Консультация для воспитателей: "Старинный русский промысел - гжель". Консультация для родителей «Народные промыслы Консультации про гжель для родителей

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина.

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное. И кому, как не детям близки и понятны многие работы народных мастеров декоративной росписи, будь то дымковские глиняные игрушки, хохломские стульчики и ложки, загорские матрёшки и т. п. Малыши воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру, и это очень помогает в формировании художественного вкуса детей и руководстве их художественной деятельностью.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории той или иной росписи, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, листик, цветок, завиток и т.д. Вначале следует показать, как нарисовать несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с прекрасным.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству

(Н. А. Ветлугина ).

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковская игрушка — это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Уважаемые родители, предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь нашими советами:

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Хохлома – красота несравненная . Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичны и полосы на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: » Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота — посуда расписная! «

Можно загадать ребенку загадку: «Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют… .(хохломой)

Голубая Гжель . В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

В виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо». По сей деньстоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

Филимоновской игрушка . Ценность филимоновской игрушки в ее подлинности, в её корнях, уходящих в глубокую древность. Мастера-филимоновцы бережно хранят традиции своих предков. Филимоновские игрушки узнаваемы и сказочны одновременно, что очень важно для развития образного мышления и воображения. Герои филимоновской игрушки – это крестьянки, барыни, солдаты, наездники, танцующие пары. Из животных чаще всего изображаются коровы, лошадки, медведи, бараны, а из птиц – курицы и петухи. Все филимоновские игрушки изначально выполняли функцию оберегов и магических инструментов.

Еще одна особенность филимоновской игрушки, что все они имеют свисток. У животных он расположен в хвосте, фигурки людей всегда держат птицу или зверька-свистульку. Эту особенность можно использовать, играя с малышами в музыкальные игры. Научите ребенка дуть в свистульку, слушать и регулировать силу звука, повторять за вами мелодии с разным темпом и ритмом.

Начиная с 5-ти лет расширять представление детей о филимоновской игрушке, рассказывая о происхождении, особенностях изготовления. Старшие дошкольники с удовольствием создают поделки и игрушки из различных материалов по мотивам филимоновской игрушки, осваивают роспись на плоскости и на объеме.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Уважаемые родители, помните:

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

3. Поощряйте.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребенком.

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Уважаемые родители

расскажите детям

Всего в 60 км к юго
-
востоку от Москвы
есть уникальное место с кратким названием,
известным каждому
-

Гжель. Исторически под
этим названием подразумевается не город, не
деревня (хотя деревня с таким названием тоже

имеется), а регион, издавна славившийся
залежами высококачественной глины. Район
Гжели включа
л в себя 30 сел и деревень,
объединённых одним названием «Гжельский
куст».

Почти СЕМЬ веков здесь трудятся мастера и ремесленники. Традиции
промысла, переходящие

из поколения в поколение, талант мастеров, приносивших в
каждую эпоху что
-
то новое, создали бренд под названием «Гжель», который сейчас
известен во всем мире.

Продукцией гончаров в
старину

была глиняная посуда. На
зывали её ещё
«чёрной». Но в XVII веке
был налажен выпуск
«муравленой», политой глазурью посуды, придававшей
изделию прозрачный цвет, а наличие специальных
добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона.
В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый
материал и новую технологию. Тепе
рь они выпускали
полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес
представляли изделия, расписанные в синий цвет.

Чтобы как
-
то связать название местности с её основным
ремеслом, появилась версия:

если посуду обжинают, «жгут», то и
всё её производство названо «гжелью», которое со временем было
превращено в «гжель».

Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта,
из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из

глины. Мир
гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях,
семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк,
несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и
подчас наивна, но об
язательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску

кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели
сини
й

цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут
узоры по поверхности изде
лия, а затем его покрывают
глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в
орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки
ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они
одного цвета. Но после печи узор приобретает множество
оттенков и тонов,
придавая своеобразие изделиям.

В 1972 году было создано объединение «Гжель» на основе шести маленьких
производств. Разрабатывались новые образцы и новые формы. Живопись становилась
богаче. «Гжель»

(
gzhel.ru
)

название современной фирмы, производящей уни
кальный
фарфор с кистевой росписью кобальтом. В «Гжели» работают
высококвалифицированные и одарённые художники. Мастера расписывают каждое
изделие только вручную. Процесс обучения художников занимает до двух лет. В
Гжели существует преемственность в обучен
ии промыслу: от
детского сада до Гжельского художественного Колледжа. Гжель
сегодня

это не только красивая бело
-
синяя посуда, но и камины,
люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера.
Гжель

это многовековая традиция, любимая и по сей д
ень.

БОРДЮРЫ СЕТОЧКИ

МАЗКОВАЯ ЖИВОПИСЬ С ТЕНЬЮ

ЭЛЕМЕНТ «КАПЕЛЬКА» В РОСПИСИ

ГЖЕЛЬСКАЯ РОЗА

ГЖЕЛЬСКАЯ ПТИЦА

Уважаемые родители

почитай
те детям

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо
-
Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам г
жель приходит снежной

сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине
-
голубым.

Светлана Ледкова

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!


Приложенные файлы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ подготовила Фитисова И.В. воспитатель ДОУ №319 «СНЕЖИНКА – НОРД» г. Донецка МОН ДНР

  • В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет.
  • Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой.

Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Как и все народные промыслы в России на рубеже XIX-XX столетий, искусство гжели в это время тоже терпит упадок. Но уже в 1930-ые годы в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Было приложено много стараний, чтобы гжельское чудо не было забыто навсегда

Елена Смирнова
Консультация для родителей «Народные промыслы»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей . А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами , мы постараемся освежить их знания о народно -прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов . А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа . В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов . Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства . Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в . Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство . Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки , узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг , рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров . Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку : " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "

Можно загадать ребенку загадку :

"Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .(хохломой) .

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки : " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так :

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю :

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят : «Каков мастер, такова и работа» .

Важно всегда помнить : искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства , его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера , люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3

Консультация для родителей

Тема : " Народные промыслы "

Подготовила

воспитатель .

 

Возможно, будет полезно почитать: