Кто не со мною тот расточает статус. Толкования на Мф. Использование Библии в пропагандистской риторике

В духовном мире существует много Сил, и все они подчинены Единому Богу – Богу богов, Господу господствующих, Богу Сил. О существовании Сил говорится в Послании к Евреям: «…и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века…» (Евр.6:5) , в Послании к Римлянам: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы , ни настоящее, ни будущее…» (Рим.8:38) , а также в одном из псалмов Давид именует Бога Богом Сил: «Господи, Боже Сил!» и еще «Боже Сил! восстанови нас…» (Пс.79:5,8) . Это – светлые силы, силы добра, во главе которых Сам Бог.

Но существуют и противоборствующие силы тьмы и зла, во главе которых стоит дьявол. Царство Господа – не от мира сего, оно неизмеримо, как само космическое пространство, как говорит Господь: «…небо престол Мой, а земля подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня…» (Ис.66:1) . А дьявол является князем мира и имеет державу ада и смерти: «…и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: …о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин.16:8,11) .

Средних и нейтральных сил не существует. Все это – сложный духовный мир, и когда человек думает, что он держит нейтралитет, что он – не с Богом, не с дьяволом, то это – обман. Он просто обманут дьяволом из-за своей духовной неграмотности. Находиться вне зависимости от сил, от их влияния и их господства невозможно. «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» (Иов.38:33) , – задает Господь вопрос Иову. Все, что происходит с людьми, неразрывно связано с силами духовного мира.

Так как наша земля находится под господством дьявола, и он является князем этого мира, то и все живущие на ней принадлежат ему. Поэтому Бог выкупает Своих Кровью Своего Сына и называет нас: «искупленные от земли». Если бы души живущих на земле не принадлежали дьяволу, а были бы нейтральными и независимыми от этих двух противоположных сил, то не нужно было бы выкупать их у кого-то и для кого-то. Если человек не принимает эту искупительную жертву, то он не становится гражданином неба, не попадает в число искупленных и не принадлежит Богу, а, следовательно, он остается на стороне Его противника. А отсюда и вытекает эта формула: «Кто не со Мною, тот против Меня…» (Мф.12:30).

После разделения души человека с телом, душа автоматически переходит в то место, к которому она принадлежала, еще находясь в теле. Это могут быть только два места – рай или ад. Место, уготованное для искупленных от земли, и место для непокорных. Нет среднего места для нейтральных душ. И души умерших также не находятся вне зависимости от сил, а в подчинении.

А что означают слова Иисуса: «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30) ? В каждого человека Богом вложена возможность творить, любить и многое другое. И мы можем приобретать и расширять свои познания, наполняться и возрастать в духе и настолько обогатиться познанием Бога, Его силой и близостью, что уже обогащать других и этим самым приобретать для Бога души. Можно стать соучастником Божьего труда в спасении душ человеческих, то есть собирать Его жатву. А можно расточать все то, что было дано нам, на соблазны этого мира и, тем самым, потерять то, что имел, растратить, расточить частицу, вложенную в тебя от Бога: силу, энергию, знание и любовь. И, таким образом, не только ничего не собрать в свою сокровищницу души за всю прожитую жизнь, а, наоборот, опустошить, расточить, растратить то, что имеешь. А еще хуже, можно расточить своим поведением, поступками всю житницу Бога, всю пшеницу, которую Господь собрал. И этим самым служить дьяволу, цель которого разогнать, разрушить, погубить.

Господь хочет видеть нас в числе Своих сотрудников, собирающих вместе с Ним жатву. Он трудится над каждой душой с ее рождения и, как заботливый Отец, ведет и направляет пути человека. С терпением Он учит и посылает верных Своих навстречу нам, чтобы через них научить и приготовить к встрече с Ним, помочь получить нам гражданство Небесной Страны. Это – соработники Бога, сотрудники, которые вместе с Ним собирают, и Господь доверяет им души, которые Он выкупил ценой собственной Крови. Подумайте только, насколько они дороги, если цена каждой душе, пришедшей к нам, – это цена Крови Иисуса Христа. Можете ли вы относиться к таким дорогим душам небрежно? Только представьте себе, какое доверие оказывает нам Господь, когда называет нас Своими служителями, рабами и доверяет души, выкупленные ценой Крови.

Как Господь будет рассматривать поступки рабов, небрежно обращающихся с душами людей, соблазняя их своим поведением, вызывая в них желание уйти и больше не приходить? Это – поступки против Крови Иисуса Христа, против Его жертвы, против Его искупления. Такой раб расточает, вместо того чтобы собирать. О них говорил Иисус в притче о неверных рабах: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:45-51) .

«Рассечет» – значит, разделится сам в себе, не будет согласия внутри него, будет говорить одно, а делать – другое, запутается в собственных мыслях, желаниях и поступках. А что значит «есть и пить с пьяницами»? Это значит, будет опьянен лживым духом, будет есть ту пищу, которую будет преподносить дух лжи и пить из его источника. Наш источник – Иисус Христос, и мы питаемся из этого источника. Апостол Павел говорит такие слова: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…» (Еф.5:18) .

Упивание вином в Писании имеет духовный смысл, это – опьянение духом мира или же нечистым духом, чуждой религией. Все это – разные степени опьянения. В послании к Коринфянам, как пояснение к понятию об опьянении, говорится: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13) .

Итак, можно быть напоенным Духом Божьим, а можно быть напоенным и другим духом, противоположным, другим учением, миром и т.д., что приводит к духовному распутству и духовному прелюбодеянию. Могут ли такие люди собирать вместе с Господом? Нет, конечно, они расточают все то, что собрано Господом. Даже на примере мирских пьяниц мы можем увидеть, что все из дома выносится и продается, только чтобы продлить состояние опьянения.

Но вернемся к духовным пьяницам. Это – неверные рабы, как назвал их Сам Господь Иисус, и они будут иметь одну участь с лицемерами, потому что все их служение – лицемерие, одетое в маску притворной любви.

Итак, « Кто не со Мною, тот против Меня…» , – говорит Господь, и это – абсолютная истина, потому что все поступки лицемеров направлены против Божьего учения, против Его воли, они полностью противоположны Его сущности, а, значит, принадлежат князю этого мира – противнику Бога, ведь средней, нейтральной силы нет.

Сразу вспоминается революционная пропаганда времен Гражданской войны, когда новая власть требовала от граждан определиться - на чьей они стороне. «Кто не с нами, тот против нас». Но большевики, вовсе не сами придумали этот лозунг. Они воспользовались Евангельским текстом, несколько перефразировав слова Христа:

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Почему же Иисус сказал столь жесткие слова?

Однажды фарисеи обвинили Его в том, что Он изгоняет из людей бесов силою веельзевула, князя бесовского. На это Иисус ответил: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его».

Фарисеи слушали эти слова, и им нечего было возразить. В конце Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Это означало, что нельзя быть нейтральным по отношению ко Христу. Либо ты с Богом, либо с дьяволом, третьего не дано.

В подтверждение своих слов Иисус рассказал также притчу о нечистом духе, который был изгнан из человека и скитался по миру не находя покоя. По сюжету притчи нечистый дух наконец сказал: «Возвращусь в дом мой, откуда вышел». И придя, обнаружил свой дом (то есть человеческую душу) убранным и удобным для жизни, но пустым, не занятым Богом. Тогда бес позвал с собою семь других духов, еще более злых чем он сам, и все вместе они вошли в человека, жизнь которого стала еще хуже чем прежде.

А ведь человек этот мог изменить все, но не использовал своего шанса.

Одна из самых известных крылатых фраз, которая избежала превращения в цитату и стала буквально лозунгом, на самом деле имеет древнюю историю. На митингах и во всевозможных риторических диспутах можно услышать пламенное воззвание: «Кто не с нами, тот против нас!», и мы настолько привыкли слышать эту фразу, что расцениваем её буквально как народное творчество. Однако она не имеет ничего общего с пословицами и поговорками. История этого выражения более почтенна и в каком-то смысле изысканна.

Библейское происхождение фразы

Людей, обладающих пытливым умом, может заинтересовать, кто сказал эту фразу и почему она так широко разошлась в мире. Смысловые аналоги данного выражения есть во многих языках, поэтому можно говорить о мировой популярности. Изначально это высказывание звучало по-другому, и хотя до нас дошли оба варианта - и базовый и интерпретированный, - больше используется именно этот: «Кто не с нами, тот против нас». Автор же имел в виду только себя лично, не распространяя значение сказанного на некое сообщество.

Прочитать первоначальный вариант можно в Евангелии от Матфея, глава 12, стих 30. Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Значит ли это, что он имел в виду, что все люди, моментально не уверовавшие, являются его врагами?

Пояснения от автора крылатой фразы

Конечно, невозможно взять интервью у Иисуса и уточнить, что именно он имел в виду. Обычно фразу «кто не с нами, тот против нас» употребляют в значении «отсидеться в стороне не получится, нейтралитета не существует, вы думаете, что нейтральны, но вы уже наши враги». если внимательно изучить ту библейскую историю, к которой и относится произнесённая Иисусом фраза, можно обнаружить также его слова, обращённые к ученикам: «Не запрещайте ему, кто не против вас, тот за вас». Как можно истолковать эту двойственность, ведь кажется, будто автор выражения явно противоречит сам себе?

Возможно, Иисус имел в виду строгую конкретику и действительно полагал, что отношение к богу и отношение к его ученикам - это разные вещи, а к богу ведёт множество дорог. Следовательно, изначально смысл выражения был не таким радикальным, как после более современной интерпретации.

Использование Библии в пропагандистской риторике

Почему эта фраза имеет такое влияние, ведь не зря многие радикальные течения с такой охотой цитируют фразу «кто не с нами, тот против нас»? Библия по умолчанию считается авторитетным источником истин, так исторически сложилось европейское мышление. Непререкаемый авторитет, к которому в своей речи обращается оратор, придаёт вес его аргументам.

После триумфального шествия христианства по Европе Библия использовалась в качестве источника оправданий практически чего угодно. Вера на самом деле является мощным оружием, и было очень сложно найти людей, которые осмелились бы спорить со словами из книги, вдохновлённой самим Богом. Однако это не значит, что оратор сам должен быть верующим.

Владимир Ленин или Макс Штирнер?

Чаще всего это выражение приписывают Владимиру Ульянову, больше известному как Ленин — идеологическому лидеру Октябрьской революции, произошедшей в Российской империи в начале прошлого века. Адресатом была партия социал-демократов, которые не поддерживали идею о революционном захвате власти. Не удивительно, что фразу цитировали и буквально зубрили наизусть. Почему же фраза «кто не с нами, тот против нас» на латыни звучит гораздо внушительнее? Qui non est nobiscum, adversus nos est...

Возможно, Ленин немало времени посвятил изучению работ философа и анархиста Макса Штирнера. Именно ему приписывают авторство данной интерпретации библейского отрывка. Остаётся выяснить, кто сказал это первым, но тут всё очень просто: Штирнер скончался в 1856 году, а Ленин родился только в 1870-м.

Стихийное распространение выражения

Хлёсткая и ёмкая фраза, чётко расставляющая акценты и вынуждающая слушателей принять «правильную» сторону. Пожалуй, этого было достаточно, чтобы превратить выражение «кто не с нами, тот против нас» в настоящий лозунг большевиков. Лозунги хорошо приживались на благодатной почве массовой неграмотности пролетариата, а вот о библейском происхождении выражения ораторы предпочитали не распространяться. Хотя, скорее всего, они просто не знали Библию в таких подробностях, чтобы проводить какие-то параллели.

Соблазн использовать удачное выражение, подкреплённое богатой историей, время от времени просыпается у разных ораторов, однако оно звучит достаточно радикально. Неудивительно, что в наши дни фраза расценивается как агрессивная и непримиримая.

Уместность применения фразы с разной эмоциональной окраской

Как выглядит человек, который в пылу прочувствованной речи бросает фразу «кто не с нами, тот против нас»? Сейчас этим выражением можно всего лишь безнадёжно испортить впечатление, и вместо союзников, которых рассчитывает получить политический деятель таким манером, он получит шквал критики.

Современное европейское общество старается придерживаться политики толерантности, предоставляя людям довольно широкий спектр прав и свобод. Так что такое резкое противопоставление однозначного Добра непререкаемому Злу вызывает в лучшем случае саркастическую реакцию. Тем не менее приходится признать, что радикальные высказывания находят своих поклонников, и тогда политическая ситуация начинает накаляться.

Нередко в разговоре эта фраза упоминается с отчётливыми издевательскими интонациями - когда кто-то начинает слишком пламенно отстаивать свою правоту, противопоставляя разные группы людей и высказывая оценочные суждения. Действительно, едва слишком разгорячившийся оратор понимает, что перегибает палку и становится похож на Ленина, вещающего с броневика о необходимости мировой революции, как напряжение спадает. относится только к адекватным людям, способным верно оценить настроения аудитории и скорректировать направление высказываний.

Сейчас речь, украшенную такими радикальными лозунгами, вряд ли воспримут всерьёз, поэтому спичрайтеры стараются составлять сбалансированные тексты, в которых не допускаются ошибочные или двойственные толкования и (по возможности) отсутствует радикальная риторика и категоричные воззвания.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 30 - 37

30. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

(Мф. 12, 30-37)

Книжники и фарисеи пользуются своим положением в народе, тем, что люди их слушают, они привыкли учит и рассуждать. Историки говорят, что речь еврейских раввинов была особенной: витиеватой, хитросплетенной. Раввины много рассуждали на разные темы, и это вошло в привычку разглагольствовать по поводу и без повода. Говоря о самых важных вещах, о деле спасения людей, о Боге, они забалтывают людей какими-то словами. Они даже начали обвинять Христа в том, что Он бесноватый и заодно с дьяволом, а бесы Его слушаются и исходят, потому что у них есть какая-то договоренность. До чего нужно дойти, чтобы начать так рассуждать? Что было у этих людей внутри? Это ведь не просто осуждение, а хула. Ладно, если вы не верите и придерживаетесь своего мнения, но из зависти им не хотелось, чтобы люди слушали Христа. Была здесь и борьба за электорат: партия фарисеев, саддукеев, книжников не терпит, что кто-то может уйти слушать Иисуса из Назарета, и очерняет Его всеми правдами и неправдами.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Это очень важные слова. Святые отцы считают, что речь идет о дьяволе. Люди говорят Христу: «Ты с сатаной одно, заодно с Вельзевулом». Господь отвечает: «Дьявол губит людей, рассеивает и расточает, для него важно, чтобы люди ненавидели друг друга и воевали между собой. Посмотрите, что делаю Я: соединяю и объединяю людей, учу их любви и согласию, Сам являю пример всего этого». Как после этого можно говорить, что Иисус и Вельзевул вместе?

С другой стороны, эти слова касаются каждого из нас. Господь говорит: «Кто со Мной не одного духа, кто не живет в единении со Мной, тот против Меня». Оказывается, чтобы стать противником Христу, не нужно разрушать храмы и рубить иконы. Достаточно быть просто равнодушным: «Меня это не касается, мне это без разницы, ну и что, что это было? Меня это совершенно не задевает». Оказывается, такое невмешательство в собственную жизнь является противлением Христу.

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Бывает, люди спрашивают, какой грех смертный, а какой нет. Можно сказать одно: смертным может быть любой грех, в котором человек не желает каяться. Например, человек отравился таким ядом, который, если срочно не вывести его из организма, приведет к смертельному исходу. А человек говорит: «Нет, ничего не было, не пил я ваших капель и таблеток!» Вот так уперся на своем, весь позеленел, почернел и умер. Так и любой грех может стать смертным, и одновременно любой врачуется покаянием, только бы оно было.

Почему Господь говорит, что «хула на Духа не простится человекам» ? Хула на Духа –противление Богу, это и есть нераскаяние. Ведь покаяние возникает в человеке, когда он понимает: «Господи, я Тебя оскорбил, живу не так, противно Твоему закону и Твоей воле. Я желаю перемен и хочу измениться. Прости меня, Господи!» А если я не желаю каяться, значит я против Бога – и это и есть хула на Духа. Это не хульный помысел, который пришел в голову, но ты от него отказался: «Я так не желаю думать!» Все это пришло и ушло – так бесы любят издеваться над людьми. Хула на Духа есть противление Богу, Его воле, нежелание следовать ей.

«Кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Иисус Христос одновременно является и Богом, и Человеком. Порой люди, видя во Христе обычную человеческую немощь, не могли понять, как этот обычный человек может быть Богом, соблазнялись Его человечеством. Но Господь говорит, что это простится человеку, который все-таки осознает Божество во Христе и покается. Когда же человек понимает, что пред ним Бог, четко видит, что совершается дело Божие, и при этом хулит Его, как фарисеи которые, видя дело Божие, говорили, что это делает не Бог, а сатана, тогда это хула на Бога. И если человек так делает, какое тут покаяние - это свидетельство о том, что он выступает против Бога и в сердце своем, и вообще в жизни.

«Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Здесь Господь воспитывает книжников и фарисеев: «Хватит уже витийствовать, лукавить, лицемерить, пусть “слово ваше будет: да, да; нет, нет” , живите в правде, научитесь ходить в истине, разберитесь, что хорошо, а что плохо. Сколько можно говорить: “Это может быть так, а это эдак”. Вы сами себя запутали и сделали помраченными, и других людей путаете. Ведь все понятно: если у дерева хорошие плоды, то и дерево хорошее, если у какого-то дела добрые плоды, то и дело доброе. Если Я изгоняю бесов и исцеляю людей, то признайте Мое дело добрым и хорошим. Почему вы пытаетесь найти какое-то зло и смущаете этим людей?»

Дальше Господь говорит: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, когда вы злы? У Вас сердце исполнено лукавством, потому что от избытка сердца говорят уста. Вы убеждаете людей в том, что вы праведники, но что показываете сейчас на самом деле? Вы лжете, клевещете, богохульствуете, соответственно, посмотрите, что у вас внутри. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Ваше внутреннее сокровище злое – вы и говорите зло».

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Это, конечно, уже касается всех нас.

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Анна Солодникова

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

От Матфея 12:30-37

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.12:30. Кто не со мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Как, говорит, веельзевул будет содействовать Мне, если он более всех других противостоит Мне? Я учу добродетели, он - злу. Как же он со Мною? Я собираю людей для спасения, а он рассеивает. Указывает и на фарисеев, потому что они, когда Он учил и приносил многим пользу, рассеивали народ, чтобы не приходили к Нему. Итак, Господь показывает, что они действительно подобны демонам.

Мф.12:31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;


Мф.12:32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Говорит здесь следующее: всякий другой грех имеет хоть малое оправдание, например, блуд, воровство. Ибо мы в таких случаях ссылаемся на человеческую слабость и являемся заслуживающими извинения. Но когда кто-нибудь видит чудеса, совершаемые Духом, и клевещет на них, будто они бывают силою демона, какое оправдание может иметь он? Ясно, он знает, что они происходят от Святого Духа, но намеренно поступает дурно. Каким же образом таковой может получить извинение? Итак, когда иудеи видели, что Господь ест, пьет, обращается с мытарями и блудницами и делает все остальное, как Сын Человеческий, и затем порицали Его, как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения, и не потребуется от них покаяния в этом, так как им казалось, что они соблазняются по достаточной причине. Но если они, видя, что Он совершает чудеса, тем не менее, клеветали и поносили Святого Духа, говоря, что это - бесовское дело, то как можно допустить, что этот грех отпустится им, если они не покаются?

Итак, знай, что кто поносит Сына Человеческого, видя, что Он живет, как человек, и, называя Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так делал, - такой человек, если и не покается, не даст ответа: он заслуживает извинения, потому что не думал, что в Иисусе Христе скрыт Бог. Но кто хулит Святого Духа или духовные дела Христа и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, ибо он не имел достаточной причины для клеветы, как тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Итак, не простится ему ни здесь, ни там, но он будет наказан и здесь, и там. Ибо многие наказываются здесь, а там совершенно нет, как бедный Лазарь; другие же и здесь, и там, как содомляне и те, кто хулит Святого Духа; третий же ни здесь, ни там, как апостолы и Предтеча. Они, по-видимому, несли наказания, когда подвергались гонениям, тем не менее это не было наказание за грехи, но испытания и венцы.

Мф.12:33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду.

Так как иудеи не могли оклеветать чудеса, как злые дела, Христа же, Который совершил их, хулили, как подобного демонам, то Господь говорит: или и Меня признавайте хорошим деревом, и тогда чудеса Мои, которые суть плод, будут прекрасны, или если вы признаете Меня худым деревом, то и плод, или чудеса Мои, очевидно, будут худыми. Но чудеса, то есть плоды, вы называете добрыми; следовательно, и Я - доброе дерево. Ибо дерево узнается по плодам, подобно этому и Я - по Моим чудесам.

Мф.12:34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?

Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.
Ибо от избытка сердца говорят уста.

Мф.12:35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Мф.12:36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
Мф.12:37. ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.

Вконтакте

 

Возможно, будет полезно почитать: