Значение слова баал-хаммон в справочнике персонажей и культовых объектов греческой мифологии. Энциклопедия мифологии Баал шем открывается

Иеремия (7:31): «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне...»

На горе Джебель-Бу-Корнеин напротив Карфагена был храм Баал-Хаммона – тофет (תפות) – «место сожжения детей».

Этот тофет представлял собой закрытый двор, внутри которого был небольшой алтарь. Здесь в жертву Баал-Хаммону приносили детей, в основном мальчиков, обычно первенцев, но иногда и девочек, и сначала из аристократических семей, но через некоторое время аристократия предпочла покупать чужих детей, чем жертвовать своих. Ребенка сначала умертвляли, а затем под звуки флейт, тамбуринов и лир тело сжигали на бронзовых руках статуи Баал-Хаммона. Такое жертвоприношение называлось «молк» или «молек» Антропологические исследования показали, что 85% детей было младше 6 месяцев. Также раскопки показали, что нижний слой, датируемый примерно периодом до 700 г. до н.э., еще не содержит следов человеческих жертвоприношений, и только с первой четверти VII века до н.э. урны стали наполнят пеплом сожженных детей. Связывают это, в частности, с появлением в это время в Карфагене большого количества иммигрантов из г. Тир. Иногда обычай такой жертвы смягчался, и ребенка заменяли ягненком - такая жертва замещения называлась «молхомор». Периодичность человеческих жертвоприношений неизвестна, римский администратор и поэт Силий Италик (ок. 26-101) сообщает, что они приносились ежегодно. Точно известно, что жертвы приносились также при различных чрезвычайных обстоятельствах - так, когда к стенам города подошла армия Агафокла (361-289 гг. до н.э.), жители Карфагена принесли в жертву более 500 детей, 200 из которых были сыновьями знатных семейств, а более 300 были пожертвованы добровольно…
http://ksatra.livejournal.com/41582.html

Самым распространенным именем в Карфагене Ханниба’ал (в латинской версии – Ганнибал), значение которого - «Милостив ко мне Баал». Знаменитый Ганнибал был первым сыном полководца Гамилькара Барки и, по легенде, которую рассказал автор поэмы «Пуническая война» Силий Италик (I в. н.э.), его вместе с другими детьми-первенцами должны были принести в жертву во время восстания наемников. Однако отец подменил ребенка и пожертвовал Баалу сына раба… Очень популярны были также имена Гасдрубал («Баал помогает») и Батбаал («Дочь Баала»).

Главными богами Кафагена были Баал-Хаммон и Таннит (Тиннит) - «украшение Баала». Баал-Хаммона отождествляли с египетским Амоном или древнейшим богом Финикии - Эломом, римляне именовали этого бога Сатурном. Многие исследователи отмечали поразительное сходство Баал-Хаммона с библейским Йахве. Сам он был наделен триединой сущностью: владел небом, землей и потусторонним миром. Днем Баал-Хаммон пребывал на небе, а ночью возвращался с запада на восток через царство мертвых. Существующий мир, по верованиям карфагенян, простирался между двумя соединявшимися океанами, небесным и подземным - по ним и плыл корабль Баал-Хаммона…

Описанная в книге Левита (Лев. 1:3-17, 6:1-6) жертва всесожжения (όλοκαύτωμα / holocaustum), или, которую, наверное, более точно будет называть «жертва возношения» (עולה, ‘ола), на мой взгляд, является более мягкой формой жертвоприношения «молк» Баал-Хаммону. Поэтому, можно допустить, что ‘ола, которая приносится во искупление непреднамеренно совершенного греха (жертва всесожжения, о которой говорится в Лев. 1, есть жертва частная, приносимая по добровольному обету или намерению отдельных лиц), совершается примерно по тем же правилам, что и «молк».
При совершении ‘ола в жертву приносились особи мужского пола - «мужеского пола, без порока», т.е. жертва не должна была иметь ни одного недостатка - т.е. быть здоровой, жизнеспособной и чистой (жертва тщательно мылась). Приносящий жертву возлагал руку на голову жертвы (semichah) и прижимал голову жертвы, которая в это время стояла привязанная к северной стороне жертвенника, а затем умерщвлял (schechitah) её («и заколет …), немедленно после произнесения последнего слова исповедания - порез совершался большим острым ножом, так, чтобы перерезать и пищевое, и дыхательное горло, чтобы кровь вытекала быстро и не терялась. Затем снимал шкуру (кожу) и рассекал тело на части («и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет её на части»). Священники принимали жертву и окропляли её кровью жертвенник («принесут кровь и покропят кровью со всех сторон»), остаток крови выливали к подножию жертвенника. В иудейской традиции кровокропление рассматривалось, как «radix et principium» жертвоприношения, и жертву, при которой кропление совершал мирянин, считали недействительною (Мишна. Зебахим II, 7). После этого возлагали на огонь жертвенника отдельные части, в том числе голову («и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук») и внутренности, которые предварительно должны быть вымыты водой («а внутренности жертвы и ноги её вымоет он водой»)…

Баал-Хаммон
bʻlhmn
Статуя Баал-Хаммона. Музей Бардо, Тунис
Мифология Западносемитская мифология
Латинское написание Ba"al-Hammon
Пол мужской
Супруга Танит
Связанные персонажи Танит
В иных культурах Дагон , Крон , Сатурн и Эль
Медиафайлы на Викискладе

Происхождение и имя

Божество сиро-финикийского происхождения, возможно, почитавшееся уже в Угарите , а позднее в Пальмире , где его имя засвидетельствовано надписями по меньшей мере с I века до н. э. В Пальмире был отождествлен с местным Баалом , верховным богом оазиса, и фигурирует под именем Бебель-Хамон (Bel-Bel-Hamon ) .

Значение имени истолковывается по-разному. В 1883 Жозеф Галеви предложил понимать это как «Господин Амана». В 1902 на восточном склоне хребта в Зинджирли была обнаружена надпись, датируемая ок. 825 до н. э. и содержащая самое ранее полное имя этого божества.

По другим версиям, это имя может означать «владыка алтаря с благовониями», «владыка хамманов» (священных столбов перед алтарем) . По мнению Ю. Б. Циркина и И. Ш. Шифмана , наиболее вероятным значением является «владыка жара» (Шифман сопоставляет имя Хаммон с древнееврейским словом хамма , «солнце» ).

По мнению Э. Липинского, имя следует писать как «Баал-Хамон», поскольку удвоение появилось в результате позднейшего отождествления этого божества с Зевсом (Юпитером) Аммоном, почитавшимся в Северной Африке .

Изображения и функции

Приблизительно с середины V века до н. э. Баал-Хаммон начинает почитаться вместе с Танит , полное имя которой «Таннит перед Баалом» , составив с ней божественную пару. В других финикийских колониях (на Мальте , Мотии и в Сардинии) это добавление засвидетельствовано позже - в IV веке до н. э. .

Атрибуты свидетельствуют о Баал-Хаммоне как о божестве плодородия и солярном божестве ; сосновая шишка - давний символ бессмертия и мужской плодовитости. На гемме VII или VI века до н. э. трон бога стоит на ладье, плывущей по водам подземного океана, на что указывают стебли растений, растущие вниз, следовательно, он может рассматриваться как владыка небесного, земного и подземного мира .

В римское время отождествлялся с Сатурном , который в италийской мифологии был божеством плодородия; в римских надписях, посвященных Баал-Хаммону, он именуется senex («старец»), frugifer («плодоносный»), deus frugum («бог злаков») и genitor («родитель») . Изображение бога было отчеканено на денарии Клодия Альбина , боровшегося за императорскую власть в 193-197 годах и происходившего из Гадрумета , где в эпоху Августа чеканились монеты с изображением Баал-Хаммона .

Жертвоприношения

Как и Танит, Баал-Хаммону приносились человеческие жертвы , предпочтительно дети .

БААЛ-ХАММОН

Баал-Хаммон — в мифах западных семитов бог солнца. В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с римскими богами Сатурном и Юпитером.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БААЛ-ХАММОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БААЛ-ХАММОН
    (финик. b"lhmn, видимо, « хозяин-жаровик») Хаммон, в западносемитской мифологии божество. Судя по значению имени, бог солнца (ср. на иврите хамма, …
  • ХАММОН
    (значение то же, что и Хаммаф; Нав 19:28) - один из городов колена Ассирова, положение которого неизвестно. Полагают, что это …
  • БААЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    см. Ваал …
  • БААЛ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Ваал ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • БААЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Баал (Ваал) — в мифах западных семитов прозвище богов (производное от …
  • БААЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    БАА’Л (Ваал)в мифах западных семитов прозвище богов (производное от …
  • БААЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (b’l) в западносемитской мифологии прозвище богов, производное от …
  • БААЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Балу Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на запад …
  • БААЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ваал, древнее общесемитское божество, почитавшееся в Финикии, Палестине и Сирии как бог плодородия, вод, войны и пр. Первоначально имя Б. …
  • БААЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • БААЛ в Энциклопедическом словарике:
    (Балу, Ваал), общесемитское божество плодородия, дождя, бури. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад (в …
  • БААЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БА́АЛ (Балу, Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на …
  • БААЛ в Словаре Кольера:
    Балу, Ваал ("владыка", "господин"), важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами. Филон и угаритские тексты говорят о нем …
  • БААЛ в словаре Синонимов русского языка:
    балу, божество, …
  • БААЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Балу, Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на …
  • БААЛ-ХАНАН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Ваал милостив) - имя двух лиц: Быт 36:38-39 - царь Идумейский, сын Ахбора. 1Пар 27:28 - надзиратель над масличными и …
  • БАЛУ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    позднее Баал (общесемит. b"l, букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей …
  • ШАХ-БААЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    первый правитель из рода Мохаммеда, поставленный, по арабским преданиям, в земле кумыков (лаков), в шамхальстве Тарковском, арабским полководцем Абумуслимом, причем …
  • ШАХ-БААЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? первый правитель из рода Мохаммеда, поставленный, по арабским преданиям, в земле кумыков (лаков), в шамхальстве Тарковском, арабским полководцем Абумуслимом, …
  • ВААЛ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре.
  • АММОН в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Один из великих богов Египта. Аммон или Амун гораздо старше Амуна-Ра, и идентичен с Ваалом. Хаммон, Владыка Неба. Аммун-Ра …
  • ХАМ’АФ в Библейском словаре:
    (горячие источники) — а) (Нав.19:35) — один из укрепленных городов удела Неффалимова южнее Тивериады (возм. , он же назван …
  • АХБ’ОР в Библейском словаре:
    (мышь) — а) (Быт.36:38,39; 1Пар.1:49) — отец (предок) Баал-Ханана; б) (4Цар.22:12,14) — см. Авдон,д; в) (Иер.26:22; Иер.36:12) — отец …
  • ОБРЕЗАНИЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 17:10-12, Ин 7:22) было замечательным обрядом Иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в …
  • ВЕОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (дом, жилище) - город на восточной стороне Иордана (Чис 32:3), вероятно, тот же самый, что и Баал-Меон (Чис 32:38), или …
  • АВЕН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (ничтожество, суетность; Амос 1:5) долина в Сирии Дамасской; называется также долиною Ливанскою, так как находилась между двумя хребтами гор Ливанских; …
  • ОБРЕЗАНИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Обрезание (Быт 17:10 -12, Ин 7:22), обряд ветхозаветной религии, который состоял в обрезании …
  • НАВ 19 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Глава 19 Главы: 1 2 3 4 …
  • ВААЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ваал, Баал (3 Цар. 18, 26 , Ис. 17, 8 , Иер. 9, 14 и …
  • БЫТ 36 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 36 Главы: 1 2 3 4 5 6 …

В зап.-семит. миф. божество. Судя по знач. имени, бог солнца. В Карфагене одно из гл. божеств, бог плодородия. Отожд. с Сатурном и Юпитером, очевидно потому, что воспринял функции Илу. Часто выступает в паре с Тиннит.

  • - в мифах западных семитов прозвище богов...

    Исторический словарь

  • - царь г. Тира в Финикии в 1-й пол. 7 в. до н.э., современник царя Ассирии Асархаддона...
  • - в зап.-семит. миф. божество. Судя по знач. имени, бог солнца. В Карфагене одно из гл. божеств, бог плодородия. Отожд...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • -  ...

    Литературная энциклопедия

  • - : 1) прибрежный погран. город в уделе колена Асира, предположит. совр. Умм-эль-Авамид, располож. в 15 км юж. Тира и сев. Накуры, вблизи Вади-эль-Хамула. Здесь был найден камень, посвящ. "Милк-Астарту, божеству а"...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - общесемитское божество плодородия, дождя, бури. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад...

    Современная энциклопедия

  • - 1) Древнее общесемитское божество, почитавшееся в Передней Азии, Аравии и Карфагене как бог плодородия, вод, войны и пр. Культ Б. засвидетельствован с 3-го тыс. до н. э. и в ряде мест просуществовал вплоть до...

    Советская историческая энциклопедия

  • - еврейский критик, род. в 1873 г. в Ковне, в зажиточной семье; изучив медицину в Гейдельбергском и Берлинском университетах, сдал в 1905 году государственный экзамен на право практики в России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - первый правитель из рода Мохаммеда, поставленный, по арабским преданиям, в земле кумыков, в шамхальстве Тарковском, арабским полководцем Абумуслимом, причем Ш.-Баал получил титул шамхала и вали Дагестана...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ваал, древнее общесемитское божество, почитавшееся в Финикии, Палестине и Сирии как бог плодородия, вод, войны и пр. Первоначально имя Б. было нарицательным обозначением божества того или иного племени,...
  • - псевдоним якутского советского поэта Г. Г. Вешникова...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СТЕЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВААЛА Балу, Ваал, важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами...

    Энциклопедия Кольера

  • - древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на запад...

    Большой энциклопедический словарь

  • - То же, что Ваал...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - божество, ваал,...

    Словарь синонимов

"Баал-Хаммон" в книгах

Баал-Шамин (арм. Баршамина)

Из книги Мифы Армении автора Ананикян Мартирос А

Баал-Шамин (арм. Баршамина) В деревне Тортан, где хоронили патриархов, начиная с Григория Просветителя, когда-то стояла «ослепительно-белая» статуя сирийского бога Баал-Шамина, властителя небес. Она была сделана из слоновой кости, хрусталя и серебра. В традициях своего

Баал Зевул (Вельзевул)

Из книги Столкновение Миров автора Великовский Иммануил

Баал Зевул (Вельзевул) Прекрасная Утренняя Звезда соотносилась с Ахриманом, Сетом, Люцифером - различными именами Сатаны. У ханаан она также была Ваалом, как и у десяти племен Северного царства - божеством, которое ненавидели библейские пророки, - а также Вельзевулом,

БАЛУ (БААЛ, ВААЛ)

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

БАЛУ (БААЛ, ВААЛ) Имя его в переводе означает Хозяин, Владыка, и нередко дополнялось: «Силач», «Могучий», а также «Громовник» (Балу-Хаддад) или, по названию горы, расположенной недалеко от Угарита, Балу-Цапану (ныне Цафон, 1770 м над уровнем моря - наиболее высокая гора в

Баал и Мут

автора

Баал и Мут К Баалу, на вершину горы Цапану пожаловали гонцы Мута Гипар и Угар и к нему обратились:- Тебе повеленье от Мута, Илу любимца. Вот оно слово в слово. Умом пораскинь. От львицы барашек бежит, мести страшась. Верно, что и дельфин не проживет без воды. Верно и то,

Баал и Анат

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Баал и Анат Семь девиц умащали Анат, благовония в кожу её втирая, и от тела её исходил аромат. Соединились в нем запахи дичи и меда . Закрыв ворота дворца, вышла на поле Анат, где её ожидали юнцы, войско богини, а вместе с ними сыны городов. Сокрушала Анат в долине врагов,

Баал и Йамма

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Баал и Йамма Котар-ва-Хасис ("Пригожий-и-Мудрый"), строитель и мастер на все руки, торопился, как никогда. Свернув с пути своего, направился он к истокам двух потоков, верховьям Океанов обоих, достиг владений отцовских, вступил на вершину горы всех времен, перед Илу склонился

БААЛ ШЕМ ТОВ

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

БААЛ ШЕМ ТОВ (1700-1760)Порой, когда религиозные или политические движения оказываются невосприимчивыми к нуждам человека, великая жажда простоты, мятежный дух овладевают людьми, и они ищут перемен. В начале XVIII в. большинство восточноевропейских евреев проживали в

ИСРАЭЛЬ БААЛ-ШЕМ-ТОВ

Из книги Рассыпанные искры автора Визель Эли

ИСРАЭЛЬ БААЛ-ШЕМ-ТОВ Случилось, что великий рабби Исраэль Баал-Шем-Тов, Владетель Святого Имени, известный своим могуществом на небесах так же хорошо, как и на земле, решился вновь испытать десницу Создателя.Он не раз пытался и раньше, но безуспешно. Сгорая от нетерпения,

Очерк тринадцатый Рабби Исраэль Баал Шем Тов. Детство. Годы уединения и созерцания. Баал Шем Тов – исцелитель‚ праведник‚ святой человек. Основы его учения

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович автора Бубер Мартин

ИЗРАЭЛЬ БЕН–ЕЛИЕЗЕР, БААЛ ШЕМ ТОВ ДРЕВО ПОЗНАНИЯ Рассказывают, что, когда все души пребывали в душе Адама*, в час, когда он стоял у Древа Познания, душа Баал Шем Това ускользнула оттуда и не вкусила от плода

БААЛ ШЕМ ОТКРЫВАЕТСЯ

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

БААЛ ШЕМ ОТКРЫВАЕТСЯ Рассказывают.Израэль бен–Елиезер работал помощником учителя, прислужником в Доме Учения, учителем детей, ритуальным убойщиком скота и даже какое–то время извозчиком у своего шурина. Наконец он арендовал участок земли в одном селении на реке Прут:

Баал и Мот

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Баал и Мот Таблички, на которых записан миф о противостоянии Баала и Мота, находятся в очень плохом состоянии. Дальнейшие исследования и находки новых материалов помогут заполнить белые пятна. То, что приведено здесь, основывается на варианте, с которым согласны

 

Возможно, будет полезно почитать: