Любовь к аллаху. Следование примеру Пророка ﷺ – наивысшее проявление веры - islamru

Вера не будет совершенной и не доставит человеку подлинной радости до тех пор, пока он не подчинит свои желания и устремления тому, что угодно Всевышнему Аллаху, и тому, что принёс Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Ал-Багави в «Шарх ас-сунна» и Ибн Абу ‘Асим в «Сунне» передали со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никто из вас не уверует, пока его желания не подчинятся тому, что я принёс» . Ан-Навави в известном сборнике из сорока хадисов назвал его иснад достоверным, и Ибн Хаджар в «Фатх ал-Бари» (13/354) назвал его передатчиков заслуживавшими доверия. Ибн Раджаб показал, что ни одна из версий хадиса не является надёжной. Ал-Албани в «Зилал ал-джанна» (1/7) тоже назвал хадис слабым. Тем не менее, его смысл достоверен, ибо вера может быть совершенной и даже правильной лишь тогда, когда раб любит приказы Аллаха и испытывает неприязнь к тому, что Он запретил.

Комментируя этот хадис в книге «Джами‘ ал-‘улум ва-л-хикам» (С. 511), Ибн Раджаб пишет: «Все грехи возникают из-за того, что желаниям отдают предпочтение перед любовью к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах в Своём писании несколько раз охарактеризовал язычников потаканием страстям. Всевышний сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха?» (сура 28 «Рассказ», аят 50 ).
Ереси тоже возникают тогда, когда желаниям отдают предпочтение перед шариатом, и поэтому еретиков называют потакающими страстям. Грехи тоже совершают тогда, когда желания ставят выше, чем любовь к Аллаху и любовь к тому, что Он любит. То же касается любви к людям: она должна быть подчинена тому, что принёс посланник, да благословит его Аллах и приветствует»
.

Значение данного хадиса подтверждается словами Всевышнего: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины», аят 65 ).

У этого аята удивительная причина ниспослания. Ахмад, ал-Бухари, Муслим и др. передали рассказ ‘Урвы: «Однажды аз-Зубайр поспорил с одним из ансаров по поводу канавы в лавовой местности, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Ороси свой участок, аз-Зубайр, а затем проведу воду соседу” . Тогда ансар сказал: “О посланник Аллаха, ты принял такое решение, потому что он твой двоюродный брат?” Тут лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменилось в цвете, и он сказал: “Ороси свой участок, аз-Зубайр, и задержи воду, чтобы она поднялась до дамбы, а затем проведи воду соседу” . Ансар рассердил пророка да благословит его Аллах и приветствует, и тот вынес ясное постановление, согласно которому аз-Зубайр полностью получил то, что ему полагалось, хотя до этого он принял более великодушное решение. Аз-Зубайр говорил: “Я считаю, что аят «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними…» был ниспослан именно по этому поводу” ».

Данный хадис свидетельствует о том, что решения Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, исполнены милосердия и сострадания к верующим и что выполнение их сулит рабам облегчение в этом мире и преуспеяние после смерти. В Священном Коране сказано: «Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (сура 4 «Женщины», аят 59 ).

Это означает, что повиновение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, - залог всякого добра и благополучия. Разве может быть иначе, если исход всех дел - у Аллаха, Чьё могущество безгранично, Чья воля неотвратима, Чья милость и благодарность совершенны?

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا يؤمن أحدكم حتى يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما ‏‏

«Не уверует из вас никто (имеется в виду не уверует истинной верой), пока Аллах и его Посланник для него не будут любимей, чем всё остальное » (Имам Бухари).

В другом хадисе говорится, что один из сподвижников спросил Посланника Аллаха о том, что такое вера (иман)? (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قال أبو رزين العقيلي‏:‏ يا رسول الله ما الإيمان قال‏:‏ ‏"‏ أن يكون الله ورسوله أحب إليك مما سواهما

«Вера – это когда Аллах и его Посланник любимей, чем всё остальное ».

Каждый мусульманин должен стремиться обрести любовь к Аллаху, так как от этого зависит наша вера. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

وقد قال نبينا صلى الله عليه وسلم في دعائه‏:‏ ‏"‏ اللهم ارزقني حبك وحب ما يقربني إلى حبك واجعل حبك أحب إلي من الماء البارد

«О Аллах, даруй мне любовь к Тебе, а также любовь ко всему, что приближает меня к любви к Тебе, и сделай любовь к тебе для меня любимей, чем прохладная вода ».

Любовь к Аллаху является наивысшей степенью из всех степеней, и все другие степени – это плоды любви к Аллаху.

К примеру, очень высокой степенью в религии является аскетизм. В хадисе говорится: «Оставь мирское, и тебя полюбит Аллах».

В хадисе сказано: «У аскета (отрёкшегося от мирского) сердце и тело отдыхают, а желающий мирского бывает в беспокойстве и в печали. Любовь к мирскому – это основа всех бед, а отказ от него – это основа всех благ и послушания » (см. в книге «Ибн Абу Дунья фи Замми Дунья», № 131).

Каждый из нас знает, как трудно отречься от мирских благ. Но если сердце человека наполнено любовью к Аллаху, то тогда это не представляет для него особой трудности. Об этом свидетельствуют и слова Абубакра Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Он говорит:

وقال أبو بكر الصديق رضي الله عنه من ذاق من خالص محبة الله تعالى شغله ذلك عن طلب الدنيا وأوحشه عن جميع البشر‏.‏

«Кто испытает истинную любовь к Аллаху, того оно отвлечёт от стремления к мирскому… »

Любящий Аллаха является аскетом, даже если ему будут принадлежать все богатства этого мира, поскольку любовь к Аллаху не оставит в его сердце места для мирского.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил:

وقال أبو سليمان الداراني‏:‏ إن من خلق الله خلقاً ما يشغلهم الجنان وما فيها من النعيم عنه فكيف يشتغلون عنه بالدنيا‏.‏

«Среди рабов Аллаха есть такие, которых не отвлекают от Него (Аллаха) даже Рай и то, что в нём. Как же их отвлечёт от Него мирское! »

Каковы же признаки любящего Аллаха и как нам обрести любовь к Аллаху?

1. Первым признаком любящего Аллаха является следование сунне Пророка (мир ему и благословение) .

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

В говорится: «Скажи Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах – Прощающий, Милостивый » (сура «аль Имран», аят 31).

Джунайд аль-Багдади сказал: «Никто не познал и не полюбил искренней любовью Аллаха, кроме как с помощью Аллаха, а путь, ведущий к этой любви, это следование пути Пророка (мир ему и благословение)».

Человек, утверждающий, что любит , но не следующий пути Пророка (мир ему и благословение), лжец и лицемер, так как если бы он любил Аллаха, то следовал бы его велениям.

Всевышний, как мы видели из предыдущего аята, велит нам следовать пути Пророка (мир ему и благословение) и даёт понять нам, что следование пути Пророка (мир ему и благословение) является свидетельством любви к Аллаху и средством, приводящим к любви к Аллаху.

Чтобы следовать пути Пророка (мир ему и благословение) прежде всего нужно знать о жизни Пророка (мир ему и благословение) и о его деяниях и для этого читать книги о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение), об его особенностях и нравственных качествах.

2. Другим признаком любящего Аллаха является частое поминание Его .

В хадисе говорится:

قال صلي الله عليه وسلم فمن أحب شيئا أكثر من ذكره بقلبه ولسانه

«Если кто-то полюбил что-либо, то он вспоминает о нём часто сердцем и языком ».

Если человек желает узнать, какова его любовь к Аллаху, то пусть посмотрит в своё сердце и подумает, как часто он вспоминает об Аллахе.

Если человек любит Аллаха, то он поминает его часто и сердцем, и языком. Более того, если человек любит Аллаха истинной любовью, то он даже если захочет, не сможет забыт о Нём.

Так же как поминание Аллаха является плодом любви к Нему, также оно (поминание Аллаха) является и средством, увеличивающим в сердце любовь к Аллаху. Если человек хочет обрести любовь к Аллаху, он должен усердствовать в поминании Аллаха, и тогда Аллах озарит его сердце любовью к Нему.

3. Третьим признаком любви к Аллаху является любовь к тем, кто любит Аллаха . Это может и помочь обрести любовь к Аллаху.

В хадисе говорится: «Лучшие из вас те, при виде которых вспоминают Аллаха ».

Суфьян ас-Саврию сказал: «Тот, кто полюбит того, кого любит Аллах, того и Аллах полюбит; тот, кто возвеличит того, кого возвеличивает Аллах, того и Аллах возвеличит ».

Несомненно, наиболее соответствующими этим хадисам людьми являются духовные наставники, то есть суфийские шейхи. Из истории мы знаем, что на всём протяжении истории Ислама, после времён сподвижников, те, кто стремился к познанию Аллаха, включая и крупнейших учёных уммы, вступали под руководство духовных наставников.

Тому, кто желает познать Аллаха и почувствовать в своём сердце истинную любовь к Аллаху, необходимо, следуя примеру учёных Ислама, найти духовного наставника и вступить под его руководство.

Хадис № 13

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

Тринадцатый хадис

13 ― Сообщается со слов Абу Хамзы Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который был слугой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». [аль-Бухари, 13; Муслим, 45].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

«Не уверует никто из вас…» - данная фраза указывает на обязательность того, о чём говорится после неё.

Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «(В данном хадисе) имеется в виду отрицание полноценной верой». — [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 7/257-258].

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» - эти слова указывают на то, что человек обязан желать своему брату того же, чего желает себе самому. Если человек оставил нечто желательное, то, говоря о нём, не отрицают наличие у него веры. А в хадисе сказано: «Не уверует…» , - а это указывают на то, что упомянутое вслед является обязательным.

«Не уверует никто из вас…» - следовательно, эта фраза означает: не уверует никто из вас полноценной верой .

Фраза «…не уверует…» часто приходит в сунне. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Не уверует никто из вас , пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще». — [аль-Бухари, 15; Муслим, 44].

Также, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует , клянусь Аллахом, не уверует , клянусь Аллахом, не уверует Его спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла». — [аль-Бухари, 6016].

Во всех этих хадисах под фразой «…не уверует…» имеется в виду: не уверует полноценной верой.

«…желать своему брату того же, чего желает самому себе» - то есть: не станет желать своему брату всех праведных слов, деяний и убеждений. Человек должен желать своему брату таких же прекрасных убеждений, какие есть у него самого. Это – обязательно (уаджиб) . Человек должен желать своему брату, чтобы тот всегда совершал молитву. Если же человек желает своему брату заблуждения, то тем самым он совершает запретное и не считается полноценно верующим. Если человек желает своему брату, чтобы тот отклонился от правильных убеждений, которые соответствуют сунне, то этот человек также не является полноценно верующим. То же самое касается всех остальных видов поклонения. То же самое касается и оставления грехов. Если человек перестал брать взятки, но желает своему брату того, чтобы тот брал взятки, то такой человек не является полноценно верующим.

В другой версии данного хадиса сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе из блага ». — [ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/534; Ахмад, 3/206; ибн Хиббан, 1/471; Абу Йа‘ля, 5/268; ибн Мандах в «аль-Иман», 1/441].

Что касается желания своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то это желательно (мустахабб) . Например, человек желает быть обладателем достатка в имуществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Например, человек желает быть почитаемым в обществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Но если человек не желает своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни , то этот человек не считается тем, у кого отрицается наличие полноценной веры. Ведь, в данном случае все вышеперечисленное желательно, а не обязательно.

Следовательно, всё вышеперечисленное можно разделить на две группы:

1 - Если человек желает себе чего-то, что связано с религией , то он обязан желать своим братьям того же самого. В противном случае, человек считается тем, кто не обладает полноценной верой. Человек обязан желать своему брату того, чтобы тот выполнял обязательные и желательные религиозные предписания, а также оставлял всё запрещенное Аллахом.

2 - Если человек желает себе блага, которое связано с мирской жизнью , то ему желательно (мустахабб) желать своим братьям того же самого . Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот имел изобилие в пропитании. Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот обладал почётом, имуществом или полезными книгами, и так далее. Всё это является желательным.

Важный момент:

Существует такое понятие как ″исар″ — (إيثَارٌ) — ″готовность жертвовать для других своими личными интересами″ . Он бывает двух видов:

1-ый вид - ″исар″ в вопросах поклонения - в вопросах поклонения нежелательно (макрух) жертвовать личными интересами для других. Это противоречит тому, что нам велено – нам велено опережать друг друга в благих деяниях. Аллах Всевышний сказал:

﴿ سَابِقُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ ﴾

«Стремитесь (опережая друг друга) к прощению от вашего Господа» . — [Сура аль-Хадид, аят 21].

А также:

﴿ وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ ﴾

«И стремитесь к прощению вашего Господа» . — [Сура али ‘Имран, аят 133].

Следовательно, мусульманин должен стараться опередить другого мусульманина во всех видах благах. Как сказал Аллах Всевышний:

﴿ وَفِي ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ ﴾

«Пусть же ради этого (ради вечной благодати) состязаются состязающиеся!» [Сура аль-Мутаффифин, аят 26].

Например, человек увидел свободное место в первом ряду молящихся, но не встал на это место и сказал своему брату: «Становись!», а тот ответил ему: «Нет, давай лучше ты!» Поступать так нежелательно! Человек должен стараться опережать другого человека в вопросах поклонения, а в данном случае, известно о достоинстве совершения молитвы в первом ряду.

Или, например, к людям явился человек, нуждающийся в определенной сумме денег, которая покрыла бы его потребности. Например, ты можешь помочь этому человеку деньгами, но говоришь своему брату: «Помоги ему! Я предоставлю тебе эту возможность совершить благодеяние!» А он отвечает: «Нет, давай лучше ты! Я бы хотел, чтобы ты заработал награду». Иначе говоря, каждый из вас обоих старается отдать предпочтение друг другу. Это является нежелательным! Человек обязан стремиться опережать других людей в совершении благих деяний.

2-ой вид - ″исар″ в мирских вопросах - например, жертвование своему брату еды, одежды, транспорта, и тому подобных вещей, забывая о своих личных интересах. Всё это желательно (мустахабб) . Аллах Всевышний сказал, описывая особых верующих:

﴿ وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾

«Они (особые верующие) отдают им (другим верующим) предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» . — [Сура аль-Хашр, аят 9].

Этот аят указывает на качество верующих людей – они готовы были жертвовать для других своими личными интересами, когда дело касалось мирских вопросов.

Создано 08.02.2014 11:07

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Хамза Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

Важность этого хадиса

Имам ан-Навави , да помилует его Аллах, пишет в своих комментариях к «Сахиху» Муслима :

«Выдающийся имам Абу Мухаммад Абдуллах бин Абу Зайд, в своё время являвшийся имамом маликитов Магриба, сказал:

«Источником всей совокупности благих нравственных принципов служат четыре хадиса, а именно: слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит",

" Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается",

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не гневайся" , - послужившие кратким наставлением одному человеку

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе".

Может быть, именно по этой причине имам ан-Навави, да помилует его Аллах, и выбрал эти четыре хадиса для своего сборника «Сорок хадисов». С некоторыми из них читатель уже познакомился, другие же, если пожелает Аллах Всевышний, будут приведены ниже.

«Поистине, этот хадис является одной из основ ислама».

Понимание этого хадиса и того к чему он призывает

1. Сплочённость мусульманского общества и любовь eё членов друг к другу

Целю ислама является то, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе и каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Чтоб главенствовало справедливость, распространилось спокойствие в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако всё это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такой же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себe. Вот почему, как мы видим, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связывает желание с верой, называя его одним из свойств веры.

2. Совершенная вера

Основа веры реализуется через убеждённость сердца, его пoкорность Всемогущему и Великому Аллаху как Господу и веру во все прочие основы, иначе говоря, веру в ангелов, Писаний посланников, Последний день, предустановление и предопределение, а ни от чего больше основа веры не зависит. В этом хадиисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняет нам, что корни веры не утвердятся ни в душе, ни в сердце, а сама вера не достигнет cовершенства, если человек не будет добрым и далёким от эгоизма, ненависти, неприязни и зависти и не станет желать другим людям безопасности от зла и обид, благополучия, снискания благоволения Всемогущего и Великого Аллаха и приближения к Нему, то есть того же, чего он желает самому себе. Достижению подобного совершенства веры в душе мусульманина способствуют нижеследующие факторы:

а - Что касается дозволенных благ и исполнения религиозных обязанностей, то в этом мусульманин должен желать другим того же, чего желает самому себе, ненавидя для них всё то дурное и греховное, что является ненавистным и для него самого.

Передают со слов Му"аза, да будет доволен им Аллах, что однажды он спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, какое проявление веры является наилучшим, на что он среди прочего сказал:

«... и (лучшее состоит в том,) чтобы ты желал людям того же, чего желаешь самому себе, и не желал бы им того, чего себе не желаешь».

б- Мусульманин должен стараться способствовать исправлению своего брата в исламе, если увидит, что тот допустил какое-нибудь упущение в выполнении своих обязанностей, или же, что в религии его есть какой-либо изъян.

в - Он сам должен стараться быть справедливым по отношению к своему брату в исламе, соблюдая его права и придерживаясь такой же справедливости, проявления которой по отношению к себе он ожидает от другого человека.

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет Доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и Последний день, когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы люди обращались с ним».

3. Благородство и человечность мусульманина

Признаком совершенства веры мусульманина является то, что он не только желает другому тех благ, которых желает самому себе, и ненавидит для другого мусульманина то дурное, что нe навистно и ему, но желает блага и немусульманину, особенo если речь идёт о вере. Так, например, он желает, чтобы неверный принял ислам и уверовал, и не желает, чтобы он и дальнейшем придерживался неверия и оставался нечестивцем. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«.. .и желай людям того же, чего желаешь самому себе, и ты будешь мусульманином» . Вот почему желательно обращаться к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он вывел на путь истинный неверных.

4. Соревнование друг с другом в благих делах являеся признаком веры

Если мусульманин просит Аллаха Всевышнего наделить его такими достоинствами, в которых другой человек его превосходит, и старается догнать его в этом отношении, это не является признаком недостатка веры или завистливости, наоборот, это свидетельствует о совершенстве веры, ведь среди прочего Аллах Всевышний сказал об этом так:

«...и в стремлении к этому пусть соревнуются друг с другом» ("Oбвешивающие", 26.)

5. Идеальное общество является одним из плодов веры

В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает каждого мусульмaнина стараться желать добра людям, чтобы это стало доказaтельством искренности его веры и того, что ислам его хорош и в следствии осуществилась идеальное общество. Ведь если каждый человек станет желать другому тех же благ, которыми обладает сам, он станет оказывать людям благодеяния и воздерживаться от нанесения им обид. В этом случае и они полюбят его и тоже станут оказывать ему благодеяния, воздерживаясь от нанесения обид. Благодаря этому между всеми людьми будет поддерживаться любовь и среди них распространится благо, а притеснения и зло исчезнут. И если каждый человек будет думать об общих интересах, радуясь тому, что радует всех, и сопереживая боли других, дела этой жизни придут в порядок, как заявил об этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:

«Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны [единому] телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются [на это, испытывая] бессонницу и [страдая от] горячки».

И тогда Аллах Всевышний приведёт общество верующих к славе, уважению и владычеству в мире этом, а в мире вечном членов этого общества будет ждать прекрасное воздаяние.

6. Общество, лишённое веры, является эгоистичным и презренным обществом.

Если вера в сердцах людей ослабеет и утратит своё совершенство, души их не будут желать блага другим, а вместо этого появятся зависть и стремление к обману. В подобных обстоятельствах в обществе утвердится эгоизм, люди превратятся в волков в человеческом облике, распространится нравственное разложение, восторжествует несправедливость, повсюду проникнут ненависть и взаимная неприязнь, и тогда к такому обществу окажутся применимыми слова Всемогущего и Великого Аллаха, который сказал:

«(Они) мертвы, а не живы, и не ведают, когда будут воскрeшены»("пчёлы", 21.)

7. О чём говорится в этом хадисе

а - Он побуждает сердца людей к объединению и труду ради приведения в порядок своих дел, и это является как одной из важнейших причин возникновения ислама, так и одной из важнейших целей этой религии.

б- Он стремится внушить отвращение к зависти, поскольку зависть несовместима с совершенством веры, ведь завистник не желает, чтобы кто-нибудь превзошёл его в благе или хотя бы сравнялся с ним в этом, а, может быть, хочет, чтобы другой лишился блага, даже если тот, кому он завидует, ещё и не обрел его.

в- Вера может увеличиваться и уменьшаться: к её увеличению приводит покорность, а уменьшает её совершение грехов.

[Мустафа Буга и Мухиддин Мисту, «аль-Вафи»]

Основная причина распространения Ислама, становления исламской цивилизации и причина для приобретения счастья в Вечной жизни - это неуклонное следование Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Об этом свидетельствуют истории сподвижников. Необходимо задуматься над этими историями, над тем, как они твёрдо следовали Сунне. Они на деле показывали исполнение наказа Всевышнего (смысл):

«Сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Его Посланнику » Коран «Ан-Ниса», аят 59.

Сподвижники познали смысл слов Всевышнего:

وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что вызывает у них споры. И тогда не восстанут они в душе против твоего решения и подчинятся ему полностью » Коран «Ан-Ниса», аят 65.

Подчинение, следование, приверженность Пророку (мир ему и благословение) - наивысшее проявление веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришёл » («Джамиуль-ахадис» № 17365).

Счастье в обоих мирах связано Пророком (мир ему и благословение), которого ниспослал Всевышний, сделав образцом для подражания, одарив его совершенными качествами человечности и спасением для человечества.

Любовь сподвижников

Мы находим, насколько Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) следовал Пророку (мир ему и благословение) в поступках и нравственных качествах. Перед смертью Пророк (мир ему и благословение) назначил Усаму Ибн Зайда командовать отрядом. Став халифом, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) решил отправить в поход отряд Усамы ибн Зайда, которому было всего лишь 17 лет. Сподвижники обратились к халифу с просьбой отсрочить поход отряда под командованием Зайда, ссылаясь на то, что он молод и стоит обдумать всё. Абу Бакр отказался, сказав, что сын Абу Кухафата (прозвище Абу Бакра) не станет противоречить желанию Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Такая приверженность поразительна.

Однажды дочь Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), которому подчинялось полмира, увидела своего отца, принимавшего несвежую, высохшую еду. Он обратилась к нему: «О повелитель правоверных, почему ты не ешь свежую еду, ведь Всевышний раскрыл перед тобой полмира?». Умар напомнил ей о времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение), о том, какая еда была в их доме. Воспоминания об этом вызвали у дочери слезы. Затем он произнёс: «Я желаю жить так, как жили Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и Абу Бакр и, возможно, я присоединюсь к ним в вечной жизни». Разве не удивительно это следование?!

Когда люди увидели Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) в коротком изаре, они спросили его: «Почему бы тебе не спустить изар». Он ответил, что так ходил Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Всё в их жизни происходило со словами: «Как Посланник Аллаха … Таким я видел Посланника Аллаха…Так делал Посланника Аллаха (мир ему и благословение)»

Как-то Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сел на верховое животное, при этом он прочитал дуа для этого случая:

الحمد لله الذي هدانا لهذا وما كنا لنهتدي لولا أن هدانا الله

سبحان الذى سخر لنا هذا و ما كنا له مقرنين و إنا إلى ربنا لمنقلبون

اللهم إني ظلمت نفسي ظلما كثيرا ولا يغفر الذنوب إلا أنت فاغفر لي

«Хвала Аллаху, который наставил нас на это, и не были бы мы наставлены, если бы Аллах не наставил нас. Пречист Тот, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу. К Нему наше возвращение. O Аллах, я притеснял самого себя много раз, но никто кроме Тебя не прощает грехов, так прости же меня ». Затем Али улыбнулся. Удивившись этому, табиины спросили, почему он улыбнулся, что вызвало его улыбку. Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я был с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), сев на верховое животное он прочитал эту молитву, затем улыбнулся. Я спросил его, почему он улыбнулся. На что он ответил: «Всевышнему нравится раб, который просит прощения у своего Господа, зная, что нет другого господа, кроме Него, пречист Он». Это улыбка указывала на тайный смысл связи между Любимцем и его Господом». Али ибн Абу Талиб следовал даже в улыбке.

Необходимо жить с мыслью: «Вот так поступал Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Нужно задумываться над кораническими словами (смысл):

إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ

«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас » (Коран «Алю Имран», аят 31), чтобы мы мысленно были всегда с нашим Любимцем (мир ему и благословение), чтобы мы, желая что-то сделать, спрашивали «Как в данной ситуации поступал Хабиб (мир ему и благословение)?»

АбдуЛлах ибн Умар был одним из великих сподвижников, несмотря на свою молодость. Его приверженность Сунне была удивительна. Однажды он находился в пути, вместе с другими сподвижниками. В пути он остановился, чтобы справить нужду. Его спутник сказал, что впереди есть место лучше, чем это. Но АбдуЛлах ибн Умар ответил, что когда он совершал путешествие вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он остановился в этом месте, и что он желает остановиться в том же месте. Вот такая вера, эта убежденность подняла сподвижников до высочайших высот.

Посмотрите, как поступил АбдуЛлах ибн Умар в другой ситуации. К нему пришёл человек, шьющий сандалии. АбдуЛлах ибн Умар сказал, что хочет, чтобы его след был подобен следам Посланника (мир и благословение) и попросил сшить такие сандалии, как у Посланника (мир и благословение). Он носил сандалии, как передаёт имам ат-Тирмизи. АбдуЛлах ибн Умар говорил: «Я люблю носить сандалии, как Посланник Аллаха любил». И дело тут не в обуви, или каких-то поступках, самое главное тут любовь, уважение. Сподвижники осознавали, что это Посланник Самого Господа, что он Любимец Аллаха и все его поступки - это путь достижения любви Всевышнего, что во всех его поступках только благо.

Анас ибн Малик рассказывает, что портной позвал Пророка (мир ему и благословение) к себе в гости. Так как Пророк (мир ему и благословение) отвечал на приглашение бедных и богатых, старых и молодых, близких и далёких, он пришёл к портному. Попробуйте взглянуть на всё так, как смотрели сподвижники, рассуждать, как они это делали. Посмотрите на ход мыслей Анаса ибн Малика. Анас ибн Малик следил за движениями пальцев, рта Пророка (мир ему и благословение), за тем, как он употреблял пищу.

Мы видим, что в любой ситуации, даже в приёме пищи и питье, проявлялась их любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), сподвижники любили то, что любил их Любимец.

Главной целью этого цикла «Фаттабиуни» является твёрдое следование Сунне. Желая совершить что-либо, спрашивайте себя: «Как поступал Пророк (мир ему и благословение)?» Услышав, что Пророк (мир ему и благословение) делал так-то, незамедлительно воплощайте эту сунну в жизнь, чтобы оказаться в числе тех, кого он полюбил, чтобы оказаться в соседстве с ним.

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Саккафа

 

Возможно, будет полезно почитать: