Экопоселения в россии. Экопоселение Тамера в Португалии — наш рассказ, плюсы и минусы, выводы Экологические деревни в россии

Что такое экологическое поселение?

Сразу хотелось бы определиться с понятиями.

Экопоселение - это группа единомышленников, проживающих на земельных участках размером не менее, чем 1 гектар. Цель - создание гармоничного пространства вокруг себя, своей семьи и любимых людей.

История первых экопоселений... О, это было очень давно. Некоторые ученые предполагают, что мы изначально и жили таким образом, лишь недавно стали появляться города, в том виде, как мы их сейчас наблюдаем.

А что такое город? Если обобщить, то можно сказать так: город - это место, где живут люди, желающие ближе находиться к источникам дохода (работе). Объединяющая идея - нормальное (приемлемое) благосостояние себя, своей семьи и любимых людей.

Внешне - много схожего. Но по сути - это очень разные организации.

Усредненный обзор жизни в экопоселении.

В экопоселении каждая семья имеет в пользовании один или более гектара земли.

Действиями людей на их участках руководит желание создавать вокруг себя среду, которая привлекает эстетически и практически приносила бы пользу. Например, желание посадить яблоню, а позже собрать урожай с неё. Этот урожай может быть сразу съеден, преобразован в зимние заготовки или подарен всем желающим. Не запрещается отдать плоды соседям за деньги. Но! Каждая семья человека получает съестные продукты, ухаживая за своим участком со своей скоростью. Можно и совсем ничего не делать, отдохнуть, пока не появится желание проявить себя. Приезжая из города на участок, первое время многие ощущают потребность заняться «ничегонеделаньем». И это правильно. Организм настраивается на окружающую среду, точнее - входит в гармонию с природой.

Усредненный обзор жизни в городе.

Теперь вернемся к городу. Человек просыпается в квартире утром, готовит еду, собирается, идет на работу, работает, приходит домой, кушает, отдыхает, делает что-нибудь приятное для себя, ложится спать. И примерно в таком режиме проходят 5 дней. Потом 2 дня можно заняться любым делом. Что чаще предпочитаем делать мы в эти дни? У кого есть дача, могут с содроганием вспомнить, что нужно ехать полоть грядки. У кого нет - радуются, что не нужно полоть грядки, и выбирают более приятные занятия - шопинг, встречи с друзьями, поездки и другое, что позволяет кошелек. И вот выходные закончились. Опять работа. После полугода или года таких чередований человек чувствует себя вымотанным и берет отпуск. Количество дней в отпуске зависит от работы. Чаще 2-3 недели. У работников образования в среднем 1,5 месяца летом. Немного, если учитывать, что человек постоянно недополучает необходимого для счастья и здоровья.

А человек в экопоселении хоть и полет грядки, копает пруд, делает еще что-то на участке, уже счастлив!

Спросите себя:

Где лучше отдыхается: на природе или в боулинге?

Какую приятней ягоду съесть: свежую с кустика или замороженную из супермаркета?

Что трудней: покрасить будку для собаки, потом вскопать пару грядок и посадить цветы или сидеть 8 часов в офисе, занимаясь монотонной работой?

Устройство города

Про город нам известно по жизненному опыту. Описать можно его примерно так: разноэтажные постройки, пересеченные дорогами, объектами отдыха (парки, аллеи, газоны).

Площадь проживания человека зависит от его достатка и семейных возможностей.

Часто люди добираются до работы и обратно домой по несколько часов в день.

Экология города агрессивна к человеку. Из-за этого развиваются заболевания, переходящие в разряд хронических. Замечено, что в городе существует большое количество аптек и больниц. Но здоровых людей можно увидеть среди населения не очень много.

Эмоциональное состояние горожан варьируется широко: от веселых (часто это молодежь) до апатично-агрессивных людей. Интересно вглядываться в глаза прохожих с целью определить: счастлив ли в данный момент человек?

Устройство экопоселения

В экопоселении поселок разбит на участки разной формы.

Между ними проходят тропинки шириной в 3 метра. Владельцы участка сажают зеленую изгородь вместо забора по периметру своей земли. Зеленая изгородь - это деревья, кустарники и другие растения, которые являются естественной преградой проникновения на участок. Со временем все разнообразие посадки переплетается в непроходимую стену.

В удобном месте экопоселения располагают места общего сбора и коллективных занятий. Здесь проходят семинары и мастер-классы для обмена опытом между жителями одного или нескольких экопоселений. Конечно, во всех мероприятиях учитываются принципы добрососедства и гуманизма.

Проекты реализации площади участков у всех разные. Нет стандартного плана. Но у многих есть водоемы, посадки плодоносящих деревьев и грядки. Особенное внимание в первые годы уделяется посадке деревьев, чтобы получить через несколько лет зрелый сад и привлекательный облик участка.

Практика показала, что дом «на века» строится совсем не в первую очередь. Многие покупают участок, присматриваются к его особенностям, составляют проект расположения объектов на участке, а живут во временном жилище. Через полгода - год семья приступает к строительству постоянного дома. Здесь уже разнообразие большое! Фантазия не ограничена ничем, кроме финансовой стороны вопроса. И чаще, чем на садовых участках, люди самовыражаются, применяя «нестандартные» технологии строительства. Предпочтение отдается натуральным материалам - дереву. Также сейчас получила распространение технология изготовления домов из соломы.


(Будущий дом из соломы в селе «Ржавец»)

Экология поселения зависит от местности. С увеличением продолжительности семьи на участке она становится всё более благоприятной. Но нахождение человека, как мы говорим, «на природе» всегда оказывает на него положительное воздействие. При наличии цели в жизни на задний план уходят небольшие проблемы, становится легче преодолевать сложности. Показателем этому является то, что семьи в экопоселениях имеют более, чем одного ребенка, хотя в городах наметилась тенденция к тому, что девушки детородного возраста отказываются иметь детей, не видя перспектив.

Бесконечно можно смотреть в глаза жителя экопоселения! Сколько граней открывается в человеке!


и действующее экопоселение в подмосковье «Ковчег»)

(Экопоселение «Благодать». Праздник)

Деньги в экопоселении

Конечно, нельзя пройти мимо вопроса о деньгах. Факт: жители российских деревень получают довольно небольшую заработную плату. И это вообще при условии наличия работы в деревне. Люди живут своим хозяйством: мясо, молоко, пчеловодство, продукты с огорода и другое. В экопоселении это все можно реализовать c бoльшим успехом. Площади хватает! Можно выбрать какое-то приоритетное направление деятельности - что больше нравится делать.

Есть вариант организации сельского туризма. Красивый участок? Значит, им можно похвалиться! Приглашайте желающих отдохнуть. Плату за проживание можно брать и деньгами, и бартером - услугами, при желании. Экзотические страны скоро не смогут конкурировать, ведь выбор перед тем: поехать в чужую страну или поехать к родственникам в поместье - всё чаще будет сделан в пользу вторых. Померкнут перед красотой экопоселений завлекающие картинки. Кстати, уменьшится отток капитала из страны! Это положительно скажется на бюджетной сфере России.

Хороший урожай? Значит, есть из чего сделать консервные заготовки. Они на несколько порядков лучше по качеству магазинных: экологически чистое сырьё, ручная работа, личные рецепты. Как иногда хочется огурчиков, как у бабушки!

Большие возможности заработка и здоровья семьи открывает пчеловодство. Мёд всегда в цене. Его полезные свойства известны всем.

Баня, охота, рыбалка, квасы, борщи - это еще неосвоенная ниша российского бизнеса.

Аналоги экопоселений

Да, были и есть действующие экопоселения в других странах.

Для тех, кто хотел бы ознакомиться с зарубежным опытом, предлагается почитать о поселении Ауровиль. Но, к сожалению, тяга к деньгам стала преобладать в жителях. Но это лишь следствие того, что земля не принадлежит определенной семье, а всё общее. Поэтому трудиться на благо кого-то в определенный момент надоедает.

Подъемдвижения экопоселений в России начался более 10-ти лет назад. И, как ни странно, наш опыт сейчас берется за основу построения экопоселений в других странах.

Человек, уставший от города, с удовольствием приезжает отдохнуть в экопоселение. Экопоселение - это замечательная альтернатива городу. И это новая форма организации жизни!

Замечайте изменения и присоединяйтесь к гуманному образу жизни! Стройте и взращивайте своё будущее!

Всем привет!

Если тебе будет удобнее познакомиться с нашим рассказом в формате видео, смотри его на нашем YouTube-канале :

Экопоселени Тамера основывается на концепции Healing Biotope. Эта идея заключается в том (как они сами рассказывали об этом), что люди на Земле потребляют очень много ресурсов этой планеты и теперь пришло время облагораживать Землю, вкладывать в нее, делать её более плодородной, делать ландшафт - возвращать Земле всё то, что было ранее потреблено. Первые люди приехали в Тамеру 22 года назад - это были немцы и швейцарцы и до недавнего времени проект существовал полностью на немецком языке. Но в последнее время к проекту стали присоединяться и другие иностранцы - англичане, израильтяне, французы. Португальцев в этом проекте совсем немного.

Основатели долго искали эту землю - более 4 лет. Когда они приехали, место было абсолютно сухим, не было никаких водоёмов, земля не была плодородной, однако, они каким-то образом поняли, что это именно то место, в которое нужно вкладывать энергию, время и деньги.

Эко-поселение расположено на участке земли размером 140 гектаров. Если посмотреть со спутника, то участок будет выглядеть в форме орла. Сейчас в Тамере постоянно проживают около 250 человек (включая детей) из 14 стран. Эко-поселение планируется расширять до 350 человек, но пока привлечение новых людей временно приостановлено - уже живущие там хотят сначала довести все внутренние процессы до идеала и только потом принимать новых людей.

это и последующие изображения взяты с официального сайта Тамеры

Самые нужные ресурсы для любого экопоселения, источники которых необходимо добыть - это вода и электричество. Но земля, которая была куплена под создание Тамеры, не имела источников воды - не было никаких озёр, рек, скважин и т.д. Если с солнечной энергией в Португалии всё в порядке - тут более 300 солнечных дней в году и можно использовать солнце в качестве основного источника энергии, то с водой всё гораздо сложнее. Здесь есть сезон дождей с ноября по февраль, количество осадков которое выпадает - такое же, как, например, в Берлине. Однако, эти осадки выпадают в один сезон, не на протяжении всего года. Задача, которая стояла перед основателями Тамеры - это грамотно собрать эту воду. Они пригласили для этих целей эксперта пермакультуры из Австрии, которого зовут Зепп Хольцер. Он живёт в австрийских Альпах и выращивает там буквально всё - даже киви. Именно этот Зепп Хольцер приехал в Тамеру и нашёл решение, где лучше всего вырыть озеро и как собирать в него дождевую воду. При помощи тяжелых экскаваторов им удалось вырыть озеро глубиной до 12 метров. Озеро достаточно большое - чтобы обойти его вокруг, потребуется минут 15-20. В результате земля, которая была сухим пустырём, стала плодородной, со множеством деревьев и зелени. Позже были вырыты ещё несколько озёр (всего сейчас их 6 штук) и с тех пор экопоселение Тамера полностью обеспечивает себя водой самостоятельно, без необходимости её покупать где-либо.

Вся территория Тамеры очень здорово продумана и организована, с присущей немцам точностью и практичностью. Экопоселение поделено на различные зоны - например, есть несколько кухонь, есть отдельная гостевая зона, есть офис, есть детские площадки для игр, зона развлечений, есть центр для проведения лекций, семинаров и других общих мероприятий и так далее.

Земля, которая была куплена под экопоселение Тамера - сельскохозяйственная и строить на ней можно не везде и только по специальному разрешению. Именно поэтому большинство людей живут в караванах (домах на колёсах), палатках, либо небольших сборных домиках. И большая часть построек, которые можно было бы давно воплотить в жизнь в Тамере - будет нелегальна. В настоящее время руководство Тамеры налаживает контакты с местным муниципальным управлением, чтобы договориться о строительстве на будущее.

Что касается еды, Тамера обеспечивает себя примерно на 80%. Жители Тамеры придерживаются мнения, что не обязательно быть на полном самообеспечении продуктами питания. Они активно взаимодействуют с местными фермерами, которые находятся поблизости. Таким образом они, во-первых, налаживают отношения с соседями, а во-вторых, в определённом смысле образовывают их, прося выращивать органическую продукцию, без использования ГМО, ненатуральных удобрений и так далее. С некоторыми фермерами даже есть договорённость о том, что специалисты по пермакультуре из Тамеры будут помогать фермерам наилучшим образом устраивать своё хозяйство в обмен на часть их урожая. Получается такое взаимовыгодное взаимодействие на безденежной основе.

Все жители Тамеры - вегетарианцы, они практикуют ненасилие. Общее соотношение употребляемых продуктов примерно такое: 80% - фрукты и овощи, 20% - зерновые и бобовые. Несмотря на то, что часть продуктов жители Тамеры получают от соседей-фермеров, у них вполне достаточно земли и людей, чтобы при необходимости перейти на полное самообеспечение. Взаимодействие с другими людьми - это важная часть их философии и образа жизни. При этом, люди из Тамеры - это далеко не только фермеры. Они также занимаются и научными исследованиями, у них есть «школа любви» (о ней расскажем немного в конце статьи) и другие направления деятельности.

Пока мы гостили в Тамере, жители устроили нам тур по экопоселению. Один из наших «гидов» живёт там уже 6 лет, второй - 2 года. Мы задавали им различные вопросы и в том числе спрашивали, как у них обстоят дела с организацией общей экономики, общего хозяйства, как они зарабатывают деньги и так далее. Нам удалось получить достаточно подробные ответы на эти темы.

Большая часть людей, постоянно проживающих в Тамере, зарабатывают сезонно. В округе есть различные рынки, ярмарки - они ездят туда на некоторое время (до месяца) и зарабатывают достаточно средств, чтобы потом можно было довольно долго жить. Есть также фрилансеры (консультанты, онлайн-учителя), но их процент от общего числа жителей - небольшой. Что касается финансирования всего эко-поселения в целом, то 60% расходов оплачиваются за счёт курсов, которые проводятся в Тамере - курсы по пермакультуре, «школа любви» и некоторые другие обучающие проекты. Люди приезжают и платят довольно большие деньги, чтобы обучаться в Тамере. Сейчас жители Тамеры также запускают онлайн-курсы. Ещё 20% расходов оплачиваются благодаря пожертвованиям из внешнего мира и последние 20% - это пожертвования от самих жителей экопоселения.

Те, кто постоянно живёт в Тамере, тратят в среднем по 4-6 часов в день 5 дней в неделю на работы, связанные с самим экопоселением (пермакультура, огороды, научные проекты, офисная работа). Почти всё своё рабочее время они инвестируют внутрь экопоселения, на его поддержание и развитие.

В Тамере есть очень чёткая структура и иерархия. Сначала ты можешь приехать и быть там волонтёром (joiner). При этом, необходимо будет тратить свои собственные средства на жильё и еду и жить в специальном общежитии для волонтёров. Волонтёры присоединяется к сообществу на какое-то время, обычно это 5-6 месяцев. После успешного волонтёрства человек получает возможность стать «коворкером» (co-worker), сначала trainee co-worker - это что-то вроде испытательного срока, а затем уже полноценным коворкером. Этот период занимает в среднем 2 года, но может быть и дольше и короче. Каждый отдельный случай в Тамере рассматривается индивидуально, чётких правил приёма в сообщество нет. Всё будет зависеть от того, что человек готов предложить сообществу, кто он такой, разделяет ли он общие ценности и так далее. В принципе это будет понятно уже на этапе волонтёрства - если у человека не будет искреннего интереса к проекту, то он сам «отпадёт». Ну и после этапа «коворкера», человек уже может стать полноценным членом сообщества.

Как решаются вопросы в эко-поселении? Например, у кого-то есть идея - построить какое-то сооружение в определённом месте. В Тамере основные принципы взаимодействия людей - это честность и прозрачность. И даже те вопросы, которые кому-то могут показаться личными или частными, на самом деле будут являться предметом обсуждения для всех членов сообщества. Как это происходит - люди собираются на специальный форум, куда приходят все постоянные члены сообщества (тут уже нет никакой иерархии). Вопросы для рассмотрения могут быть совершенно разные - от постройки дома до решения родить ребёнка. Тут может возникнуть возражение - а почему пара, живущая в экопоселении в своём отдельном домике, должна согласовывать с другими жителями рождение детей? Но новорожденный ребёнок автоматически станет новым членом сообщества и будет воздействовать на всех остальных, его появление окажет влияние на всех жителей Тамеры. Именно поэтому даже такой вопрос в экопоселении является не сугубо личным, а подлежащим общему совместному решению. Также стоит отметить, что средний возраст жителей Тамеры - чуть более 40 лет и более мудрые и опытные жители помогают более молодым набраться мудрости, прежде чем принимать подобные серьёзные решения.

Вопросы решаются следующим образом - человек, которому есть, что сказать, выходит в круг и делится своей проблемой, своим вопросом или каким-то своим переживанием, опасением и так далее. Затем решение по обсуждаемой проблеме принимается совместно всеми. В эко-поселении есть главный старейшина (если можно так выразиться), который способствует тому, чтобы люди по-настоящему открывались друг другу и говорили правду. И когда каждый таким образом искренне и открыто выскажется, становится гораздо легче прийти к общему пониманию. Разумеется, подобные общие форумы не собираются каждый день - это было бы неразумно и неэффективно с точки зрения временных ресурсов, они проходят только по поводу действительно важных вопросов, которые затрагивают всех жителей эко-поселения. Для решения более «узких» вопросов, касающихся только некоторой группы людей, собираются небольшие форумы только из этой небольшой группы.

Наши личные впечатления, плюсы и минусы

Саша Уикенден: Общее впечатление очень хорошее - мне понравилась атмосфера в Тамере, там очень спокойно, очень чисто, очень грамотно продумано пространство, приятный климат. Однако, есть и свои минусы у этого сообщества. Лично я бы там жить не хотела. Основной принцип, на котором изначально было построено сообщество нынешних жителей Тамеры - это «free love». Free love в данном случае - это свободная любовь. Они много об этом говорят, в ближайшее время открывают «школу любви», которую мы пару раз упоминали выше. Суть их идей заключается в том, что нет границ любви, нет границ сексуальности. То есть, любить в сообществе Тамеры можно всех подряд, неважно, мальчик, девочка и так далее. Они, к примеру, рассказывали историю, когда 2 девушки в Тамере родили в один день от одного мужчины. При этом, одна из девушек была его постоянным партнёром, а вторая - нет. И в том случае были вопросы, связанные с ревностью, которые решались на общем форуме.

Принцип свободной любви жители Тамеры активно продвигают и с горящими глазами говорят об этом. Рассказывают истории о том, как люди рожают в кругу ста других людей с танцами, песнями и плясками. Рассказывают о так называемом принципе «50+» - когда женщины старше 50 лет собираются вместе, обсуждают вопросы своей сексуальности, что их «жизнь» на этом не заканчивается, что возраст - не помеха, а в завершении встречи они приглашают молодых мужчин для связей. Мы слышали довольно много подобных не очень привычных нам историй и ритуалов. Как мне показалось - немцы (а большая часть людей в Тамере - из Германии) слишком долго были зажаты в своих рамках, поэтому сейчас всё вырвалось на свободу в таком вот крайнем проявлении. Конечно, люди, которые приезжают в Тамеру, к этому готовы и многие, наверняка, за этим туда и приезжают. Но выглядит это как некая компенсация за то, что раньше они были ограничены, а теперь приехали в страну, где всё можно, и таким странным образом себя реализуют.

Марат Хасанов: Ещё один минус Тамеры - это то, что люди живут в караванах (по сути, в автомобилях), наверное это не очень комфортно, особенно для семей с детьми. Думаю, что им нужно решать вопросы с разрешениями на строительство, и они этим уже занимаются.

Саша Уикенден: Ещё из плюсов - то, что в Тамере много детей. Эко-поселению уже 22 года и там подрастает уже второе поколение людей. Они самостоятельно образовывают своих детей и делают это на очень высоком уровне. В Тамере есть отдельная зона для детей, где они могут проживать друг с другом, но могут также жить и с родителями, на их усмотрение. Сейчас в Тамере заняты тем, чтобы легализовать систему образования. Оно домашнее, но они хотят создать аккредитованную интернациональную школу по системе Монтессори, чтобы дети могли получать сертификаты об образовании. Также детей стараются интегрировать в местную жизнь - их на время отправляют в португальские школы, чтобы они «подтягивали» португальский язык и становились более социальными. Кстати, дети из Тамеры показывают очень хорошие результаты, большинство экзаменов сдают с отличием, а если надолго задерживаются в обычной школе, то начинают жаловаться на не очень высокое качество подачи материала и обучения в целом. А ещё в Тамере есть правило, что дети достигшие совершеннолетия, должны на время (от 1 года до 3 лет) покинуть эко-поселение и пожить во внешнем мире.

Очень хорошим показателем является тот факт, что из Тамеры практически никто не уезжает. Прибывают новые люди, но те, кто уже жил до этого остаются, не хотят уезжать.

Марат Хасанов: Мне показалось, что в Тамере не хватает каких-то общих совместных мероприятий для поднятия уровня энергии людей. Почему они так любят спать со всеми подряд - потому что находятся на низких вибрациях и не поднимают свою энергию наверх. В Тамере нет ни общих медитаций, ни практики йоги.

Саша Уикенден: И также большой минус - то, что люди в Тамере употребляют алкоголь и табак. Вроде бы у них так все здорово организовано, они все вегетарианцы, создали такое замечательное пространство, при этом в каждой обеденной зоне есть «курилки» и нам это показалось очень странным. Вечерние совместные дискотеки проходят по стандартному принципу - с употреблением алкоголя, что в контексте эко-поселения и правда выглядит странным.

Наши выводы

Пример экопоселения Тамера очень достойный, у них многому можно поучиться. В частности тому, как грамотно организовать пространство, как наилучшим образом применять пермакультуру, приглашая лучших специалистов этой области. Есть у них множество интересных практических приспособлений, например, «солнечная кухня», когда при помощи солнечных батарей собирается солнечная энергия, формируется луч и направляется в одну точку, разжигая огонь, на котором они готовят.

Но есть и минусы и наш важный вывод - для экопоселения очень важно выбирать лидера с искренней и чистой мотивацией, который будет вести остальных людей за собой. И у такого лидера обязательно должно быть всё в порядке с самим собой, чтобы его ограничения детства не проявлялись странным образом и не затрагивали всех членов экопоселения и не травмировали несколько поколений, которые в нём вырастут (как это происходит в Тамере).

Эко-деревни #Sunsurfers

Сейчас мы занимаемся разработкой проекта эко-деревень #Sunsurfers и ищем землю для строительства первой эко-деревни. Мы будем стараться учитывать опыт других экопоселений, которые нам удалось посмотреть (например, Тамеры), перенимать у них лучшие стороны и плюсы, а также избегать ошибок, которые они по тем или иным причинам допускают. Подробнее о проекте эко-деревень #Sunsurfers можно узнать у нас на сайте и там же можно поддержать проект:

До встречи, друзья!


Материалы из других экопоселений

Ляйсан Мирзагитова, э/п "Большой Камень"

Экопоселения России

    Текст статьи взят с сайта сети экологической информации Северо-Запада
                Экопоселения - это поселения людей,
                сельские или городские, стремящиеся
                создать модель устойчивой жизни.
                www.gen-europe.org

    Первые экологические поселения в России были основаны в начале 1990 годов, в трудный период распада СССР, перестройки экономики и всей жизни страны. Началу создания экопоселений способствовало то, что с перестройкой, с одной стороны, всплыли на поверхность и стали быстро усугубляться существовавшие до этого проблемы экологии, с другой стороны, у многих людей разрушилась устоявшаяся социальная и профессиональная жизнь. Осознание проблем с экологией и психоэмоциональная встряска от быстро меняющейся жизни многих натолкнули на поиски способов устойчивого развития. Идее построения экопоселений способствовала и ставшая более доступной информация о зарубежном опыте экопоселений.

    За рубежом создание таких поселений началось еще в начале 1960-х и стало оcобенно активно развиваться с 1968г., когда по инициативе Матери, сподвижницы индийского духовного учителя Шри Ауробиндо, был заложен Ауровиль, "Город Рассвета", в котором ныне проживает более 1200 человек 31 национальности, приехавших туда со всех уголков мира. В настоящее время трудно назвать цифру, характеризующую количество экопоселений в мире. Существует ассоциация экопоселений мира - "Всемирная Сеть Экопоселений" , объединяющая три региональные сети: Глобальную Сеть Экопоселений стран Океании и Азии, Глобальную Сеть Экопоселений Америки, и Глобальную Сеть Экопоселений Европы. Однако, мы не можем ориентироваться в своих расчетах на количество членов этой сети, даже если произвольно предположим, что большинство экопоселений мира так или иначе с ней связаны. Дело в том, что членами сетей являются как отдельные поселения, так и национальные сети поселений (например, на начало 2007 года в Европейской сети GEN Europe из 42 действительных членов 13 являются национальными ассоциациями экопоселений). Но в любом случае, можно смело утверждать, что движение это мощное и ширящееся по всему миру.

    В России из созданных на "первой волне", в первой половине 1990-х годов, наиболее известны поселения Китеж (Калужская обл., начало строительства 1992), Гришино (Подпорожский р-н, 1993), Невоэковиль (Сортавальский р-н, р-ка Карелия, 1993), Тиберкуль (Курагинский р-н, Красноярский край, 1994). Три первых из вышеназванных на начальном этапе своего создания получали финансовую поддержку от зарубежных и отечественных грантодающих организаций, поддерживающих экопоселения мира. Эконоосферное поселение Тиберкуль как в этом отношении, так и в некоторых других, стоит особняком. Это мегапоселение (А.Шубин, 1998) было создано последователями Виссариона, который в 1991 году основал Церковь Последнего Завета и объявил себя вторым пришествием Христа на Землю. На сегодня оно насчитывает более 5000 жителей, продолжает расти и является одним из самых крупных не только в России, но и в мире. При имеющихся различиях, можно выделить особенность, характерную для этих первых в стране экопоселений. Их жителями становилась, в основном, бывшая городская интеллигенция без особого опыта жизни на земле (не считая дачного); многих их них новые условия жизни в некотором роде "вынудили" искать альтернативную философию и альтернативный жизненный путь. Жизнь российских экопоселений строится на принципах, общих для многих экопоселений мира. Поселения оформлены в качестве юридического лица. Три из них предпринимают активные попытки организовать ООПТ на выделенных им территориях. Для всех основной задачей является жизнь в ладу с природой, без нанесения ей ущерба, что выражается в стремлении снизить антропогенную нагрузку на среду, в исключении использования пестицидов, гербицидов, неорганических удобрений в садах и огородах, в пищевых предпочтениях: большинство проживающих в поселениях придерживаются вегетарианства, а в Тиберкуле веганский способ питания является обязательным условием принадлежности к общине. Им свойственно стремление к возможно более полному самообеспечению и к гармоничным отношениям внутри сообщества, будь оно в виде общины (Тиберкуль, Китеж), или в виде независимых хозяйств (Гришино, Нево-эковиль). Жителям всех экопоселений свойственно увлечение теми или иными духовными учениями, совсем не обязательно общими для всех поселенцев (как в случае с Тиберкулем).

    В 2005 году была создана Российская сеть экопоселений, в которую вошли поселения Гришино, Нево-эковиль и Большой камень и которая вступила в Европейскую сеть экопоселений в качестве ассоциативного члена.

    В начале 2000-х годов на идее родовых поместий, высказанной в книгах Владимира Мегрэ возникла новая, гораздо более мощная волна создаваемых экопоселений. На сегодняшний день количество инициатив создания родовых поместий приближается к сотне. Пока большая их часть это еще не поселения, а инициативные группы людей, занимающихся поиском и / или оформлением земли. Однако примерно половину из них уже можно отнести к разряду "протопоселений", по классификации А.Шубина (Шубин, 1999). Под "протопоселением" понимается инициативная группа людей, которая стремится к созданию общины, уже имеет для этого землю и жилье (Шубин 1999). При этом из членов группы на месте постоянно живет несколько человек, а часть группы большую часть времени проводит пока вне поселения. Среди последних есть уже и "живые" поселения, где жизнь не прекращается круглый год, к примеру, в поселении Ковчег (Калужская область, 2001) в 2006 г. живет круглогодично около 50 взрослых и чуть меньше детей. Экологические поселения типа родовых поместий также во многом основываются на принципах, перечисленных выше. Отличаются, на наш взгляд, люди, создающие новые экопоселения: их побуждает к этому не социальное разочарование, возникшее вследствие резкой экономической перестройки, а стремление к более гармоничной, нежели возможна в городах, жизни, к возрождению нормальных человеческих отношений в малых сообществах и к гармоничному общению с природой и Землей. Особенностью экологических поселений типа "Родовое поместье" является обязательное условие наличия у каждой семьи неделимого непродаваемого участка земли, обычно одного гектара, и жизнь в окружении таких же поместий, которые по замыслу должны передаваться семьей из поколения в поколение.

    Если вам интересна тема экологических поселений

    Вы можете обратиться на следующие сайты, где вы найдете и ссылки на сайты конкретных экопоселений:
    www.eco-rus.com
    www.ecovillage.org
    www.gen-europe.org
    Интересную информацию о первых экопоселениях России можно почерпнуть в статьях А.Кулясовой и И.Кулясова "Экопоселения в России", часть 1 и часть 2.

    Если Вы разделяете идею родовых поместий и решили попробовать альтернативный способ жизни в деревне, то вам следует искать соратников в Анастасийских клубах, которые имеются практически в каждом городе, а их адреса легко найти в интернете. Там же имеется информация об уже строящихся экпоселениях, к которым можно примкнуть.

    С чем придется столкнуться?

    Наиболее остро во всех экопоселениях как зарубежных, так и российских, стоят следующие вопросы:

  1. вопрос принятия решений (вопрос власти),
  2. вопрос финансовой устойчивости (на что жить будем?)
  3. вопрос на кого оформлять землю.
1. Вопрос власти и принятия решений.

По этому поводу у автора статьи сложилось мнение, что оптимальным является принятие решений консенсусом на общем собрании (все "за", все "против"), встречающееся нередко в экопоселениях за рубежом. Поселенцы обсуждают вопрос, голосуют, снова обсуждают и добиваются согласия всех членов общины. Если кто-то упорствует, ему предлагают выработать альтернативное решение, которое устроило бы всех и дается на это определенное количество дней. Иногда при этом возникают неожиданные решения, действительно устраивающие всех, но чаще всего, все-таки, упорствующий соглашается с мнением остальных. К сожалению, такой путь для России пока труден, и об этом знает любой, кто хоть раз присутствовал на собраниях, решающих спорные вопросы. Все же, в определенном приближении, подобное существует, скажем, в Ковчеге, где решения принимаются большинством в три четверти голосов. В Тиберкуле решения принимаются также общим собранием, но при наличии разночтений там обращаются к Виссариону как к непререкаемому авторитету.

2. Вопрос о средствах к существованию решается по-разному.

В новых поселениях многие еще не порвали связь с городом и либо работают там время от времени ("вахтовым способом"), либо получают деньги от сдачи городских квартир. Но вообще-то, исходя из зарубежного опыта и опыта российских поселенцев, способов заработать существует множество, главное - не лениться. Вот некоторые из них:

  • Продажа выращенных без химии овощей и фруктов. Этот рынок у нас еще не сложился, но по нашему глубокому убеждению, за ним большое будущее. Зарубежный опыт подтверждает, что, даже несмотря на цены в несколько раз превышающие цены на аналогичные продукты, продукция экопоселений пользуется большим спросом, так как люди все больше думают о безопасности и здоровье.
  • Пасеки - продажа меда и сопутствующих продуктов.
  • Агротуризм. Здесь делу поможет строительство общего гостевого дома - одного, а лучше нескольких. Вообще, лучше начинать поселок именно с такого дома - это объединяет людей и дает многие преимущества в дальнейшем.
  • Проведение в поселении семинаров, при наличии общего дома. Это практикуется в экопоселениях всего мира: эзотерические семинары, тренинги, семинары по прикладному творчеству и ремеслам, постройке домов и др.
  • Можно договориться с местными лесничествами о помощи в санитарных рубках и рубках ухода - при наличии леса вокруг поселения и пилорамы в поселении это будет прекрасным подспорьем и при строительстве домов и для заготовки дров.
  • Продажа молока, молочных продуктов, яиц. Даже если вы вегетарианец, и в поселении запрещено убивать животных и птиц (часто это является обязательным условием проживания в поселении), никто не мешает вам завести хотя бы козу.
  • Питомники по выращиванию саженцев обычных и плодовых деревьев. Это станет заделом на будущее, даже если сегодня вы начнете выращивать их из семян.
  • Выращивание лекарственных трав и заготовка дикорастущих.
  • Заготовка травяных чаев. Говорят, до импорта индийского чая Англия импортировала русский капорский чай, сделанный из кипрея узколистого (в народе именуемого иван-чай). Не пора ли возродить эту традицию?
  • Мелко ремесленная продукция.
Есть и другие, если хорошенько подумать.

3. В вопросе собственности

Хочу сослаться на мнение Федора Лазутина, лидера поселения Ковчег, который считает, и многими примерами это аргументировано доказывает, что нельзя сразу оформлять участки в собственность поселенцам. В поселения, среди прочих, приезжают люди, для которых это не окончательное решение, а некий эксперимент. Больших денежных вложений тут не требуется, и для жителя, например, Москвы купить такой участок не представляет особой проблемы. Такой "экспериментатор" впоследствии либо не появляется на своем участке годами, давно о нем забыв или откладывая проект на более поздние времена, либо, что хуже, может продать его людям, не разделяющим идеи поселенцев, а то и распродать его мелкими частями (по закону может раздробить его по 4 сотки и продать во многие руки). Во всех таких случаях страдают остальные поселенцы. Оптимальный вариант - оформить землю на юридическое лицо, например, некоммерческое партнерство, и в дальнейшем решать вопрос о собственности на землю общим собранием. Многим такая постановка вопроса кажется жесткой, но, например, в Европейских экопоселениях эти вопросы решаются также, а порой еще жестче. Приведу пример двух датских поселений, в которых побывала. Там при выходе из состава поселения человеку возвращается первоначальный взнос (безо всяких процентов), и разрешается продать дом поселению по цене вложенных материалов, что составляет примерно одну десятую реальной стоимости дома, так как на Западе дороже всего оценивается работа, а не материалы.

Пример устава некоммерческого партнерства вы можете найти на сайте экопоселения Ковчег.

Отдельно я хотела бы высказать свое частное мнение о лидерстве в поселениях. В России, на мой взгляд, успех любого начинания очень сильно зависит от лидера. Парадокс же в том, что у нас не много хороших лидеров. Хороший лидер - это человек, взявший на себя ответственность за дело просто потому, что он по-другому не может: не чтобы себя утвердить (такое часто встречается) и не чтобы иметь определенные выгоды (тут как раз чаще приходиться вкладывать больше остальных - и сил, и денег). Мне понравились слова основателя одного американского экопоселения, о котором рассказывал Влад Кирбятьев, лидер экопоселения Гришино. Когда этого американца спрашивали, как он лидером стал, он говорил: "я просто видел, что надо сделать и делал это - видел, что никто этого не делает, а это нужно сделать, и я это делал. А кто сделает, если никто не делает, а я вижу, что это надо делать?". Вокруг такого человека обычно впоследствии складывается группа помощников, команда, работающая на тех же принципах безвозмездности. И тогда "машина" работает, дело спорится.

В них идеи экологизации населенного пункта и образа жизни находят наибольшую реализацию. На Западе движение за создание экопоселений началось в 60-х - 70-х годах как составная часть Новых общественных движений, основанных на ценностях постиндустриального общества. Движение за создание экопоселений в Европе и США стало попыткой найти альтернативу существующему обществу массового потребления, реакцией на экологические проблемы, порожденные современным обществом.

В России инициативы по созданию экопоселений стали возникать в конце 80-х - начале 90-х годов. А первые экопоселения появились уже в начале 90-х. В основе российского движения за создание экопоселений также лежат экологические идеи, осознание экологического кризиса, охватившего планету. Вместе с тем, оно существенно отличается от аналогичного движения на Западе, поскольку в значительной мере является реакцией на социально-экономический и идеологический кризис, охвативший Российское государство.

Краткая характеристика экопоселения как такового, применимая и к российским, и к западным экопоселениям, такова. может состоять из одного или нескольких населенных пунктов. Как правило, оно организуется бывшими городскими жителями в сельской местности, иногда рядом с особо охраняемыми природными территориями. В экопоселениях практикуются экологически дружественные технологии и экологический стиль жизни. В экопоселениях предполагается комплексное решение многих проблем, стоящих перед современным человеком. Это и применение в сельском хозяйстве только органического земледелия, то есть использование не химических удобрений и средств борьбы с насекомыми, а различных щадящих методов обработки земли, естественно увеличивающих ее плодородие. Это и использование таких альтернативных источников энергии, как , ветряки, минигидростанции и т.д. Это и строительство жилья с учетом снижения нагрузки на окружающую среду.

В экопоселениях стремятся к созданию системы поддержания экологического равновесия в местах проживания и хозяйственной деятельности человека, восстановления живой природной среды. Большинство экопоселений стремится к созданию системы максимального самообеспечения, особенно продуктами питания. Кроме этого, в экопоселениях большое значение придается воспитанию и образованию детей и взрослых, вопросам сохранения здоровья, создается социокультурная среда, обеспечивающая духовное развитие и самореализацию человека.
Характеристика экопоселения, данная выше, конечно, является неким идеальным описанием, к которому стремятся реально действующие и создающиеся экопоселения.

В целом, движение экопоселений - это часть российского экологического движения. За последние 3 года появилась дискуссионная электронная рассылка "Экобаланс" и другие электронные дискуссии, в которых обсуждаются различные вопросы создания и функционирования экопоселений, альтернативные технологии, энергетика и другие вопросы. Усилиями модератора рассылки "Экобаланс" был создан каталог экопоселений и инициатив по их созданию в России (Каталог альтернативных поселений, 2002). На основе материалов, собранных в этом каталоге, а также исследований, проведенных сотрудниками Центра независимых социологических исследований, можно сказать, что в России сейчас существует не менее 20 экопоселений в различных регионах России - от Республики Карелия на Западе, до Приморского края на Дальнем Востоке. Численность участников экопоселений тоже различна, от нескольких человек, до нескольких тысяч, как в экопоселении "Тиберкуль".

Кроме того, в настоящее время развивается около полусотни инициатив по созданию экопоселений. Как правило, в рамках этих инициатив уже сформировано ядро будущих экопоселенцев, существуют программы и планы развития экопоселения, взята , иногда начато строительство, но переезд из города в экопоселение еще не состоялся. Также есть масса инициатив, которые существуют на уровне городских групп людей, стремящихся создать экопоселение, количество инициатив такого рода даже трудно оценить.


В настоящее время, в России экопоселения различаются не только по количеству участников, но и по тем идеям, которые лежат в основе их создания, а также по степени реализации тех экологически дружественных практик и технологий, о которых было сказано выше. Среди Российских экопоселений есть духовно-религиозные общины, к ним относится в первую очередь эконоосферное поселение "Тиберкуль" в Красноярском крае, Гришино в Ленинградской области. Есть и экопоселения, ориентированные на идеи экологической этики и экологически дружественного образа жизни, восстановление окружающей природной среды, например "Служба экологической реставрации" в Калужской области, экопоселение близ деревни Чугуевка в Приморском крае.

Есть экопоселения, которые ориентированы на решение социальных проблем, например, "Китеж" в Калужской области является экопоселением, в котором живут семьи с приемными детьми и вся жизнь экопоселения организована с целью адаптации, воспитания и образования этих детей. Большинство существующих российских экопоселений насчитывают до нескольких десятков человек и в разной степени объединяют в себе все перечисленные выше черты.

Кроме того, в последние несколько лет наиболее активно развивается движение за создание экопоселений, основанных на идее жизни в родовом поместье. По определению этого движения экопоселение (родовое поселение) - это населённый пункт, в котором каждая семья будет жить в собственном родовом поместье. Такое экопоселение будет представлять собой территорию с расположенными на ней родовыми поместьями, необходимой инфраструктурой, сооружениями и территориями общего пользования - школой, деловым центром, спортивными сооружениями, культурными заведениями, парками, хозяйственными сооружениями и т.п. Экопоселения должны иметь свои уставы, которые запрещают нанесение вреда природе в результате любой деятельности, соблюдение общей эстетики поселения, некоторые внутренние правила и т.п.

Люди, начинающие создавать экопоселение, переезжающие туда на постоянное место жительства, сразу сталкиваются с тремя ключевыми проблемами. Во-первых, это невозможность заработать деньги на месте для выплаты налогов, вкупе с невозможностью полного самообеспечения семьи жизненно важными продуктами, предметами быта и культуры на основе местного семейно-кустарного производства. Во-вторых, это невозможность получения детьми качественного образования и других привычных "городских" услуг, обеспечивающих широкие социальные возможности при низком уровне доходов. Третья проблема это, как правило, отсутствие единомышленников и добрососедства в среде коренных сельских жителей, не понимающих мотивации миграции горожан в сельскую местность. От того, насколько участникам экопоселения удается решить эти проблемы, зависит успешность развития экопоселения.

В целом в настоящее время российское движение за создание экопоселений как динамично развивающаяся часть российского экологического движения завоевывает все больше сторонников среди населения, выходит на уровень взаимодействия с местными и региональными властями, делает попытки повлиять на региональное и федеральное законодательство, чтобы получить официальный статус и законодательную поддержку своего развития.


Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно

Экопоселения - это поселения людей, сельские или городские, стремящиеся создать модель устойчивой жизни.
www.gen-europe.org

Первые экологические поселения в России были основаны в начале 1990 годов, в трудный период распада СССР, перестройки экономики и всей жизни страны. Началу создания экопоселений способствовало то, что с перестройкой, с одной стороны, всплыли на поверхность и стали быстро усугубляться существовавшие до этого проблемы экологии, с другой стороны, у многих людей разрушилась устоявшаяся социальная и профессиональная жизнь.

Осознание проблем с экологией и психоэмоциональная встряска от быстро меняющейся жизни многих натолкнули на поиски способов устойчивого развития. Идее построения экопоселений способствовала и ставшая более доступной информация о зарубежном опыте экопоселений.

За рубежом создание таких поселений началось еще в начале 1960-х и стало оcобенно активно развиваться с 1968г., когда по инициативе Матери, сподвижницы индийского духовного учителя Шри Ауробиндо, был заложен Ауровиль, "Город Рассвета", в котором ныне проживает более 1200 человек 31 национальности, приехавших туда со всех уголков мира. В настоящее время трудно назвать цифру, характеризующую количество экопоселений в мире. Существует ассоциация экопоселений мира - "Всемирная Сеть Экопоселений" , объединяющая три региональные сети: Глобальную Сеть Экопоселений стран Океании и Азии, Глобальную Сеть Экопоселений Америки, и Глобальную Сеть Экопоселений Европы. Однако, мы не можем ориентироваться в своих расчетах на количество членов этой сети, даже если произвольно предположим, что большинство экопоселений мира так или иначе с ней связаны. Дело в том, что членами сетей являются как отдельные поселения, так и национальные сети поселений (например, на начало 2007 года в Европейской сети GEN Europe из 42 действительных членов 13 являются национальными ассоциациями экопоселений). Но в любом случае, можно смело утверждать, что движение это мощное и ширящееся по всему миру.

В России из созданных на "первой волне", в первой половине 1990-х годов, наиболее известны поселения Китеж (Калужская обл., начало строительства 1992), Гришино (Подпорожский р-н, 1993), Невоэковиль (Сортавальский р-н, р-ка Карелия, 1993), Тиберкуль (Курагинский р-н, Красноярский край, 1994). Три первых из вышеназванных на начальном этапе своего создания получали финансовую поддержку от зарубежных и отечественных грантодающих организаций, поддерживающих экопоселения мира. Эконоосферное поселение Тиберкуль как в этом отношении, так и в некоторых других, стоит особняком. Это мегапоселение (А.Шубин, 1998) было создано последователями Виссариона, который в 1991 году основал Церковь Последнего Завета и объявил себя вторым пришествием Христа на Землю. На сегодня оно насчитывает более 5000 жителей, продолжает расти и является одним из самых крупных не только в России, но и в мире. При имеющихся различиях, можно выделить особенность, характерную для этих первых в стране экопоселений.

Их жителями становилась, в основном, бывшая городская интеллигенция без особого опыта жизни на земле (не считая дачного); многих их них новые условия жизни в некотором роде "вынудили" искать альтернативную философию и альтернативный жизненный путь. Жизнь российских экопоселений строится на принципах, общих для многих экопоселений мира. Поселения оформлены в качестве юридического лица. Три из них предпринимают активные попытки организовать ООПТ на выделенных им территориях. Для всех основной задачей является жизнь в ладу с природой, без нанесения ей ущерба, что выражается в стремлении снизить антропогенную нагрузку на среду, в исключении использования пестицидов, гербицидов, неорганических удобрений в садах и огородах, в пищевых предпочтениях: большинство проживающих в поселениях придерживаются вегетарианства, а в Тиберкуле веганский способ питания является обязательным условием принадлежности к общине. Им свойственно стремление к возможно более полному самообеспечению и к гармоничным отношениям внутри сообщества, будь оно в виде общины (Тиберкуль, Китеж), или в виде независимых хозяйств (Гришино, Нево-эковиль). Жителям всех экопоселений свойственно увлечение теми или иными духовными учениями, совсем не обязательно общими для всех поселенцев (как в случае с Тиберкулем).

В 2005 году была создана Российская сеть экопоселений, в которую вошли поселения Гришино, Нево-эковиль и Большой камень и которая вступила в Европейскую сеть экопоселений в качестве ассоциативного члена.

В начале 2000-х годов на идее родовых поместий, высказанной в книгах Владимира Мегрэ возникла новая, гораздо более мощная волна создаваемых экопоселений. На сегодняшний день количество инициатив создания родовых поместий приближается к сотне. Пока большая их часть это еще не поселения, а инициативные группы людей, занимающихся поиском и / или оформлением земли. Однако примерно половину из них уже можно отнести к разряду "протопоселений", по классификации А.Шубина (Шубин, 1999). Под "протопоселением" понимается инициативная группа людей, которая стремится к созданию общины, уже имеет для этого землю и жилье (Шубин 1999). При этом из членов группы на месте постоянно живет несколько человек, а часть группы большую часть времени проводит пока вне поселения. Среди последних есть уже и "живые" поселения, где жизнь не прекращается круглый год, к примеру, в поселении Ковчег (Калужская область, 2001) в 2006 г. живет круглогодично около 50 взрослых и чуть меньше детей. Экологические поселения типа родовых поместий также во многом основываются на принципах, перечисленных выше. Отличаются, на наш взгляд, люди, создающие новые экопоселения: их побуждает к этому не социальное разочарование, возникшее вследствие резкой экономической перестройки, а стремление к более гармоничной, нежели возможна в городах, жизни, к возрождению нормальных человеческих отношений в малых сообществах и к гармоничному общению с природой и Землей. Особенностью экологических поселений типа "Родовое поместье" является обязательное условие наличия у каждой семьи неделимого непродаваемого участка земли, обычно одного гектара, и жизнь в окружении таких же поместий, которые по замыслу должны передаваться семьей из поколения в поколение.

Если вам интересна тема экологических поселений

Вы можете обратиться на следующие сайты, где вы найдете и ссылки на сайты конкретных экопоселений:

Интересную информацию о первых экопоселениях России можно почерпнуть в статьях А.Кулясовой и И.Кулясова "Экопоселения в России", часть 1 и часть 2.

Если Вы разделяете идею родовых поместий и решили попробовать альтернативный способ жизни в деревне, то вам следует искать соратников в Анастасийских клубах, которые имеются практически в каждом городе, а их адреса легко найти в интернете. Там же имеется информация об уже строящихся экпоселениях, к которым можно примкнуть.

С чем придется столкнуться?

Наиболее остро во всех экопоселениях как зарубежных, так и российских, стоят следующие вопросы:

1. вопрос принятия решений (вопрос власти),
2. вопрос финансовой устойчивости (на что жить будем?)
3. вопрос на кого оформлять землю.


1. Вопрос власти и принятия решений.

По этому поводу у автора статьи сложилось мнение, что оптимальным является принятие решений консенсусом на общем собрании (все "за", все "против"), встречающееся нередко в экопоселениях за рубежом. Поселенцы обсуждают вопрос, голосуют, снова обсуждают и добиваются согласия всех членов общины. Если кто-то упорствует, ему предлагают выработать альтернативное решение, которое устроило бы всех и дается на это определенное количество дней. Иногда при этом возникают неожиданные решения, действительно устраивающие всех, но чаще всего, все-таки, упорствующий соглашается с мнением остальных. К сожалению, такой путь для России пока труден, и об этом знает любой, кто хоть раз присутствовал на собраниях, решающих спорные вопросы. Все же, в определенном приближении, подобное существует, скажем, в Ковчеге, где решения принимаются большинством в три четверти голосов. В Тиберкуле решения принимаются также общим собранием, но при наличии разночтений там обращаются к Виссариону как к непререкаемому авторитету.

2. Вопрос о средствах к существованию решается по-разному.

В новых поселениях многие еще не порвали связь с городом и либо работают там время от времени ("вахтовым способом"), либо получают деньги от сдачи городских квартир. Но вообще-то, исходя из зарубежного опыта и опыта российских поселенцев, способов заработать существует множество, главное - не лениться. Вот некоторые из них:

* Продажа выращенных без химии овощей и фруктов. Этот рынок у нас еще не сложился, но по нашему глубокому убеждению, за ним большое будущее. Зарубежный опыт подтверждает, что, даже несмотря на цены в несколько раз превышающие цены на аналогичные продукты, продукция экопоселений пользуется большим спросом, так как люди все больше думают о безопасности и здоровье.
* Пасеки - продажа меда и сопутствующих продуктов.
* Агротуризм. Здесь делу поможет строительство общего гостевого дома - одного, а лучше нескольких. Вообще, лучше начинать поселок именно с такого дома - это объединяет людей и дает многие преимущества в дальнейшем.
* Проведение в поселении семинаров, при наличии общего дома. Это практикуется в экопоселениях всего мира: эзотерические семинары, тренинги, семинары по прикладному творчеству и ремеслам, постройке домов и др.
* Можно договориться с местными лесничествами о помощи в санитарных рубках и рубках ухода - при наличии леса вокруг поселения и пилорамы в поселении это будет прекрасным подспорьем и при строительстве домов и для заготовки дров.
* Продажа молока, молочных продуктов, яиц. Даже если вы вегетарианец, и в поселении запрещено убивать животных и птиц (часто это является обязательным условием проживания в поселении), никто не мешает вам завести хотя бы козу.
* Питомники по выращиванию саженцев обычных и плодовых деревьев. Это станет заделом на будущее, даже если сегодня вы начнете выращивать их из семян.
* Выращивание лекарственных трав и заготовка дикорастущих.
* Заготовка травяных чаев. Говорят, до импорта индийского чая Англия импортировала русский капорский чай, сделанный из кипрея узколистого (в народе именуемого иван-чай). Не пора ли возродить эту традицию?
* Мелко ремесленная продукция.

Есть и другие, если хорошенько подумать.

3. В вопросе собственности

хочу сослаться на мнение Федора Лазутина, лидера поселения Ковчег, который считает, и многими примерами это аргументировано доказывает, что нельзя сразу оформлять участки в собственность поселенцам. В поселения, среди прочих, приезжают люди, для которых это не окончательное решение, а некий эксперимент. Больших денежных вложений тут не требуется, и для жителя, например, Москвы купить такой участок не представляет особой проблемы. Такой "экспериментатор" впоследствии либо не появляется на своем участке годами, давно о нем забыв или откладывая проект на более поздние времена, либо, что хуже, может продать его людям, не разделяющим идеи поселенцев, а то и распродать его мелкими частями (по закону может раздробить его по 4 сотки и продать во многие руки). Во всех таких случаях страдают остальные поселенцы. Оптимальный вариант - оформить землю на юридическое лицо, например, некоммерческое партнерство, и в дальнейшем решать вопрос о собственности на землю общим собранием. Многим такая постановка вопроса кажется жесткой, но, например, в Европейских экопоселениях эти вопросы решаются также, а порой еще жестче. Приведу пример двух датских поселений, в которых побывала. Там при выходе из состава поселения человеку возвращается первоначальный взнос (безо всяких процентов), и разрешается продать дом поселению по цене вложенных материалов, что составляет примерно одну десятую реальной стоимости дома, так как на Западе дороже всего оценивается работа, а не материалы.

Пример устава некоммерческого партнерства вы можете найти на сайте экопоселения Ковчег.

Отдельно я хотела бы высказать свое частное мнение о лидерстве в поселениях. В России, на мой взгляд, успех любого начинания очень сильно зависит от лидера. Парадокс же в том, что у нас не много хороших лидеров. Хороший лидер - это человек, взявший на себя ответственность за дело просто потому, что он по-другому не может: не чтобы себя утвердить (такое часто встречается) и не чтобы иметь определенные выгоды (тут как раз чаще приходиться вкладывать больше остальных - и сил, и денег). Мне понравились слова основателя одного американского экопоселения, о котором рассказывал Влад Кирбятьев, лидер экопоселения Гришино. Когда этого американца спрашивали, как он лидером стал, он говорил: "я просто видел, что надо сделать и делал это - видел, что никто этого не делает, а это нужно сделать, и я это делал. А кто сделает, если никто не делает, а я вижу, что это надо делать?". Вокруг такого человека обычно впоследствии складывается группа помощников, команда, работающая на тех же принципах безвозмездности. И тогда "машина" работает, дело спорится.

Ляйсан Мирзагитова

 

Возможно, будет полезно почитать: