Можно ли ездить на нейтральной. Особенности длительной езды на нейтральной передаче на авто с механической кпп. Педаль газа доступна не всегда


Человеку, только получившему права, интересно, можно ли ездить на нейтралке на автомате? Все прекрасно знают, что автоматическая коробка передач довольно удобна в плане эксплуатации. Даже те, кто ездят исключительно на механике, признают достоинства АКПП. Есть лишь один нюанс - если водитель ездил исключительно на МКПП, перестроиться на автоматическую коробку будет достаточно сложно, потому как привычки менять очень сложно. Кажется, что катиться с горки на нейтральной передаче - это вполне нормальное явление. Но не навредит ли это современному механизму, где за все отвечает электроника? Люди, пересевшие с механики на автомобиль с автоматической коробкой, искренне верят, что использование нейтралки во время движения допустимо. Как минимум, это отличная возможность сэкономить собственные средства, учитывая современные цены на топливо. Но с учетом всех особенностей автомата, использование нейтралки во время движения может привести к тому, что коробка попросту не выдержит подобной нагрузки. Как итог, придется выполнять достаточно дорогостоящий ремонт. В такой ситуации нет смысла экономить на бензине, что логично!

Можно ли ездить на нейтралке на автомате? Вроде ответ на вопрос очевиден, но все-таки этот момент является объектом большого количества споров. Если внимательно прочесть руководства по использованию АКПП, там можно найти информацию о том, что переключение в положение N во время езды не разрешено. В свою очередь, многие водители занимаются подобным, аргументируя тем, что ничего страшного в этом нет. Действительно ли это так? Водители, преодолевшие за все время огромное количество километров, уверены, что лучше прислушиваться к рекомендациям, приведенным в инструкции.

Причина номер один

Система, отвечающая за смазку, совершенно не такая, как в механическом варианте. Если в механике шестерни постоянно находятся в большом количестве масляной жидкости, то в АКПП количество масла напрямую зависит от работы силового агрегата. Авто стоит - детали также не работают; как только она начинает движение - элементы железного коня начинают вращение. Несложно догадаться, что будет с деталями, если отсутствует смазывающее вещество. Нет, коробка не начнет заклинивать, но скорость ее износа увеличится в разы. Любителям езды на нейтралке стоит помнить об этом.

Фанаты езды накатом должны учитывать тот факт, что даже такой процесс, как буксировка, может быть выполнен на расстояние, которое составляет не более пятидесяти километров. Внимательно читая инструкцию, можно столкнуться с полным описанием подобных моментов. В случае если станция технического обслуживания находится дальше, чем на расстоянии в 50 километров, тогда нужно подготовиться к скорому ремонту коробки переключения передач.

Причина номер два

В продаже имеются такие модели, где продолжительность работы коробки напрямую зависит от числа выключений и включений нейтрального положения. Логично предположить, что чем чаще человек включает нейтраль, тем скорее коробка выйдет из строя. АКПП не раскрошится на маленькие запчасти, все же некоторые ее составляющие придется поменять. Если замена одной отдельной детали не заставит сильно тратиться, то суммарная стоимость замены нескольких запчастей - это довольно накладно.

Что сказать по поводу экономии горючего? На самом деле, все сказанное по этому поводу является выдумкой. Водители решили опытным путем во всем разобраться, при помощи бортовика. Когда машина в положении "драйв" катится с горки, расхода вовсе нет. В ситуации, когда рычаг находится в нейтральном положении, топливо все же расходуется, пусть и не сильно много.

Ничего подобного с механикой еще никто не делал, почему-то владельцы еще до этого не додумались. По поводу автоматической КП можно сказать на сто процентов, что езда накатом грозит не только деталям и механизмом, но и негативно сказывается на затратах горючего.

Что еще знать важно?

Есть еще ряд моментов, знать про которые должен совершенно каждый водитель. Кто-то скажет, что сейчас речь пойдет о каких-то мелочах, но порой, именно от мелочей зависит работоспособность транспортного средства.

Переключаться с режима "драйв" на "нейтраль" можно без проблем. Выполнение этого действия в обратной последовательности чревато проблемами для коробки. Лучше сразу остановиться. Какой же тогда смысл включения нейтральной передачи? Это бессмысленная потеря времени, плюс, остановиться окончательно не получится.

Не стоит исключать тот факт, что мотор может неожиданно выключиться. Когда включена передача, ничего страшного в этом нет. В момент нахождения передачи в нейтральном положении, ГУР перестает работать, а машина намного хуже будет управляться. Что может быть в итоге? Каждый сам прекрасно знает.

Сегодня пятый видеоурок вождения на АКПП (автоматической коробке передач). Предлагаю поговорить о такой важном аспекте как нейтральная передача. Вроде бы что про нее говорить? Но не так все просто, многие водители которые ездят на механической коробке зачастую могут пустить машину накатом (нейтральная на скорости), а на автомате так можно? Или вот еще один вопрос, нужно ли переключаться на «нейтралку» на светофоре? Да и вообще зачем нужна эта передача на автомате …


Для начала небольшое определение.

Нейтральная передача это положение коробки передач (не только ) при котором от двигателя не передается колесам, таким образом при работающем двигателе автомобиль не двигается.

Зачем нужна нейтральная передача на автомате?

Второе назначение – это стоянка, конечно можно поставить машину на нейтралку и на «ручник», но это не так удобно как скажем просто поставить на «P» паркинг. Но из такого положения двигатель заведется (почитайте ) Однако так делать можно, это не запрещено!

Как вести себя на светофоре, пробке

Также распространенный вопрос – нужно ли ставить нейтральную передачу на светофоре или достаточно просто нажать педаль тормоза, оставшись в режиме D – «драйв» ?

Вопрос очень и очень не простой, тысячи различных советов можно услышать из различных источников, и даже из фирменных сервисов автомобилей нет определенного мнения.

Давайте подумаем сами. Что говорит нам любой мануал (инструкция пользователя).

При включенной нейтральной передаче – отсутствует связь между входными и выходными валами. Выходной вал не заблокирован, а значит, автомобиль может двигаться (буксировка). Поэтому нейтральная передача (), в основном нужен только для сервисной транспортировки автомобиля и то по определенным правилам.

Запомните автомат (АКПП), это совсем не механика, здесь принцип сцепления совершенно другой. Здесь нет диска сцепления, а всю работу выполняет гидротрансформатор. Однако когда включен режим «N» (нейтраль) связи между двигателем и колесами попросту нет. Наш бублик (гидротрансформатор) вращается, но он не связывает колеса и двигатель, потому как стопорящие кольца они же фрикционные диски разжимаются.

Что происходит, когда вы переводите рычаг в положение «D» — масляный насос качает давление в гидроблок, далее открывается соленоид и дает давление, под которым фрикционные диски (первой передачи) сжимаются. Они как бы соединяют два вала (от двигателя и от колес) и автомобиль готов к движению, отпускаем педаль тормоза и поехали. После электроника решает, какие фрикционные диски (какой передачи) ей сомкнуть.

Что происходит, когда вы встаете на светофоре и выключаете «D» и переходите в «N». Фрикционы размыкаются, соленоиды закрываются, валы расцепляются. Затем вы опять переводите с «N» в «D» опять такой сложный процесс повторяется! ЕЩЕ РАЗ НАПОМНЮ ЭТО НЕ МКПП!

Итог быстрее изнашиваются соленоиды, фрикционы первой передачи! Если вы один раз включили (а в пробке можно ехать и на второй), то давление стабильно, фрикционы всегда сжаты. ЭТО ПРАВИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ!

Однако есть и такие случаи, когда стоите на автомате очень долго – пробка, очередь на АЗС. Тогда и нога устанет и держать автомобиль на тормозе не очень удобно. Что делать тогда?

При длительном стоянии в пробке или на АЗС, допускается включение «нейтральной». А можно вообще заглушить мотор, так еще и топливо сэкономите.

Накатом на автомате

Второй по популярности вопрос — Можно ли ездить накатом на автомате?

Кому не хочется с крутой и затяжной горки – поставить машину в положение «N» и катиться на ней пока уклон позволит? Да еще и топливо экономится! НО!

При накате вообще переключаться на «нейтральную» – НЕЛЬЗЯ! Почему? ДА все очень просто. Вот катимся мы с горы, накат, и прям вот рука тянется переключиться на «N» — переключаемся, размыкаем жесткую связь между валом на колеса и валом от двигателя, они начинают крутиться с различными оборотами. То есть двигатель, мы можем раскрутить хоть до 5000, но на колеса это не даст никакого эффекта!

Теперь решили на скорости включить «D», то есть нужно сомкнуть два вала, которые крутятся с различной частотой, ПРИЧЕМ НА СКОРОСТИ! То есть их должны остановить фрикционные диски, СОМКНУТЬ и начать работать как один вал! Это очень сложно, получается что-то типа удара, когда фрикционы смыкаются.

Если вам хочется все же катится с горки накатом, нужно дождаться, когда машина встанет, ПОЛНОСТЬЮ и только потом включить «D» когда вал остановился.

ДА и катится на автомате на нейтральной это не есть ГУД! Запомните! Ремонт потом выйдет намного раз дороже, чем вы сэкономите топлива!

Если хотите катиться то отпустите педаль газа и катитесь, сколько позволит автомат на режиме «D»

У начинающих водителей может возникать уточнение - почему запрещено передвигаться на машине при нейтральной передаче? Преподаватели автомобильных школ аргументируют учащимся, что как только вы переключаетесь на нейтральную передачу, автомобиль будет не настолько устойчивым, как на обычной передаче. Это и есть причина того, почему не рекомендуется переключение передачи в нейтральное положение во время прохождения поворота, а также во время торможения либо спуска вниз с наклона (горы).

Однако, стоит закончить начинающему автолюбителю школу и сесть самостоятельно за руль, как тут же начинают сыпаться советы от более опытных друзей и коллег, которые ездят за рулем уже не один год. Обязательно встретится хотя бы один человек, который будет советовать езду на нейтральной передаче, если представится случай. Кому верить, кто прав?

Те, кто считает, что поездка на включенной нейтральной передаче поможет существенно сэкономить бюджет, а также такой тип поездки поможет двигателю - ошибается.

Для того, чтобы дать точный ответ на этот вопрос, необходимо разбираться в технических характеристиках автомашины и как она работает. Если заглянуть во внутрь и ознакомиться с техническими характеристиками - сразу можно понять, что это ошибочное мнение, что езда на нейтралке бережет машину и двигатель.

Большинство не разделяет понятие «езда на нейтралке» и «движение накатом». Как только автомашина начинает ехать накатом на включенной передачи, ее колеса включают в работу и коленчатый вал. Таким образом у двигателя начинают понижаться обороты. Бензин перестает подаваться в цилиндры, автоматически отключается. То есть, на лицо экономия топлива. Однако стоит перевести передачу на нейтральное положение - колеса сразу же теряют связь с мотором. Он начинает трудиться на холостых оборотах, что позволяет ему не глохнуть. Вот и получается, что, когда машина передвигается на нейтральной передаче, она может затратить от 1 до 3 литров на 100 километров. Во время поездки, когда педаль газа отпускается, но передача остается включенной - расход будет составлять около 0 литров на 100 километров.

Что происходит с автомобилем

  • Если постоянно ездить накатом при включенной передаче - вы сможете помочь автомобилю. Во время такой езды масло будет меньше прогорать на стенках цилиндра. Соответственно общий ресурс двигателя будет увеличен, в связи с тем, что количество взрывных процессов будет намного уменьшено.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что по финансовым соображениям, ездить на нейтралке - не имеет смысла. Кроме этого, вы не только не сможете сэкономить, но еще и значительно можно навредить автомобилю - он становится неустойчивым, а соответственно в плохую погоду (например, ливень или сильный гололед) это будет сказываться на безопасности вашей езды.
  • Современные автомобили оборудованы такой топливной системой, что во время торможения двигателем, при самых высоких передачах, подача топлива будет прекращена. Однако такой вариант более эффективен, если вы спускаетесь с затяжных горок. Если же движение происходит на горизонтальной поверхности - вы потратите гораздо больше топлива на то, чтобы спуститься и затормозить, чем будете спускаться при пониженной передаче.

Обязательно, выбирая скоростной режим, учитывайте не только финансовую сторону (считается, что при езде на нейтральной передаче можно сэкономить бензин), но еще и состояние дорожного покрытия, погодные условия и устойчивость вашего автомобиля.

Вся суть этого метода сводится к тому, что отпустили вы или нет педаль сцепления - первичный вал будет вращаться либо нет. Шестерни не будут заходить в этот период в зацепление. Подшипники, соответственно не получают нагрузку и изнашиваются гораздо дольше.

или можно ли ездить на «нейтралке»?

Движение накатом - на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления — тоже один из извечных вопросов и тем для спора. Можно, нельзя, нужно, не нужно? Тут на самом деле все просто и однозначно, но решение принимать все равно вам. Рассказываю…

Нужно ли выжимать сцепление? Нужно ли включать нейтралку?

Вообще, откуда все это пошло? Езду накатом придумали наши деды и прадеды. В те времена двигатели были слабенькими и ненадежными, поэтому надо было регулярно давать им остыть - снижать обороты до холостых, для чего и включали нейтраль. Кроме того, на старых машинах так экономили топливо . Оно и логично: меньше обороты мотора - меньше расход топлива.

А что сегодня? Сегодня двигатели надежны, как гвозди, и здоровы, как быки. Они не нуждаются в дополнительном охлаждении, тем более таком, как включение нейтрали, и даже рассчитаны на интенсивную работу на высоких оборотах .

Экономия топлива

Что касается расхода топлива, уже лет 30 как существует режим принудительного холостого хода. Суть его в том, что при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю . Сложно поверить? Если маршрутный компьютер в вашей машине умеет считать моментальный расход топлива, попробуйте сами и посмотрите на показания расхода топлива во время торможения. Вы увидите там ни что иное, как нуль без палочки. А при движении на нейтрали двигатель работает на холостых оборотах и потребляет 1-2 литра в час топлива. Выходит, тормозить на передаче с отпущенным газом экономичнее, чем на нейтрали или с выжатой педалью сцепления . Полностью тему экономичного вождения я раскрываю на эксклюзивном курсе нашей школы «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Движение накатом и безопасность вождения

Теперь порассуждаем на тему «безопасно ли ездить на нейтралке?»

Что значит водить безопасно?

Вернемся к определению безопасности вождения, которое я дал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя » и в своей книге «100 способов избежать аварии«: безопасность - это возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП . Маневров может быть три:

1. Изменение направления движения (действия рулем).

2. Торможение:

  • торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
  • торможение двигателем (отпускание педали газа)

3. Ускорение (нажатие на педаль газа)

Педаль газа доступна не всегда

Руль и педаль тормоза активны всегда, а педаль газа - не всегда, а только при включенной передаче. Поэтому если в движении включена нейтраль или нажата педаль сцепления, у вас неактивна педаль газа и нет возможности тормозить двигателем или ускоряться . То есть вы вооружены только двумя возможностями маневра из четырех, и ваше движение - «наполовину безопасно»:) А можно ли быть «немножко беременной»? :)))

Приведу такой пример. Представьте себе, что у вас в салоне машины есть кнопка включения педали тормоза. Пока она выключена, педаль тормоза неактивна: нажимай-не нажимай, машина тормозить не будет. И только при включенной кнопке педаль тормоза будет работать. Как бы вы предпочли ездить - с включенной кнопкой или выключенной? :) Представляю себе картину: водитель едет, вдруг перед ним неожиданно возникло препятствие и нужно экстренное торможение, чтобы избежать столкновения. Водитель в шоке вспоминает о кнопке, судорожно ее ищет, впопыхах пытается включить ее и только потом начинает тормозить. Смешно, не правда ли?

Так вот, ездить на нейтралке - все равно что с выключенной кнопкой педали тормоза . Так оно вам надо?

Вот и решайте: можно ли ездить накатом? Можно, но не нужно. Вы теряете в безопасности, в экономии топлива и ничего не приобретаете взамен .

Безопасное торможение - на передаче

Выходит, самый правильный способ торможения - на включенной передаче, что называется комбинированным торможением. Так вы и топливо экономите, и сохраняете связь колес с двигателем во избежание блокировки колес, что актуально для машин без АБС, и имеете запас тяги на случай необходимости торможения двигателем или разгона . Кстати, а что общего между всеми торможениями? То, что после каждого торможения следует ускорение! И часто от нас требуется ускорение интенсивное - хотя бы для того, чтобы избежать столкновения с автомобилем сзади, который не успевает за вами затормозить.

О нюансах торможения на передаче вы можете прочитать в статьях «Как правильно тормозить?» и «Как правильно тормозить на механике ?» или на практическом курсе «Магия переключения передач». А здесь напишу лишь, что правильно тормозить на передаче практически до полной остановки и выжимать педаль сцепления только тогда, когда стрелка тахометра приблизится к холостым оборотам - 1000 об/мин. А нейтраль включать уже после остановки машины.

В следующей статье — о том, какие есть недостатки автомата с той же точки зрения — безопасного вождения.

 

Возможно, будет полезно почитать: