Царствование александра 1 реформы. Преобразования Александра I. Реформы в области образования и культуры

За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.

Правление Александра 1

В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом - далее.

Реформы Александра 1 - краткое содержание

Для начала 19-го века были характерны самодержавно-крепостнический строй и поиски нового уклада политической и социально-экономической жизни. Александру 1 досталось государство в сложном как внешнем, так и внутреннем положении. По приходе на престол он отменил Тайную канцелярию, запретил пытки и телесные наказания (для дворян и купцов). Также было выпущено много заключённых, содержавшихся в крепости Петропавловская.

Если говорить про реформы Александра 1 кратко, то с начала правления были оправданы долгожданные надежды - Россия увидела либеральные начинания. В том же году формируется задача которого - обсуждение насущных вопросов жизни россиян, в центре которых - крепостничество, распространение просвещения, государственные преобразования. Согласно царскому указу, идёт разработка проекта об отмене но реальные действия противоречат этим намерениям.

Реформы Александра 1 кратко - таблица

Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии.

Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров.

Касательно Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп.

Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность.

Основание пяти университетов - Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский.

Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году - издание цензурного устава либерального характера.

Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения.

Дарование конституции Царству Польскому.

Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно - привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.

Изменения в образовании

С 20-х годов 19-го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты - Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.

Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично - центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.

Военные поселения

В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию - военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро - казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.

Значение реформ

Во время правления были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19-го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.

Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом - в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые - они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.

Окончание правления

Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48-м году жизни в Таганроге во время путешествия.

В начале XIX в. Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширную территорию от Балтийского моря до Тихого океана, на которой проживало 43,7 млн. чел. Одна из первых держав Европы вступила в новый век как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Вместе с тем на протяжении первых десятилетий XIX в. постепенно проступали новые черты в экономическом развитии страны. Экономика приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными, чем в XVIII веке и более противоречивыми. Растет новый класс: буржуазия . Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли . В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Развитию экономики препятствовало плохое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, доставлялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход “Елизавета” появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г.

К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало.

Но даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих — также новый для России класс — уже приближалось к 1 млн.

В возрастающей торговле преобладал внутренний оборот, но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась внутренняя торговля особенно с национальными окраинами империи, в также внешняя торговля. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и Среднюю Азию.

Однако, не смотря на элементы капиталистического уклада, Россия оставалась аграрной страной, 90 % населения которой составляли крестьяне . Восьмая ревизия (1836 г.) показала, что в России насчитывается 127 тысяч помещиков, причем большинство из них были мелкопоместными (т.е. имели до 21 души крестьян мужского пола), крупные поместья принадлежали 3 % помещиков, но именно эти 3 % владели половиной крепостных в России (Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Голицыны имели десятки тысяч крестьян).

К середине XIX в. в собственности дворянства находилось 32 % земельных угодий европейской части России.

Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном в условиях крепостничества толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян.

Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным.

Кризис крепостного хозяйства — главная черта экономического положения России в первой половине XIX в.

Самая многочисленная категория российского крестьянства — 23 млн. чел. — это помещичьи крестьяне. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платившие подати государству) составляли 19 млн. чел. Незначительную по сравнению с первыми двумя составляла категория удельных крестьян (принадлежавшим императорской фамилии) — 1,7 млн. чел.

В условиях зарождавшихся капиталистических отношений большей дифференциации (расслоению) подвергались государственные крестьяне.

Первые предприятия мелкой кустарной промышленности создавались выходцами из крестьян. Династии известных русских фабрикантов Морозовых, Гучковых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.

Развитие крупной промышленности происходило за счет распространения мануфактуры и последующего перерастания ее в фабрику. Наибольший рост промышленных предприятий наблюдается к середине XIX в. В 1799 г. в России было 2094 предприятия, в 1825 г. — 5261, а в 1860-е гг. — 15338. Во второй трети XIX в. происходит упадок посессионных предприятий (это предприятия, построенные частными лицами, получившие от казны золото, рудники и крепостных крестьян для работы), и набирает рост промышленное производство.

Противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодально-крепостнической системой приводят к глубочайшему кризису всей экономики самодержавной России. Показателем внутреннего кризиса и социально-экономической отсталости страны от передовых европейских стран стало поражение России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.).

Реформы становятся неизбежны.

Александр I. Первые попытки реформ

XIX век начинается с дворцового переворота, в результате которого на российский престол взошел старший сын императора Павла Александр, открывший эру либерализма, продлившуюся, однако, недолго. Наставником Александра I был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”. По словам поэта “дней Александровых прекрасное начало” связано именно с этими идеями.

Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан “Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства : иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.

Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I практически разработал план буржуазных преобразований в стране.

По словам В.О. Ключевского, “Александра I подкупил этот ум, блестящий, твердый как лед. Это был Вольтер в богословской оболочке”. Сын сельского священника, М.М. Сперанский проложил свой путь к вершине политической пирамиды огромной работоспособностью. Приступив к реформам, он, по словам В.О. Ключевского, “взглянул на Отечество как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно правильные математические построения. Такой он и начертал”. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей, создать ответственное министерство. Проекты М.М. Сперанского оказали громадное влияние на развитие общественной мысли. Он предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом, — Государственной думой, на местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего Российского парламента должен был стать Государственный совет. Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета, который был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии и имел законосовещательные функции

Будущее экономического развития России Сперанский связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль.Он придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности, но вопрос ликвидации крепостного права считал преждевременным.

По свидетельству современников, идеи этого политического деятеля вызывали ужас у консервативной части дворянства - “на кабинет сей смотрели все как на ящик Пандора, исполненный бедствиями, готовыми взлететь и покрыть собою все наше общество”

Поиском возможного пути ликвидации социально-экономического отставания России от Запада был озабочен и другой горячий патриот своей страны Н.С. Мордвинов . В 1812 г. он занимал пост председателя департамента экономии Государственного Совета. Выход он видел в ускорении развития капитализма и поэтому большое значение придавал развитию частной собственности, конкуренции, созданию многоотраслевой экономики, накоплению капитала как главного фактора экономического роста. Он также предлагал развивать интенсивно банковскую систему, модифицировать таможенный тариф на основе протекционизма, повысить регулирующую роль государства в экономике.

Все либеральные проекты вызывали яростное сопротивление консервативно настроенного дворянства, которое увидело в них опасность для самодержавно-крепостнической системы. Идеологом консерватизма стал известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке “О древней и новой России”, адресованной царю, он отстаивал незыблемость самодержавия и крепостничества.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущается консервативная тенденция. По имени его проводника Аракчеева она получила название “аракчеевщина” и была направлена на упрочнение абсолютизма и крепостничества. Она выражалась в централизации и регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия. Наиболее ярким проявлением “аракчеевщины” стали военные поселения, созданные в 1815 — 1816 гг. для обеспечения самоокупаемости армии. В военных поселениях жили казенные крестьяне, солдаты с их семьями. Все жители несли военную службу и выполняли сельскохозяйственные работы.

Император Николай I. Время реакции (1825 — 1855 гг.)

После смерти Александра I и отречения от престола Константина, второго сына Павла, в декабре 1825 г. новым императором стал третий сын — Николай I.

По словам В.О. Ключеского “два обстоятельства оказали сильное воздействие на характер царствования: император не готовился и не желал царствовать, и он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск” . Другой русский историк С.М. Соловьев писал о Николае I: “Кто же был этот Цезарь? Это была воплощенная реакция всему, что шевелилось в Европе… на лице его легко мог всякий прочесть “остановись, плесней, разрушайся”…”. А вот эпиграмма неизвестного автора, ходившая среди дворянства во времена Николая: “Оригинал похож на бюст, он также холоден и пуст”.

Свою деятельность на троне новый император рассматривал как обязанность, как служебное поручение. Его время — эпоха крайнего самоутверждения самодержавной власти и недопущения революционной “заразы”. Европейские буржуазные революции, ломка абсолютистских режимов оказали влияние на мировоззрение российского монарха, но выводы, которые он сделал, заключались в укреплении внутреннего порядка в стране. Он был солидарен с министром просвещения Уваровым в том, что “крепостное право — это древо, оно осеняет и церковь, и престол, вырвать его с корнем невозможно”. “Самодержавие, православие, народность”, так называемая теория официальной народности осеняла всю деятельность Николая I.В то же время он уделял много внимания технической стороне развития российской экономики, развивал высшее и среднее техническое образование, строил железные дороги, привлекал иностранный капитал в промышленность.

Бюрократическая система достигла своего апогея, армия чиновников выросла до 70 тыс. человек, половину из них составляли военные. Под свою непосредственную власть Николай I взял знаменитое III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, в ведении которой находились и политический сыск, и “инакомыслие”, и литературная цензура, и театральный репертуар. Бюрократизация имела двоякий результат. Во-первых, на некоторое время она позволила обеспечить порядок в стране. Во-вторых, привела к коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

В царствование Николая I была произведена кодификация (упорядочивание) архаичного и запутанного российского законодательства. В 1830 г. было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи” (45 томов). В отдельный “Свод законов” (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы.

Большинство исследователей выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны 1812-1814 гг., когда император стремился провести либеральные преобразования, и после победы над Наполеоном, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Молодой император мечтал об установлении конституционного строя. Планы таких преобразований обсуждались в Негласном комитете - неофициальном органе при императоре, в состав которого входили его друзья и единомышленники. Официально пересмотром существующих государственных законов и составлением новых законопроектов занимался Непременный совет, состоявший из представителей высшей титулованной знати.

Наиболее актуальной задачей было признано реформирование административного аппарата. 8 сентября 1802 г. были созданы министерства - новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров - коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.

В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей. В частности проект предусматривал создание новых органов власти - Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением. Он ни в коей мере не ограничивал власть монарха, а призван был обеспечить повышение качества законотворческого процесса и приведение всей правовой системы к единообразию.
Во второй период своего царствования (1815-1825) Александр I, как уже отмечалось выше, стал проводить более консервативный курс, по все же не до конца отказался от своих конституционных идей. В 1818-1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н.Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции - «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако так и не был реализован.

Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались «сверху», самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности его стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.

Новый император Николай I (1825-1856 гг.) видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя. Главным государственным учреждением стала Собственная его императорского величества канцелярия. Особое значение имело третье отделение канцелярии, в задачи которого входили борьба с государственными, должностными и религиозными преступлениями, наблюдение за иностранцами, цензура. В 1827 г. был образован и подчинен третьему отделению специальный корпус жандармов - военизированные формирования политической полиции.

Правление Николая I подвело своеобразную черту под целым рядом неудачных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX в. и символизировало победу противников реформ.

Александр I

Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой — никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

Краткая биография Александра I

  • 1777,12 декабря - родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.

    Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

  • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

    …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

  • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

    Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

  • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
  • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
  • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
  • 1794, 6 ноября — смерть . Новым императором стал ; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
  • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
  • 1801, ночь с 11 на 12 марта - , в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
  • 1801, 12 марта — новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

    Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения.

    Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

    В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

  • 1802-1807 — дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
  • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россия и Франция превратились из врагов в союзников
  • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
  • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
  • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
  • 1812, 17 марта — главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
  • 1812-1813 — с
  • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
  • 1814, 25 июля — Александр I вернулся в Петербург
  • 1814-1821 — Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
  • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
  • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
  • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
  • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

Реформы Александра Первого. Кратко

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 - издание либерального цензурного устава
  • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1810, 1 января — - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

Окончание реформ Александра I

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с новым "духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как "заигрывание с либерализмом". Это была политика преобразований - в первую очередь в центральном управлении (его реорганизация), в сфере просвещения и печати, но в меньшей степени в социальной области.

Как отмечает А. Валлоттон в своей книге - "Молодой царь не обладал ни смелостью, ни энергией Петра Великого. Он не навязывал свои взгляды и волю, часто удовлетворяясь полумерами, когда наталкивался на яростное сопротивление защищавшего свои привилегии дворянства". "С исторической точки зрения было бы ошибкой приписывать исключительно одному Александру проведенные в начале века реформы, - ошибкой тем более серьезной, что на этом основании его обвиняли в переменах, происшедших впоследствии в его взглядах и намерениях. Подобная оговорка обоснованна, однако нет сомнения в том, что воцарение молодого великого князя оживило Россию…".

Крестьянский вопрос. Сразу же после вступления на престол Александр восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам, возобновил деятельность дворянских собраний, амнистировал опальных военных и чиновников, освободил дворян от телесных, наказаний, позволил открывать частные типографии, выписывать иностранные книги и журналы, разрешил свободный въезд в Россию и выезд за рубеж. Встал вопрос о закреплении гражданских прав российских подданных в едином документе - "Жалованной грамоте русскому народу", который, планировалось издать к коронации Александра. Важнейшим нововведением "Жалованной грамоты" должны были стать неприкосновенность личности всех российских подданных и принцип наказаний по суду. Однако осуществить эти меры нельзя было без отмены крепостного права, поэтому правительству Александра I пришлось вплотную заняться крестьянским вопросом.

Кроме того, после воцарения Александр 1 принял ряд мер частного характера - прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки, запретил публиковать в газетах объявления о продаже крепостных, несколько позже отменил право помещиков отправлять своих крестьян на каторгу. В 1801 г. недворянам было разрешено покупать землю без крестьян, что стало важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю.

В 1803 г. последовала мера, общего характера - "Указ о вольных хлебопашцах", согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Не располагая рычагами давления на дворян, Александр I попытался подтолкнуть их к добровольному освобождению крепостных. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Принцип освобождения с землей за выкуп должен был предотвратить обезземеливание крестьян и в то же время стимулировать развитие рыночных отношений. Наглядным примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где правительство начало отменять крепостное право в 1804-1805 гг. Однако если в Прибалтике крестьяне получили свободу (правда, без земли), то в центральной России дело застопорилось. Товарно-денежные отношения здесь были развиты слишком слабо. Большинству помещиков было невыгодно отказываться от дарового, хотя и малопроизводительного, крепостного труда, а у большинства крестьян не было денег на выкуп, так как рассрочка выкупа под высокие проценты, отработки и пр. Не выполнившие этих условий возвращались в состояние крепостных крестьян. Поэтому последствия "Указа о вольных хлебопашцах" были незначительны: за все время его действия (до 1858 г.) на свободу выкупилось около 300 тыс. крестьян (1,5% крепостных).

В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях велено было указывать, что такой-то не "продается", а "отдается внаймы". Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьяне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

В 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне - "дворохозяева" объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. "Положение", однако, не распространялось на безземельных крестьян ("батраков").

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность.

Более существенный характер носили преобразования в просвещении, печати, центральном управлении.

Государственное управление и просвещение были тесно связаны с крестьянским вопросом: распространение просвещения должно было подготовить общество к восприятию гражданских и политических свобод, а преобразование системы управления - дать в руки правительства гибкое и действенное орудие реформ. Кроме того, реформа администрации ("безобразного здания Российской империи", как говорил Александр); должна была стать предварительной стадией к введению в России конституции.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Указ 1803 г. предусматривал также и такую меру, которая стимулировала получение образования: по истечении пяти лет после его издания "никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище".

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии - Виленский, в 1804-1805 гг. также на базе гимназий - Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия), 2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, ветеринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к статусу университета, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли "для подготовки к профессорскому званию".

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи. В 1805 г. в Ярославле на средства заводчика А. П. Демидова был открыт Демидовский лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе и в 1811 г. - Царскосельский лицей.

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская академия художеств и открытый в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян.

В 1808 -1814 гг. была проведена реформа духовных учебных заведений. Подобно созданной в 1803-1804 гг. четырехступенчатой системе светского образования устанавливались 4 ступени духовно-учебных заведений: приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Вводилась окружная система организации духовного образования: формировались 4 учебных округа во главе с духовными академиями. Центральным органом управления всей системой духовных учебных заведений стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия духовных училищ. Расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин, в связи с чем в семинариях оно приближалось к гимназическому, а в академиях - к университетскому.

При университетах создавались также цензурные комитеты, действовавшие на основании цензурного устава 1804 г. Устав предписывал цензорам руководствоваться "благоразумным снисхождением" к автору и отличался в целом либеральным характером. Благодаря либеральным цензурным условиям первые годы царствования Александра I были отмечены расцветом книгоиздания и публицистики, появлением новых журналов и альманахов. Правительство поощряло развитие просвещения и печати, награждая литераторов за их деятельность орденами, субсидируя перевод и издание западноевропейских политических сочинений - трудов А.Смита, Дж.Бентама, Ч. Беккариа, Ш.Монтескье.

Министерская реформа. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены новыми органами управления - министерствами. Первоначально было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения, впоследствии их число неоднократно менялось. Принципиально новыми для России были министерства внутренних дел и просвещения, призванные заботиться соответственно об охране общественного порядка, развитии местного хозяйства и повышении образовательного уровня населения. В отличие от коллегий, министерства основывались на принципе единоначалия: министр назначался царем и лично отвечал перед ним за действия своего ведомства. Для совместного обсуждения вопросов, выходивших за рамки компетенции отдельных министерств, учреждался Комитет министров.

Учреждение министерств позволило в целом повысить ответственность чиновников, усилить оперативность управленческой работы. В то же время значительно возросла опасность произвола со стороны министров, каждый из которых решал важнейшие политические вопросы наедине с царем.

План преобразований М.М. Сперанского. К 1803 г. заседания Негласного комитета постепенно прекратились. Однако Александр I не оставил мысли о реформах. Его новым помощником стал М.М.Сперанский- внук приходского священника, сделавший блестящую карьеру благодаря исключительному трудолюбию и необыкновенным личным способностям. Умение Сперанского четко и ясно излагать мысли, его широкие знания в сфере с западноевропейской политической литературы привлекли Александра I. Сперанский стал ближайшим советником императора и одним из самых влиятельных сановников Российской империи.

На основании бесед с Александром Сперанский в 1809 г. подготовил всеобъемлющий план государственного преобразования, получивший название "Введение к уложению государственных законов". Согласно плану Сперанского, государственная система Российской империи перестраивалась на началах разделения властей и широкого применения принципа выборности. В каждой административной единице (волость, округ, губерния) население избирало распорядительный орган- Думу, которая формировала местные органы исполнительной и судебной власти. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Вводились основные гражданские свободы и суд присяжных. Законодательная власть была представлена общероссийской Государственной Думой, получавшей право утверждать бюджет и принимать законы. Император объявлялся "средоточием всех властей", за ним сохранялось право законодательной инициативы и роспуска Думы. Проблема крепостного права в проекте Сперанского прямо не затрагивалась, однако подразумевалось его серьезное ограничение: никто не мог быть наказан без суда, всем давалось право приобретать недвижимую собственность.

По мнению Сперанского, реализация его плана должна была расширить социальную базу монархии, укрепить законность, сохранив в то же время в руках императора основные полномочия для проведения реформ.

Реформа М.М. Сперанского. Зная о широком сопротивлении преобразованиям в придворных кругах, Сперанский предложил постепенную реализацию плана. В 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган, призванный стать связующим звеном между императором и различными ветвями власти. В 1811 г. были преобразованы министерства: уточнены их функции и внутренняя структура, более четко разграничены полномочия. В результате реформ Сперанского в целом завершилось формирование административной машины Российской империи в том виде, в каком она просуществует до начала XX в.

Стремясь укомплектовать новые органы управления компетентными специалистами, Сперанский еще в 1809 г. добился принятия двух указов о государственной службе. Согласно одному из них, придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ. Согласно второму, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Указы вызвали бурю негодования в среде чиновничества. Заволновались и консерваторы, увидевшие в реформах Сперанского угрозу исконным основам Российского государства. Рупором подобных настроений стал знаменитый писатель и историк Н.М. Карамзин, обратившийся к Александру I с "Запиской о древней и новой России".

По мнению Карамзина, попытка совместить самодержавную власть с представительными учреждениями грозила политической катастрофой- "две власти государственные в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга". Отмена крепостного права, полагал Карамзин, вызовет разорение как крестьян, так и помещиков. Единственный выход, по мнению писателя- подбор достойных людей на государственные посты и распространение "добрых нравов", которые лучше всяких формальных ограничений сдержат произвол самодержца и помещиков.

Одновременно с демаршем Карамзина в придворных кругах распускались слухи о связях Сперанского с Наполеоном, его шпионаже в пользу Франции. Мнительный и подозрительный,

Александр начал верить обвинениям и решил пожертвовать своим соратником в угоду консерваторам. Весной 1812 г. Сперанский без суда был отстранен от всех должностей и отправлен в ссылку. Спустя некоторое время Александр возвратил Сперанского в Петербург, однако до конца царствования уже не давал ему ответственных поручений.

Конфессиональная политика. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики.

В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения "установленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

В первой четверти XIX в. в России было до 200 масонских лож (объединений), насчитывавших до 5 тыс. членов. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.

Последние реформы Александра I. Последний период реформ Александра I начался после завершения наполеоновских войн и во многом был связан с их последствиями. Александр полагал, что бедствия войн должны были приучить монархов и народы к взаимному доверию, а умеренные либеральные преобразования обеспечат социальный мир в Европе. Во многом по настоянию Александра во Франции после свержения Наполеона было сохранено конституционное устройство. В составе российской империи конституцию получила Финляндия, отвоеванная у Швеции в 1808-1809 гг. Наконец, конституционное устройство было даровано и землям Центральной Польши (Царству Польскому), которые в 1815 г. вошли в состав России.

Польская конституция была одной из самых либеральных в тогдашней Европе, что свидетельствовало о серьезности намерений Александра I. Законодательная власть предоставлялась выборному Сейму. Вводились гражданские свободы, равный для всех сословий суд, независимость суда от администрации, гласность судопроизводства. Утверждение подобных принципов на территории, подвластной Российской империи, должно было стимулировать преобразования в рамках всего государства.

Проект такого преобразования (под названием "Уставная грамота Российской империи") готовил один из старых соратников Александра I Н.Н. Новосильцев, назначенный императорским комиссаром в Варшаву. Основные принципы "Уставной грамоты" (введение парламента и гражданских свобод, разделение властей) опирались на положения польской конституции. Особенностью проекта были планы федеративного переустройства России: страна делилась на особые области ("наместничества") со своим парламентом в каждой из них. При поддержке правительства продолжалась публикация сочинений, посвященных конституционному опыту Западной Европы и основным социально-политическим проблемам России (прежде всего, отмене крепостного права). В 1816-1820 гг. была завершена крестьянская реформа в Прибалтике. По поручению Александра ряд его приближенных разрабатывал новые проекты отмены крепостного права в России. Однако на практике ни один из этих проектов реализован не был: правительственный курс Александра I с начала 1820-х гг. все более явно смещался в русло реакции.

В чем заключались причины перехода правительства к рекреационной политике? Прежде всего, Александр I стал замечать, что умеренные реформы, которые он считал залогом социального мира в Европе, не устроили ни народ, ни правительства. В начале 1820-х гг. по государствам Южной Европы (Португалия, Испания, Пьемонт, Неаполь) прокатилась волна революций, нарастает напряжение и в конституционной Польше. В 1820 г. в Петербурге восстал гвардейский Семеновский полк, возмущенный жестокими издевательствами полкового командира. Все это неуклонно подталкивало правительство к реакции.

Меры, с помощью которых Александр I пытался погасить недовольство в стране, оказались крайне неудачными. Еще в 1817 г., под влиянием охвативших его в эпоху наполеоновских войн религиозно-мистических настроений, Александр распорядился объединить в одном ведомстве управление просвещением и религиозной сферой и учредил Министерство духовных дел и народного просвещения. В министерстве было сосредоточено управление всеми российскими конфессиями - как господствующей православной церковью, так и неправославными исповеданиями (католицизмом, протестантизмом, мусульманством и др.). Эта мера вызвала недовольство как религиозно настроенных людей, так и сторонников либерализма. Сотрудники министерства М.Л. Магницкий и Д.П. Рунич были направлены на ревизию в Казанский и Петербургский университеты, которые подверглись полному разгрому. Лучшие профессора были уволены или отданы под суд, учебные программы кардинально перерабатывались, производилась чистка библиотек, ужесточалась дисциплина.

Чувствуя неудачу большинства своих начинаний, Александр I все больше отходил от государственных дел, фактически передоверив их своему ближайшему сотруднику А.А. Аракчееву. Последний был поставлен и во главе военных поселений - особой формы комплектования и содержания армии, вводившихся с 1816 г. Крестьяне военных поселений были обязаны содержать подселенных к ним солдат и подчинялись военной дисциплине: жили в специально выстроенных домах, занимались полевыми работами под командованием офицеров в специально отведенное время и т.д.

Задуманные для упорядочения быта крестьян и облегчения расходов на армию, военные, поселения стали худшим видом крепостной неволи. Военные поселяне не раз поднимали восстания, однако власти подавляли их с неуклонной жестокостью. Суровость и непреклонность, с которой Аракчеев руководил военными поселениями, снискали ему ненависть в обществе и способствовали падению популярности царя. Все больше времени Александр I проводил в разъездах по. России и Западной Европе, и во время одного из таких путешествий умер в ноябре 1825 г. в заштатном южном городке Таганроге. События в Таганроге породили легенду о том, что Александр инсценировал свою смерть и отправился странствовать по России под видом "старца Федора Кузьмича", однако никаких документальных подтверждений этой легенды не найдено.

 

Возможно, будет полезно почитать: