«Рабочая программа факультативного курса по географии «Занимательная география»(7 класс). Факультатив по географии "занимательная география" Факультативы по географии

2.2.2. Географические факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.

По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности.

Большой интерес у учащихся вызывает привлечение к проведению факультативных занятий различных специалистов-топографов, гидротехников, геологов и др., работающих в местных организациях. Их лекции и беседы не только вызывают интерес, оживляют ход занятий, но и имеют огромное воспитательное и профориентационное воздействие.

Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций. Это хорошая подготовка к докладам и самостоятельной работе с литературой.

Учителя ведут занятия по утвержденной программе, однако наблюдается вариативность в выборе разделов программы. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей. Практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся.

Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:

развитию географического мышления;

вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;

вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);

знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - С. 34-35. .

Один из главных принципов факультатива - актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний.

Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий общим является то, что факультативы - это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.

Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы...

Внеклассная работа по географии

Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста...

Внеклассная работа по географии

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся...

Внеклассная работа по географии

Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии...

Научные исследовательские географические общества - одна из основных форм внеклассной работы по географии. Н.Н. Баранский писал: "Научные исследовательские географические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того...

Внеурочная деятельность школьников по географии

Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги...

Слово "факультативный" означает "необязательный". Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов...

Цели, задачи и содержание факультативного обучения английскому языку в школе

Современные факультативы, будучи особой организационной формой учебно-воспитательной работы, отличаются от урока и внеклассной работы, но в то же время имеют много общего. Подобно урокам...

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Основные дидактические цели курса:

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 9-х классов.

ЦЕЛИ КРУЖКА « Занимательная география »

Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Задачи и основные идеи курса:

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;

воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

    формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

Истории их возникновения,

Их архитектуре,

Их географии;

приобретут практические навыки и умения :

Работы с картой,

Работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

Навыки организации работы в группе.

Познавательная деятельность:

    использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

    формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

    овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

    приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

    владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

    организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:

Знать:

    Вклад Великих учёных в развитие науки;

    Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;

    Природные рекорды на материках и океанах;

    Особенности стран мира и народонаселения;

    Приёмы работы с источниками географической информации;

    Географическая терминология.

Уметь:

    Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

    Проводить исследование на основе накопленных фактов;

    Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Ориентирования в потоке географической информации;

    Умения решать географические задачи

    Повышения собственной географической культуры.

Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.

Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.

п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество часов

1 ч.

4 ч.

5 ч.

Ориентирование на местности

4 ч.

5 ч.

Мировой океан

4 ч.

Воды суши

4 ч.

Природа Земли

15 ч.

Атмосфера Земли.

4 ч.

Страны мира

7 ч.

Россия

8 ч.

5 ч.

Итоговое занятие

2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Название темы

Введение. Программа факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»

Земля –планета Солнечной системы

4 часа

Дополнительная информация о:

Вселенная

Солнечная система

Соседи Земли

Гипотезы происхождения нашей планеты

Демонстрации: модель Солнечной сисиемы, модель земли (глобус).

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

Ориентирование на местности.

4 часа

Материал по:

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Ориентирование по местным признакам

Демонстрации: компас, географическая карта, план местности.

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 часов

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Демонстрации : презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии

Мировой океан.

4 часа

Занимательный материал по морям и океанам:

Современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Демонстрации: географическая карта, атлас, энциклопедия, видеоматериал по экологическим проблемам.

Воды суши.

4 часа.

Дополнительный материал по изучению водных ресурсов Земли.

Крупнейшие реки Земли.

Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Кристаллизация

Воды суши своего края.

Демонстрации: географические карты, атлас,

видеоматериал о реках.

Природа Земли

15 часов

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.

Атмосфера Земли.

4 часа

Интересный материал о:

Современном методе изучения атмосферы.

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Грозные явления в атмосфере.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Наблюдения

Климат своей местности.

Демонстрации: видеофильм прогнозах погоды, справочник.

Страны мира

7 часов

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». проблемы и перспективы развития страны.

Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

Россия

8 часов

Изучение территории России, географическое положение, население, природа и хозяйственная деятельность. История формирования территории России на политической карте мира. Россия – как самое большое государство мира:

Демонстрации: политическая карта мира, энциклопедия.

Природа своего края с элементами метеорологии.

5 часов

Изучение особенностей природы своего края

ПК своей местности.

Метеорологический практикум

Антропогенное воздействие на ПК.

Демонстрации: атлас, план местности.

Итоговое занятие

2 часа

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

Список использованной литературы.

Для учителя:

    Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

    Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

    Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год

    Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год

    Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

    Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-4

    Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.

4. География: \"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:
http://www.danilova.ru

    5. География: Все для учителя географии
    Сайт:
    http://geo.1september.ru

    6. География: Энциклопедическая библиотека.
    Сайт:
    http://megacollection.ru

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Календарно – тематический план

п.п.

Перечень тем и

разделов

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Введение. Программа факультатива.

1 ч.

Земля –планета Солнечной системы

4 ч.

Земля –планета Солнечной системы Вселенная

Солнечная система

Соседи Земли

Гипотезы происхождения нашей планеты

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 ч.

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты.

Карта – величайшее творение человечества.

Типы географических карт. Географическая карта в профессиях.

История географической карты, глобуса.

Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Ориентирование на местности

4 ч.

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Ориентирование по местным признакам

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 ч.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия.

Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая».

Составления визитных карточек материков.

Построение профиля каждого материка.

Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Мировой океан

4 ч.

современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Части мирового океана.

Экологические проблемы Мирового океана.

Воды суши

4 ч.

Крупнейшие реки и озера Земли.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Воды суши своего края.

Природа Земли

15 ч.

28 - 29

Удивительное разнообразие природы Земли.

Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

31-32

Геологическое прошлое планеты.

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты.

34 - 39

Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

40-41

Евразия, как пример полной картины природы Земли.

Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Атмосфера Земли.

4 ч.

Современные методы изучения атмосферы

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Климат своей местности.

Страны мира

7 ч.

Разнообразие стран мира.

48-49

Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности.

Изменения на карте мира.

История формирования политической карты мира.

Спорные территории.

Рекорды стран «Самая, самое, самый».

Россия

8 ч.

Территория и географическое положение.

55-56

Климатические пояса и природные зоны

57-58

Природа и хозяйственная деятельность на территории России.

Народы России.

История формирования территории России

Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Природа своего края с элементами метеорологии

5 ч.

изучение особенностей природы своего края -Тамбовской области.

ПК своей местности.

64-65

метеорологический практикум

Антропогенное воздействие на ПК.

Итоговое занятие

2 ч.

67-68

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся.

Программа факультативного курса

«По странам и

континентам »

7 класс

Программа факультатива

«По странам и континентам» (7 класс)

Пояснительная записка

Программа факультативного курса “По странам и континентам” рассчитан на 34 часа, обладает новизной для учащихся.

Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что –то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.

Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.

Общие цели:

    в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;

    через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;

    современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, желание изучать данную тему в дальнейшем.

Цель программы:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела.

Общие задачи программы:

вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

    познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;

    показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

    воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

    расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.

Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. Есть новые справочники “Страны мира”, “Столицы мира”, сетевая инновационная образовательная программа “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного факультативного курса.

В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

Учащиеся должны знать (объяснять):

    страны и столицы;

    знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

    уметь работать на компьютере;

    ориентироваться по карте;

    свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

Изученные термины: Туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся будут иметь представление:

    о различных видах достопримечательностей;

    о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

    об уровне жизни в различных государствах;

    о традициях и обычаях населения стран мира;

    о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

    формирование политической карты мира;

    формы экономических отношений;

    виды достопримечательностей;

    примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Учащиеся должны уметь:

    работать с различными источниками информации;

    разбираться в вопросах определения достопримечательностей

    работать на компьютере.

Учащиеся будут иметь опыт:

    сотрудничества, взаимопомощи;

    самостоятельного выбора будущей профессии;

    общения в процессе учебной деятельности.

1) Европа - Франция, Традиции Англии, Венеция, Музеи мира, кухня и праздники народов, Галопом по Европам.

2) Африка - Догоны – жители Республики Мали, «В африканской гилее», Цвета и запахи Марокко, Природа Средиземноморья, Великие пустыни

3) Южная Америка - Путешествие в Южную Америку, В джунглях Амазонии, Непознанная Боливия

4) Северная Америка - По Северной Америке, Мексика – страна гор и вулканов, Их нравы, Как живут папуасы.

5) Азия - Турция – страна двух материков, Праздники разных народов, Кухня разных стран, Япония – страна наоборот, Таиланд – экзотика Востока.

6) Достопримечательности мира - Самые большие города мира, Память в камне и бронзе, Достопримечательности Восточного полушария, Достопримечательности Западного полушария.

Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятий, виды работ

Мультимедийное сопровождение, ТСО, наглядные средства

Самое-самое на Земле

Игра «Самый умный»

Энциклопедии, справочники, презентация

Загадка острова Пасхи

Фотографии

Догоны – жители Республики Мали

Костюмы, фотографии

КВН «В африканской гилее»

Иллюстрации, компакт-диск, костюмы

Цвета и запахи Марокко

Чтение литературы

Журналы, фотографии

Природа Средиземноморья

Слайд-шоу

Компьютер, проектор, презентация

Великие пустыни

Фотовыставка, работа с Интернет, создание презентации

Компьютер, презентация, фотографии

Саудовская Аравия –страна бедуинов-кочевников

Журналы, фотографии

Игра «КВН»

Оформление к занятию

Путешествие в Южную Америку

Костюмы, рисунки

В джунглях Амазонии

Заочная экскурсия

Компьютер, диск

Непознанная Боливия

Экскурсия по стране

Журнал, фотографии

По Северной Америке

Листы с заданиями для команд

Мексика – страна гор и вулканов

Виртуальная экскурсия

Презентация страны

Творческие отчеты

Костюмы, рисунки

Как живут папуасы

Зарисовки

Электронная презентация

Чем гордятся французы

Работа с источниками

Книги, ресурсы Интернет

Традиции англичан

Инсценировки

Костюмы, книги

Галопом по Европам

Интеллектуальная игра

Карточки с заданиями

Венеция –город на воде

Слайд-шоу

Компьютер, презентация

Турция –страна двух материков

Беседа, сочинение, фотоотчет

Фотоальбом, слайды

Праздники разных народов

Иллюстрированная викторина

Иллюстрации

Кухня разных стран

Соревнование знатоков

Фотографии, карточки с рецептами, блюда

Музеи мира

Виртуальная экскурсия, работа в видеозале

Презентация

Куклы народов мира

Иллюстрации, слайды, поделки

Игрушки, фотографии, книги, слайды

Япония – страна наоборот

Иллюстрации

Страны-карлики

Сообщения

Фотографии, карты

Самые большие города мира

Выступление в роли гида

Презентация

Память в камне и бронзе

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

Фотографии, литература, журнал «А почему?»

Достопримечательности Восточного полушария

Пресс-конференция

Иллюстративный и текстовый материал

Достопримечательности Западного полушария

Заседание «круглого стола»

Периодические издания

Таиланд – экзотика Востока

Создание визитной карточки страны

Материал для оформления

Чудеса современного мира

Работа с журналами, Интернет

Журналы, ресурсы Интернет

Викторина «По странам и континентам»

Итоговая зачетная работа, обмен мнениями

Иллюстрации

Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»

    Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8 – 9 классы). 2008.

    Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

    География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.

    А почему?

    Вокруг Света

    География в школе

    Геоленок

    National geographic

    Путешествие по свету

    Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.

    Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.

    Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.

    Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.

    От пирамид до небоскребов. – Москва, Современник, 1997.

    Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.

    Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

Я познаю мир

    Страны и народы. – Москва, 2005.

Рабочая программа факультатива

«Занимательная география».

6 класс.

Пояснительная записка

к рабочей программе факультатива «Занимательная география»

Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Новизна предлагаемой программы :

Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.

Педагогическая целесообразность:

Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»

Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

Формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);

Принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

Методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).

Средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)

Цели:

Освоение знаний об основных географических понятиях,

Овладение умением решения заданий повышенной сложности.

Развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Задачи: :

1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;

3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;

4.Воспитание географической культуры школьников.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:

Формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;

Обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.

Отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;

Формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.

Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни

Направленность предлагаемого курса:

По функциональному предназначению: учебно-познавательная

По форме организации: факультативная

По времени реализации: годичная

Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Ожидаемые результаты:

Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:

- умение работать с разными источниками географической информации;

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- картографическая грамотность;

Умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

Умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Умение составлять географический прогноз.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

Умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.

Образовательные результаты предусматривают:-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Место учебного курса в учебном плане гимназии.

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 35 ч. в год (1 час в неделю).В программе предусмотрены как теоретические занятия, так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.

Планируемые результаты изучения раздела.

Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества.

Знать и объяснять понятия «географический объект».Применять изображения из космоса для определения географических объектов.Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии.

Путешествие по родному краю.

История заселения Симбирского Поволжья. Регионы нашего края.

Составления визитных карточек регионов области. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края(«Блинная столица», родина Колобка).

Проектная деятельность учащихся.

Защита проектов.

Знать историю своего края, его заселение, формирование обычаев, традиций.

Знать отечественных географов-исследователей Симбирского Поволжья, их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику регионов области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала.

Удивительное разнообразие оболочек Земли.Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли.Уникальные памятники созданные природой.

Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия.

Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края.

Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав.

Страны мира.

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. Страны, которых нет

Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека, его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира.

6 класс.

Название темы

Введение. Программа факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

6 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы.Приключения с географией (история географических названий)

Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

Путешествие по родному краю.

6 часов

Занимательный материал по родному краю.Рекорды в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов области(«блинная столица», родина колобка). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся.Защита проектов.

«И жизни след оставили свой…»

Оборудование : презентации видеоматериала

Загадки географических оболочек Земли.

15 часов

Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты.

Загадки атмосферы. Живые барометры. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия : видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии.

Страны мира

5 часов

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

Итоговое занятие

2ч.

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.

35ч.

Распределение часов факультатива

«Занимательная география».

п.п.

Перечень тем и разделов

Количество часов

Теория

Практика

Виды и формы деятельности

Введение. Программа факультатива

1 ч

Беседа

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества

6 ч.

Лекция Практикум.

Путешествие по родному краю

6 ч.

Лекция. Практическум. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

Загадки географических оболочек Земли.

15 ч.

Практикум

Страны мира

5 ч.

Практикум

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

Итоговое занятие

2 ч.

Итоговое тестирование .

Защита проектов.

Итого

Календарно-тематическое планирование.

«Занимательная география»

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Виды

деятельности

Введение. 1час

Этот загадочный мир природы.

Пробудить познавательный интерес к миру природы

Предметные :-представление о природных условиях, о растительном и животном мире,умение надлюдать за окружающей природой.

Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса.

Личностные: осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы.

Наблюдения

Спревочники, учебник географииатласы.

Источники географической информации. 6 час.

Основные источники географической информации.

Найти необходимую информацию с помощью географических источников.

Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий.Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте.

Предметные :-представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации.представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте,представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий.

Универсальные : умение сравнивать, анализировать, сличать, вносить коррекцию,развитие навыков

Работы с различными источниками знаний.

Личностные: формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры.

Методы анализа и сравнения

Атлас, глобус,географические карты. Портреты путешественников

Практикум

Практикум

Карта- величайшее творение чаловечества.

Типы географических карт.Географическая карта в профессиях.

История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте

По следам великих географических открытий.Географические закрытия.

Приключения с географией.(История с географическими названиями)

Путешествие по родному краю. 6 часов.

История заселения Симбирского края.

История заселения края древними племенами (буртасы, ильменьковские племена, формирование народностей Поволжья).Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками,их вклад в историю края.

Предметные:

умение овладевать картографическими знаниями

Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края.

Личностные :осознание своей этнической принадлежности.

Методы исследования.

Метод проектирования.

Карта Ульяновской области

Практикум

Практикум

Составление визитной

карточки Ульяновска.

Регионы нашего края. (блинная столица)

Обычаи и традиции Симбирского края.

«И жизни след оставили свой…»

Загадки географических оболочек Земли.15 часов.

Неразгаданные тайны глубин Земли.

Особенности

Рельефа Земли.

Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым

географическим объектам.

Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору , и силах формирующих рельеф планеты,умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана,сходство и различие географических объектов.

Умение доказывать необходимость охраны природы.

Универсальные :анализировать необходимую информацию из различных источников(карты, дневник наблюдения, диаграммы).

Личностные: формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию.

Метод исследования и проектов.

Физические карты мира, России.

Практикум

Практикум

Практикум

Защита проек

тов

Практикум

Защита проек

Тов

Экскурсия

Земли.Геологическое прошлое планеты.

Уникальные памятники,созданные природой.

Уникальные памятники,созданные природой

Загадки атмосферы.

Живые барометры.

Защита проектов по темам.

Аномальные зоны океанов.

Атлас несуществующих земель.Топонимика.

Биосфера.

Эти удивительные растения. «Зеленая аптека».

Защита проектов по теме «Лекарственные растения»

Природные парки и заповедники.

Парки и скверы города Ульяновска. Ландшафтный дизайн.

Экскурсия по парку «Приволжский»

Страны мира.5 часов.

Путешествие по странам мира.

Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Знакомство с обычаями и традициями народов мира.

Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени. Универсальные : умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков.

Личностные : уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности.

Исследовательский.

Политическая карта мира и отдельных стран.

Защита проек

тов

Защита проек

тов

Различие стран по площади, положению на карте.

Люди такие разные. Народы мира.

Обычаи и традиции народов мира.

Защита проектов. Презентации.

34-35

Литература для учащихся

Литература и пособия для учителя

Медиаресурсы

«Занимательная география».

6 класс

География.Начальный курс.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.А.А.Летягин.\\Вентана граф//;-М. 2015.

Географическое краеведение. г.Ульяновск.2010г

Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.

Ресурсы Интернета

Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера»


Факультатив по географии, 6 класс: Программа. Удивительная планета земля

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные факультативы.

Факультативы по географии позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявлять талантливых, ориентированных на изучение географии детей.
Работа над факультативными заданиями помогает ребятам не только закрепить учебные навыки, но и выработать критический подход к информации.
Основная цель курса: повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, целенаправленная и качественная подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи курса:
- повысить предметную компетентность учеников;
- формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
- вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
- способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.

Курс рассчитан на углубление знаний. Он расширяет знания учащихся об оболочках Земли, об особенностях материков и океанов, о природе России, дает возможность получить более полные знания о картах и способах работы с ними, применять полученные знания на практике.
Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.
Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает обучающихся элементарными знаниями по физической географии, познакомит с необычайным и загадочным в природе нашей планеты. Вместе с тем пополнит знания учащихся об исследователях и географических открытиях нашего времени, о чудесах природы, растительного и животного мира,а также о пока еще не разгаданных тайнах, оставленных древними цивилизациями, а в процессе проведения практических занятий у учащихся сформируются и разовьются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности:
- работа со статистическими материалами,
- построение и анализ графиков, диаграмм, профилей,
- составление плана местности и работа с ним,
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ).
Рабочая программа курса ориентирована на основные положения и содержание федеральной программы «Одарённые дети».
Данная программа раскрывает содержание основных теоретических понятий и положений системы подготовки к предмету, а также содержание базовых методических практик, способствующих повышению эффективности учебного процесса, развитию интеллектуальных способностей школьников.
Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
В настоящее время логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли. Реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его изучения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включающих организацию усвоения, т.е. умения учиться.
При прохождении курса будут использоваться следующие методы:
тестирование и самотестирование;
тренинги;
групповая и парная работа;
мозговой штурм;
анализ материалов олимпиад
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с детьми:
1. Учесть степень и меру самораскрытия учащихся;

2. Удовлетворить их потребности в получении информации.
Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
создание тематически презентаций;
обобщающие вопросы и задания;
тесты, решение задач.
Выполнение практических работ.
Изучение школьниками факультативного курса «Удивительная планета Земля» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций:
Учебно-познавательная:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само - и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Информационная:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.
Социально - коммуникативная:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
Введение (1 час)
Цели и задачи курса . Особенности заданий. Оборудование для занятий.
1 раздел Географические открытия и «закрытия»(4часа)
Открытия в тиши кабинетов. В дебрях острова Новая Гвинея, «Последние из Могикан» каменного века. Остров, воспетый Александром Дюма. Географические закрытия.
2 раздел Загадки земного шара. (10 часов)
Этот известный неизвестный Христофор Колумб. Светящиеся круги в Индийском океане. Таинственные скитальцы Мирового океана. Тунгусское диво. «Затерянные миры» Амазонской сельвы. Атлантида: легенды или действительность?. О чем молчат гиганты острова Рапануи.? Феномен племени Догонов. Незнакомка с пылающей горы. Загадочные природные холодильники.
3 раздел Чудеса природы. (5 часов)
Море без берегов. Пресноводные колодцы океанов. Удивительные кратеры гиганты. Жизнь удивительных озер. Страна наоборот. Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте.

4 раздел «В мире удивительных растений и животных» (5 часов)
Зеленные небоскребы. Растения - парадоксы. «Конфетное» и «пирожное» деревья, Деревья - «хлебозаводы». «Молочные» леса и «масляные» рощи. Ядовитые обитатели океанов. Пернатые «архитекторы».Знакомый незнакомец. Птица с руками
5 О чем рассказывают географические названия.(5 часов).
Имя на карте. Географические названия-гулливеры и лилипуты. Названия предупреждают и предостерегают. Географические названия - рекламы и подарки Геогафические названия вокруг нас.
6. Ошибки и недоразумения на географической карте.(5 часов). «Я вас не понимаю».Названия - недоразумения.Географические названия, которые «подсказывают»и «обманывают», «Масло масляное» на географической карте. История с географией. Атлас загадочных, удивительных и несуществующих земель.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные законы и положения в области географии;
- методы решения географических задач.
При работе с программой отрабатываются умения:
- во время мозгового штурма - конструктивно обсуждать проблему в группе, слушать и слышать друг друга, пользоваться алгоритмом, правильно распределять роли в команде, а также самостоятельно организовать поиск решения проблемы;
- при выступлении - ясно и конструктивно излагать свою мысль;
- при обсуждении задачи – оценивать свою работу в группе, воспринимать новую информацию, вести диалог, развивать культуру спора.
Учащиеся должны уметь:
- уметь устанавливать причинно - следственные связи и характеризовать с научных позиций основные объекты (факты, явления, процессы);
- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- высказывать свою точку зрения на географические проблемы и предлагать пути решения этих проблем;
- уметь быстро принимать коллективные решения;
- работать в группе.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Скарлото Г.П. Занимательная география для детей и взрослых.Киев. «Альтерпрес» 1996г.
2) Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
3) География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.
4) Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.
5) Скарлато Г.П. Георафия: тайны и открытия. Москва 1997г.
6) Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М: Просвещение 1988г.
7) Резько И.Е. Энциклопедия тайн и сенсаций. Минск.Литература,1997г.
8) Шнырев В.В. и др. Двести вопросов и триста ответов по географии Самара 2011г
9) Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии.Просвещение 1999г.
10) Акимушкин И.В. Причуды природы. М.: Мысль,1991г.
11) Гангус А.Н. Тайны земных катастроф. М.: Мысль 1995г.
12) Литенецкий И.Б. Изобретатель - природа. М.: Знание, 1985г.
13) Чекуров М.В. Загадочные экспедиции. М.: Мысль 1985г.
14) Сайт Русского географического общества
15) Сайт старейшего в России журнала о путешествиях и приключениях.
16) Сайт Всемирная география.

 

Возможно, будет полезно почитать: