномочия огромны и победитель может использовать их для сведения счетов с врагами.

Проблема транзита власти может обостряться даже в таких хрестоматийно демократических странах, как США, где многих сейчас пугает вероятная победа Дональда Трампа . Но американцы, по крайней мере, знают, между кем конкретно разворачивается борьба за президентство, так или иначе могут влиять на ее сюжет. В конце концов, система сдержек и противовесов не даст и Трампу разгуляться во всю ивановскую.

А вспомним гибель в авиакатастрофе в 2010 году президента Польши Леха Качиньского и многих других высокопоставленных лиц. Да, это был удар по политической элите страны, но на смену погибшим четко и быстро пришел новый кадровый эшелон. Демократическая система в подобных ситуациях несравненно устойчивее, срабатывает на автомате.

В Беларуси тоже нужно развивать, европеизировать политическую систему, расширять для граждан и политических структур пространство свободы. Это простой и понятный рецепт снижения рисков в случае транзита власти. Но рецепт противоречит логике авторитарного персоналистского режима, когда даже на пол-оборота открутить гайки боязно.

Эпоха Лукашенко вряд ли увенчается . А это значит, что дальнейшее будущее Беларуси туманно, тревожно и малопредсказуемо.

    Процессы, происходящие в экономике и обществе, заставляют с опасением смотреть на будущее нашей страны как самостоятельного государства, считают эксперты.

    Тарас: Вряд ли нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость

    Кризис в экономике будет только нарастать, и это не только делает Беларусь неконкурентной по отношению к соседним странам, но и представляет угрозу для ее существования.

    Общая картина достаточно грустная. Та модель, которая у нас есть, сегодня никуда не вписывается, мы отстаем от всех соседей по всем параметрам, - отметил во время дискуссии в Клубе интеллектуального общения историк, член Международной академии информационных технологий Анатоль Тарас. - Все понимают, что тот рост, который сейчас показывает статистика - это манипуляция, не имеющая ничего общего с реальностью.

    По мнению эксперта, не спасет Беларусь и цифровая экономика, на которую сегодня делает ставку власть.

    А как же все остальные отрасли? Не может же все общество стать программистами. Все равно кто-то должен пахать землю, растить животных, в конце концов, есть люди, которым это просто неинтересно, - поясняет Анатоль Тарас. - Должны быть и другие островки, возникать новые очаги трансформации. Общество не может жить среди руин. А наше государство делает все от него зависящее, чтобы эти островки погубить прямо на стадии возникновения.

    Кризис нарастает и в самом обществе. Негативные тенденции в виде роста алкоголизма, наркомании, суицидов, тому подтверждение.

    Все большая часть нашего общества не справляется с вызовами современности, - поясняет Анатоль Тарас. - Люди отказываются от этой борьбы и ищут в чем-то утешение. Чем больше таких людей, тем больше кризис общества. А какое общество - такая и власть. С другой стороны, нарастает экономическое отставание. В конечном счете, эти две линии сойдутся. И нас ждет крах. Неслучайно ведь многие западные политологи упорно твердят о том, что Польша в перспективе поглотит Беларусь.

    По мнению эксперта, это только с первого взгляда подобный сценарий кажется диким и странным, но если говорить о нескольких десятках лет, то стоит об этом задуматься.

    С одной стороны, есть процветающая страна, где уже сегодня зарплата 1500 долларов, с другой - отстающая, в которой все никак 500 долларов не получается и перспектив роста никаких. В истории известно много обществ, которые исчезли, погибли, - отмечает эксперт. - То, как сегодня развивается Беларусь, вызывает сомнение, что нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость. И тут у нас вариантов выжить немного: это добровольное присоединение к Польше или к России.

    Евмененко: Мы не нужны ни Польше, ни России

    Между тем магистр экономических наук Виктор Евмененко считает, что вряд ли соседние страны мечтают о том, чтобы заполучить себе Беларусь. Он напоминает, что Россия сама переживает не лучшие времена. Особенно после присоединения Крыма, который в прошлом году стал самым дотационным регионом России.

    Почти под 10% всех трансфертов получил только один Крым. Прибавьте к этому Дагестан и Чечню, и получится, что всем остальным 85 регионам нарисовали большую фигу. Даже если вдруг в чью-то голову придет желание присоединить еще и Беларусь, представьте, какое будет сопротивление в самом же российском правительстве, - считает экономист.

    Именно по этой же причине наша страна не нужна и Польше.

    Там тоже не дураки сидят, экономический блок Польши еще более разумный, и они прекрасно понимают, сколько бабла нужно вложить в нашу страну, - отмечает Виктор Евмененко. - Так что не нужны мы ни Польше, ни России.

    Между тем он не исключает, что на каком-то этапе Европа может обратить внимание на Беларусь. Как это наблюдается теперь по отношению к Балканам.

    Пытаясь решить свои внутренние задачи, Европа уже декларирует желание присоединить Балканы. При том, что эти страны не готовы ни ментально, ни экономически, есть только одна политическая воля, - поясняет Виктор Евмененко. - Так может случиться и с Беларусью. В какой-то момент Лукашенко уйдет и, возможно, нас заметят.

    Подобное произошло с Балтийскими странами, но стало возможно только потому, что они сами того захотели.

    А если ужасно хочется, то сначала стране выдается список требований, а потом уже идет финансовая и организационная помощь. Но никто тащить нас туда не будет, - уверен экономист.

    Так и будет, - уверен Анатоль Тарас. - Мы сами куда-нибудь захотим, поскольку ситуация все ухудшается. В результате, пусть не в ближайшей перспективе, нас неизбежно ждет присоединение к одной из соседних стран. В противном случае мы превратимся в бананово-картофельную республику.

     

    Возможно, будет полезно почитать: