Способы познания себя что такое. Как максимально преуспеть в понимании себя, в разных областях жизни. О чём вы больше всего сожалеете

Большинство людей никогда не задавали себе этих вопросов. А если и задавали, то не пытались найти на них правдивый ответ. Дело даже не в самом ответе, а в его поиске. Каждый из этих вопросов способен натолкнуть вас на определенные размышления о себе самом и мире вокруг, даже если вы не найдете ответа. Кого-то они способны сдвинуть с мертвой точки и заставить думать о том, о чем они обычно не хотят думать.

Порядок вопросов не имеет особого значения, я их публиковал в той последовательности, в какой они приходили в голову. Хотя несколько вопросов, которые идут друг за другом могут быть связаны логически. Не надо зацикливаться на формулировке воспроса и поиске ответа на него. Прежде всего, вы должны начать думать, размышлять и это основная задача, которую я вкладываю в эту статью. Поэтому не нужно искать никакой скрытой подоплеки в формулировках. Просто думайте.

Предупреждаю, многие вопросы неудобные, они могут задевать ваше самолюбие, наводить на воспонимания о чем-то неприятном, но задавать их себе надо, потому что многие проблемы не получится просто игнорировать. И лучше задать их себе сейчас, внимательно обдумать и прийти к какому-нибудь решению, чем пожинать последствия заблуждений и неправильного выбора потом.

Пускай эти вопросы и наталкивают на неприятные чувства, но цель этих вопросов это не огорчить вас, а побудить к определенным действиям. Не свыкнуться с проблемами, а найти для них решение! Многие из этих вопросов я задавал и задаю себе сам, и они помогают мне узнать себя глубже и, пользуясь этим знанием, двигаться дальше. Если вы не уверены в своих моральных силах, страдаете депрессией, то лучше эту статью пропустить, так как в этом случае, вопросы могут ввергнуть вас в уныние.

Если я понимаю, что мне сложно общаться с некоторыми людьми, то я думаю как этого избежать.
Если я понимаю, что я ленив, то я думаю о том, как укрепить дисциплину.

В общем, я настроен на решение проблемы, а не на то, чтобы просто опустить голову и покорно смириться с обстоятельствами. Я хочу, чтобы также были настроены и вы.

Как отвечать на вопросы?

Не обязательно отвечать на все сразу. Возможно, придется основательно подумать. Не спешите сразу дать ответ на вопрос, это может оказаться шаблонный ответ, обусловленный стереотипами, сложившимся в вашем мышлении. Эти стереотипы призваны упрощать ваше мышление и оберегать ваше самолюбие от возможности самообвинений. Они срабатывают мгновенно, предлагая вам наиболее психологически «комфортный» ответ. Но такой ответ не значит честный. Поэтому выделете время, чтобы поразмышлять, постарайтесь докопаться до сути и быть максимально честными с собой. При необходимости возвращайтесь к статье.

Подсказка: большинство проблем заключены в вас самих, а не во внешнем мире. И эти проблемы можно решить работая над собой.

Также некоторые подсказки можно обнаружить переходя по ссылкам, которые я приведу в посте.

Некоторые вопросы включают в себя утверждение. Например, «почему вы курите?» Если вы не курите — пропускайте вопрос это к вам не относится. То же самое касается всех подобных вопросов.

Одни вопросы могут озадачить одних, но оставить равнодушными других людей. Это нормально. Нельзя заранее предсказать по какому пути пойдет ваша цепочка мышления и что способно обратить на себя ваше внимание.

Вопросы

  1. Почему меня должно тревожить мнение других людей о себе?
  2. Как ко мне относятся знакомые?
  3. Почему я не могу оставаться один?
  4. Почему я пью
  5. Зачем я
  6. Как ко мне относятся мои дети?
  7. Почему мне трудно заводить друзей?
  8. Разве я должен быть абсолютно во всем лучше остальных?
  9. Судьба несправедлива со мной. Ну и что?
  10. Почему я много ругаюсь матом?
  11. Что происходит в мире?
  12. Что происходит в моей стране?
  13. Что происходит на моей работе?
  14. Чего я хочу от жизни?
  15. Почему мои планы не исполняются?
  16. Доволен ли я своим выбором?
  17. Зачем нервничать и волноваться?
  18. Кто несет ответственность за то, что в моей жизни сложилось в так, а не иначе?
  19. Кто несет ответсвенность за то, что я стал таким?
  20. Неужели тот жизненный путь, который я избрал для себя, единственно возможный?
  21. Что мне мешает жить той жизнью, которой я хочу жить?
  22. Разве мне кто-то чем-то обязан?
  23. Разве я кому-то чем-то обязан?
  24. Почему я ругаюсь с женой/мужем? Какой в этом смысл? Приходим ли мы к чему-то ценному в результате этих конфликтов?
  25. Почему мои эмоции берут надо мной верх?
  26. У меня плохое настроение. Ну и что?
  27. Зачем мне десятое платье или третьи часы?
  28. Что будет со мной через десять, двадцать, тридцать лет? Моя жизнь как-то изменится, если я буду продолжать делать то что делаю? Меня устраивают эти перспективы?
  29. Что будет с моим здоровьем, если я буду продолжать вести тот образ жизни, который веду сейчас?
  30. Что со мной будет когда я состарюсь и не смогу находить удовольствие в тех вещах, которые мне доставляют радость сейчас (секс, еда, выпивка)?
  31. Мне нравится моя работа?
  32. Устраивает ли меня моя работа в качестве источника дохода и дела всей жизни?
  33. Почему я не могу организовать другие источники дохода?
  34. Что будет, если я лишусь работы?
  35. Почему я не работаю удаленно?
  36. Почему я не занимаюсь своим бизнесом?
  37. Мне повезло меньше чем другим. Ну и что?
  38. Что я буду делать на этих выходных? А на следующих? Что я делаю каждые выходные?
  39. Зачем я курю?
  40. Хватает ли мне отдыха?
  41. Мне хватает свободного времени?
  42. Я высыпаюсь?
  43. Я нахожусь в хорошей физической форме?
  44. Я хорошо себя чувствую?
  45. Удается ли мне сохранять
  46. Как правильно питаться?
  47. Я достаточно уделяю времени близким?
  48. Зачем я задерживаюсь на работе? Что будет, если я стану уходить во время?
  49. Почему я исповедую именно эту , а не другую? Все другие религии ошибаются?
  50. Я прилежно выполняю заповеди своей веры? Если нет, то как я могу быть уверен в спасении души?
  51. Какой смысл в страдании?
  52. Какие мои интересы, хобби? Чем я увлекаюсь?
  53. Сколько я провожу времени в ?
  54. Сколько времени я смотрю телевизор?
  55. Сколько я прочитал книг за последний год?
  56. Какая есть еще интересная музыка?
  57. Я достаточно образован и эрудирован?
  58. Почему Земля не падает на Солнце?
  59. Каким образом кодируется генетическая информация?
  60. Из чего состоит атом?
  61. Сколько иностранных языков я знаю?
  62. Я адекватно реагирую на критику в свой адрес?
  63. Когда я последний раз соглашался с чужим мнением, которое было отлично от моего и открыто это признавал?
  64. Какой смысл в тех спорах, в которых каждый участник не хочет принимать мнения другого? Разве в таких спорах рождается истина?
  65. Зачем мне кому-то что-то доказывать?
  66. Когда я последний раз хвалил людей, говорил им искренние комплементы?
  67. Чем я лучше тех людей, которых не люблю?
  68. За что меня не любят некоторые люди?
  69. За что меня любят?
  70. За что я люблю тех кого люблю?
  71. Достаточно ли я приложил сил, чтобы усилить свои сильные качества и избавиться от недостатков?
  72. Давно ли я дарил подарки просто так, без повода?
  73. Давно ли я навещал своих пожилых родственников?
  74. Много ли существует людей, которые окажут мне бескорыстную помощь, если я в ней буду нуждаться?
  75. Когда я последний раз убирался дома?
  76. Часто ли я остаюсь один и размышляю о жизни?
  77. Когда я последний раз делал то, что другие не одобряли, а в итоге я осталися доволен своим выбором?
  78. Я доводижу дела до конца?
  79. Развитое ли у меня чувство юмора?
  80. Много ли я смеюсь?
  81. Получаю ли я удовольствие от жизни?
  82. Счастлив ли я?
  83. Часто ли я жалуюсь на жизнь?
  84. Многие люди живут в условиях голода, недостатка жилья и их жизнь подвергается постоянной опасности. Почему я считаю свои проблемы такими значительными и серьезными?
  85. Все ли я делаю для того, чтобы улучшить свою жизнь?
  86. Почему происходят войны?
  87. Откуда происходят мои страхи? Почему я боюсь мышей, если они не могут причинить мне вреда?
  88. Зачем мне обижаться на других?
  89. Зачем мне притворяться тем, кем я на самом деле не являюсь?
  90. Какие мои самые серьезные жизненные ошибки?
  91. Почему я одинок?
  92. Чем помогают мне мои принципы, мое мировоззрение?
  93. Что за люди мои друзья? Почему мы вместе?
  94. Что определеяет мое поведение?
  95. Когда я последний раз наводил порядок в своей квартрие или на рабочем месте?
  96. Что такое хорошо, что такое плохо?
  97. Внимательно ли я слушаю других людей?
  98. Много ли я страдания доставил окружающим?
  99. Почему я стыжусь своих близких?
  100. Что я знаю о смерти?

Добрый день, уважаемые читатели! Хорошо ли вы знаете самого себя? Если вас попросят описать себя, как будто со стороны, что вы скажете? У многих людей рано или поздно начинается период самокопания и самопознания. Но не всегда понятно с чего начать и как все сделать правильно, чтобы не утонуть в море психологической информации и не сделать хуже для самого себя. Ведь не все так легко, как кажется на первый взгляд. Сегодня я предлагаю вам простой, но удобный план, как понять себя, психология личности и самоанализ.

Психологические тесты

Обычно человек начинает познавать самого себя через психологические тесты. Дело, конечно, неплохое, но научиться правильно трактовать результаты тестов не так просто. Этому учат психологов несколько лет, подготавливают к определенным результатам, учат смотреть не только на цифры и показатели, но и на самого человека, на ситуацию, на обстоятельства.

Помните, что многие тесты основаны просто на общих положениях и не учитывают ваших особенностей. Невозможно понять себя или других людей только проходя подобные тесты. Если вы действительно хотите получить глубинный анализ, то я советую вам обратиться к психологу, который составит для вас психологический портрет.

Человек постоянно меняется, становится лучше, пересматривает свои взгляды на жизнь, учится новому. Я пока не встречала ни одного человека, который бы оставался совершенно одинаковым всю жизнь. Личность имеет свойство развиваться. Помните об этом, занимаясь самокопанием.

Предлагаю вашему вниманию статью « ». В ней вы найдете много практических и полезных советов, которые помогут вам разобраться с чего начать, как лучше поступить и куда податься. Не бойтесь и не кидайтесь на все сразу. Будьте постепенными и основательными, тогда у вас обязательно все получится.

«Я» в отношениях

Когда человек учиться познавать свою сущность, то, так или иначе, он обращает внимание на себя в отношениях. И, вообще, происходит переоценка отношений прошлых, настоящих и будущих. Это важная и большая часть жизни, поэтому понять себя с точки зрения взаимоотношений крайнее важно.

Неважно, находитесь ли вы сейчас в отношениях или нет. Проанализировать эту часть своей жизни все равно нужно. Выберете время, когда вас никто не будет отвлекать, когда вы можете тихо и спокойно посидеть наедине со своими мыслями.

Иногда женщину в отношениях так заносит, что она перестает быть самой собой. Она вся растворяется в мужчине. Знакомо? У меня есть несколько клиенток, которые после расставания или развода совершенно терялись в жизни, потому что, кроме мужа ничего в жизни не было. Ничего своего. Это катастрофически неправильная ситуация.

Поэтому в отношениях важно понимать свои желания и мечты, думать о своих занятиях, проводить время порознь. Не стоит растворяться в человеке, как бы это ни казалось заманчивым. Потерять себя рядом с другим человеком просто, а вот потом найти тяжело.

Да и мужчинам многим стоит внимательно посмотреть на себя в отношениях. Почему выбор постоянно склоняется к таким девушкам, которые причиняют дикую боль? Ведь у счастливого человека, который поймал гармонию, и отношения складываются хорошо. Задумайтесь над этим.

В статье « » вы можете найти интересные мысли, которые подскажут вам, что происходит не так и как это все исправить. Помните, безвыходных ситуаций не бывает.

Работа - карьера

Но кроме отношений, есть еще один важный вопрос, в котором следует хорошенько разобраться. Это профессия и ваша работа. Одна моя клиентка с юношеских лет работала секретарем. Работа не была особо пыльной, но она постоянно чувствовала неудовлетворенность и раздражение.

После долгих разговоров выяснилось, что она вообще не переваривает работу в офисе. Конечно, она не побежала сломя голову увольняться. Ведь деньги на жизнь зарабатывать надо.

Девушка подошла ответственно к вопросу. Начала разбираться в вопросе, чем она может заниматься вне офиса и при этом зарабатывать достаточно денег. Сейчас она работает флористом, открыла сеть своих цветочных магазинов и устраивает мастер-классы для начинающих.

Свое призвание можно найти даже в глубоком среднем возрасте. В этом вы можете убедиться, прочитав статью « ». В ней я подробно рассказываю о всевозможных перипетиях, связанных с карьерой.

Постарайтесь понять нравится ли вам то, чем вы занимаетесь, от каких процессов на работе вы получаете удовольствие, а что вас раздражает и выводит из себя. Не думайте сразу, что нынешняя работа ерунда и надо все менять в своей жизни.

Будьте последовательны и спокойны. Особенно важно не принимать поспешных решений на эмоциях. Не зря говорят - утро вечера мудренее.

Интересы

Помимо работы есть еще хобби. Познать себя невозможно без этой стороны жизни. Не бывает такого, чтобы человек только ходил на работу, а потом смотрел телевизор дома. Всегда есть книги, походы в кино с друзьями, боулинг или поездки за город.

Для саморазвития очень важно заниматься какими-то вещами помимо работы и дома. Познать себя можно не только сидя в кресле и размышляя. Занимаясь чем-то новым, вы узнаете свои желания, понимаете чего вам хочется и куда вы стремитесь.

Одна моя знакомая в своей жизни, кажется, перепробовала миллион занятий. И вокал, игра на фортепиано, фотография, стилистика и макияж, походы с палатками и скалолазание, благотворительность и помощь сироткам. Чего только не было в ее жизни.

Некоторые занятия она бросала достаточно быстро, даже не прозанимавшись и недели. Другие становились настоящим увлечением и в некоей мере остались и по сей день. Не бойтесь искать себя и узнавать свои увлечения. Чем больше нового вы будете испытывать, тем лучше будете познавать свою сущность.

Во всем этом важно соблюдать гармонию. Конечно, человек не может разорваться и быть везде. Порой не так просто совместить работу, хобби, семью и друзей. Иногда приходится чем-то жертвовать, идти на уступки. Здесь для вас тоже открывается поле для размышлений. Чем и ради чего вы готовы поступиться?

Предлагаю вашему вниманию статью « ». Из нее вы узнаете, как грамотно распределить свое время, уделять нужное количество внимания всем аспектам своей жизни и найти внутреннюю гармонию.

Себя можно познать с помощью других людей. Как? Попросите своих близких, знакомых и друзей написать вам некую характеристику. Положительные и отрицательные качества. Только убедитесь, что вы не испытаете обиду на людей за правду, которая может открыться для вас.

Воспринимайте информацию, как новые знания, которые помогут вам стать еще лучше и изменить свою жизнь.

Обратите внимание на свои сны. Порой нам ночью приходят очень важные и нужные открытия. Научитесь запоминать, что вам снилось. Для этого существует огромное количество техник, которые вы можете найти в интернете.

Внимательно следите за собой в гневе и когда расстроены. В подобных состояниях обычно наружу лезет самая оголенная правда. Из глубины души. Поэтому обращайте внимание на те вещи, которые вас злят и раздражают. Учитесь понимать свое реальное отношение к происходящему.

Прочитайте книгу Барбары Шер «О чем мечтать ». Она может подтолкнуть вас на новые свершения, которые вы почему-то боялись делать раньше.

Помогали ли вы когда-нибудь человеку понять самого себя? Часто ли вы ведете разговоры по душам с близкими людьми? Есть ли такие вещи, которые вам было бы страшно узнать о себе?

Смело идите вперед и ничего не бойтесь, у вас все получится!

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое «я». Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: «Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким». Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: «От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?» Старец отвечает: «Конечно, брать». Через некоторое время купец снова пишет: «Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание». И старец отвечает: «И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность».

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, — это я; все остальное — это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: «Вот все мои грехи», — затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: «Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.», — не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: «Сожалею, но исповедь — это средство примирения с Богом, а примирение — дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?». Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы — это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает — уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это «да, конечно» для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, — но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое — это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное — пустыню или дебри — превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой — материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. — просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, «как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка»; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: «Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?» (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы — Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: «На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят — был ли ты Петей». Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала — и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня — причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я — реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, — тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, — и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: «ушла жена профессора из дома». Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, — мы ведь этого не можем. Личность, персона — это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы — это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное — нет. Тогда, изучая эту бровь — технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, — попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, — правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, — если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть — нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия — и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, — тогда действительно можно сказать «нет». Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это «быть добродетельным»: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания «я» — индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того «я», которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того «я», которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того «я», которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более — что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны — личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается — то есть все больше обнаруживается — и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность — ипостась, которая есть отношение. Личность — которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим — оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Бесконечный внутренний поиск. Вечная жажда познания. Кто-то рассыпал по миру «хлебные крошки» смыслов. А я, будто нищий, долгие годы выискивал их, чтобы утолить свой непонятный другим голод. Познание человеком самого себя было вопросом выживания в этом странном мире вокруг. Я всегда чувствовал, что нечто невероятно важное сокрыто в этом вопросе: «Кто Я?».

Познание самого себя – первые шаги

Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.

Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.

Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

Я – всё. Лиха беда начало

Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*

В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..

Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!

Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*

Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.

Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего . Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.

А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.

Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла : мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.

Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?

Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как происходит познание человеком самого себя

В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.

Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.

Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально описывает устройство нашей психики, давая возможность получить познания человеком самого себя. Это радость раскрытия законов, по которым устроен мир вокруг. Радость реализации, жизни в физическом теле. Осмысленность бытия и счастье сотрудничества с другими людьми:

Познай самого себя

Устал от бесполезной философии? Тело тяготит, а попытки разобраться в смысле происходящего не приносят ничего, кроме боли, пустоты и ощущения чего-то ускользающего? Подари себе шанс увидеть жизнь такой, как она есть, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

 

Возможно, будет полезно почитать: