В эмоциональном порыве поэт угрожает царям державин. М. Ю. Лермонтов "Смерть поэта": анализ стихотворения. О чем данное стихотворение

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Архангельское

Урок литературы в 9 классе Учитель Слушкина Е.А.

Тема: Сатирические стихи Г.Р.Державина.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина.

Цель : Знакомство с основными темами и образами лирики Г.Р.Державина.

Развитие навыка анализа лирического стихотворения.

Прививать интерес к изучению русской классической литературы.

Ход урока.

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г.Р.Державин

Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:

Гаврила Романович Державин (1743-1816)

1. Определение уровня читательского восприятия.

    Рассказать, что вы знаете о Г.Р.Державине. Ученикам предлагается рассмотреть портрет Г. Р. Державина и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)

    Где родился поэт. Что известно о его семье?

    Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)

    Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)

    Что вам известно о гражданской службе поэта?

    Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)

    Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?

(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)

Учитель дополняет рассказы учащихся.

Державин давно занял почетное место среди классиков, однако его произведения менее популярны, чем произведения Пушкина. Прежде всего, это объясняется тем, что поэтическая система Державина сложна для восприятия.

Обращаясь к осмыслению жизненного пути Державина, нужно иметь в виду, что он был не только поэтом, но и государственным деятелем, и в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта.

В службе Державин видел не только способ получения наград и чинов, но и выполнение своего гражданского долга. свою задачу на службе государю и отечеству он видел в том, чтобы быть посредником между троном и народом.

Его поэзия – это поэзия поэта-гражданина. «Долг поэта в мир правду вещать»,- говорил он

Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствуют лихоимство и вопиющая несправедливость; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Но Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде "Властителям и судиям" Державин гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном долге перед государстврм и обществом.

4. Чтение стихотворения «Властителям и судиям».

5. Словарная работа:

Лихоимство - взяточничество.
Мзда (устар) - вознаграждение, плата, взятка.
Очеса (устар) - очи, глаза.

6. Беседа.

Найдите в стихотворении строки прямо противоположные восхвалению царицы в оде «Фелица». Как можно объяснить резкий, гневный тон поэта?

Это стихотворение является переводом 81-го псалма царя Давида из Библии.

В чем заключаются особенности его композиции?

Семь четверостиший четко делятся на две части. В первой части напоминание царям и судьям об их обязанностях перед народом. Прочтите эти строки.

Что представляет собой вторая часть стихотворения?

Здесь звучит мотив возмездия царям и судьям. В Библии этот мотив отсутствует.

7. Самостоятельная работа

Анализ стихотворения по карточке-плану (получает каждый):

Властителям и судиям (1780)

Екатерина II , прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи». Современники Державина знали, что во времена Французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. «Властителям и судиям»-смелое поэтическое переложение Державиным 81-го псалома (религиозная песнь).

Я думаю, гнев Екатерины II вызвали строки ____________________________________________

Поэт обвиняет сильных мира сего в____________________________:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В эмоциональном порыве поэт угрожает царям:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В этом стихотворении нашла отражение гражданская и нравственная позиция поэта. Она состоит в том, что__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.

А.С.Пушкин писал о Державине:

«Державин - бич вельмож при звуке грозной лиры…» («Послание цензору»)

6. Обобщение.

Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”

Домашнее задание

    “Что мы знаем об нём” - Слово о Державине.

    Выразительное чтение оды.

В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики поэта. В стихотворении дан отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной.

От лица всего передового, что было в русском обществе того времени, от лица широких народных масс Лермонтов выражает глубокую скорбь по поводу смерти Пушкина, гнев и презрение к убийцам великого поэта.

Разнообразные чувства волнуют душу Лермонтова: и любовь к Пушкину, и восхищение его гениальным поэтическим даром, и глубокая скорбь о его гибели, и негодование на подлых убийц народного поэта.

Эти чувства находят яркое, художественное выражение в стихотворении - и в подборе слов, и в интонациях речи.

Пушкин - это гений («угас, как светоч, дивный гений»), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с «гордой головой», с «сердцем вольным и пламенными страстями».

Говоря о причинах гибели Пушкина, Лермонтов рисует яркую картину непрерывных преследований поэта, организованной травли его, подлой клеветы, к которой прибегали враги: «поэт пал», оклеветанный молвой. Враги своего добились:

Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит!

Это многоточие, поставленное перед словом убит, прерывая речь поэта, выразительно говорит о душевном волнении Лермонтова, потрясённого убийством своего любимого поэта и учителя.

Беспощадно клеймит Лермонтов непосредственного убийцу Пушкина - Дантеса.

Он называет его убийцей человеком бессердечным («пустое сердце бьётся ровно»), карьеристом, приехавшим в Россию «на ловлю счастья и чинов», презирающим всё, что дорого русскому народу:

Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы, Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал.

Но уже в первой части стихотворения Лермонтов обличает настоящих виновников гибели Пушкина, тех «клеветников ничтожных», которые «так долго гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар». Уже здесь Лермонтов точно указывает, кто эти клеветники: это «свет», светское общество, против «мнений» которого «восстал» Пушкин.

Во второй же части стихотворения, в последних 16 строках, Лермонтов от элегии переходит к политической сатире, давая полный простор своему гражданскому негодованию. Поэт-трибун обращается к настоящим убийцам Пушкина с обличительной речью, клеймя «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов», тех, кто «жадною толпой» стоят у трона. Придворное общество Лермонтов называет «палачами свободы, гения и славы» и грозит им «божьим судом». Но этот «суд» произойдёт не в загробном мире, а здесь, на земле, где прольётся «чёрная кровь» убийц Пушкина. Поэтому-то как «воззвание к революции» и поняли эти строки те, к кому они были обращены.

По своему жанру стихотворение «Смерть поэта» представляет собой смелое сочетание элегии с сатирой, впервые встречающееся в русской поэзии. Продолжая линию Пушкина, Лермонтов ломает рамки общепринятых жанров, создаёт новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» - это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Стихи поражают богатством интонации и с предельной убедительностью передают волнующие поэта мысли и чувства. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения, его речь то звучит грустно - лирически, то наполнена негодованием. Поэт подбирает слова, наиболее сильно выражающие его чувства («известной подлостью прославленных отцов»).

Стихотворение «Смерть поэта», разошедшееся в тысячах рукописных экземпляров, произвело огромное впечатление на читателей. Если придворное общество во главе с царём, расценивая его как «воззвание к революции», поспешило расправиться с дерзким поэтом, то вся передовая часть дворянства и разночинной интеллигенции целиком разделяла чувства Лермонтова. Один из современников так передаёт впечатление, произведённое на него и его товарищей стихотворением «Смерть поэта»: «Мы читали и декламировали его с беспредельным жаром... Мы волновались приходили... в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах».

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА
В конце XVIII века в одной из частей Павловского парка, где позже так будет любить гулять Пушкин, архитектор Бренна создал площадку муз и Аполлона. В центре круга стоит Аполлон. Как лучи солнца от круга расходятся дорожки. У начала каждой из них музы. Среди них музы, прямо связанные с жанрами литературы, которые чтил, расширял и совершенствовал великий Пушкин.
Вот Полигимния - муза торжественных песнопений. Она строга и благородна. В ее жестах Пушкин уловил энергию порыва и благородство.
Гимн - это литературный жанр, который берет свое начало еще в а нтичности. Этим торжественным жанром начинает Пушкин свою поэму "Медный всадник".
Гимн прославляет великий град Петра, он рожден восхищением поэта перед северной столицей. В строках гимна мощь и величие.
Но не только для прославления великого Петербурга прибегает Пушкин к жанру гимна. На его фоне особенно достоверно звучит рассказанная в поэме реальная история страданий и гибели простого человека.
В гражданской лирике Пушкина большую роль играл один из излюбленных пушкинских жанров - жанр стихотворного послания. Мы учили наизусть послание Пушкина "К Чаадаеву". В этом послании поэт соединил гражданские идеалы с интимными чувствами:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
В этом стихотворении интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как, например, у поэта-декабриста Рылеева. Напротив, гражданская доблесть становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединил два несовместимые раньше понятия: любовь к женщине и любовь к родине.
Это гражданское послание привлекает к себе дружескими обращениями: "мой друг", "товарищ". Это соединение в жанре послания гражданской и дружеской лирики - открытие Пушкина. Оно ощутимо и в другом гражданском послании поэта - стихотворении "В Сибирь".
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Цель этого послания - поддержать в Сибири близких, уважаемых им друзей (среди них Пущин). Но в стихотворении видно и желание поэта возвеличить гражданский подвиг декабристов - борцов за свободу народа, внушить читателям веру в торжество их дела.
В гражданской лирике поэта немаловажную роль играет и такой жанр, как памфлет - cтихотворение обличающего характера. Ранее уже говорилось о второй части стихотворения Пушкина "В деревне", где Пушкин обличает "невежества убийственный позор", "барство дикое", "рабство тощее". Заканчивается стихотворение в соответствии с законами жанра обращением и надеждой, что рабство падет:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Расширяют жанровый диапазон гражданской лирики эпиграммы - короткие стихотворения сатирического характера. Это и знаменитая эпиграмма "Сказки", о том, как царь обманывает народ, и многие другие.
Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
За ним и весь народ.
Их поэт писал десятками. Пушкин не щадил даже близких, уважаемых друзей, если надо было защитить родину и народ.
Вот, например, короткая эпиграмма на "Историю государства Российского" Николая Михайловича Карамзина:
В его "Истории" изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Безусловно, самые яркие патриотические чувства Пушкин выразил в таком жанре, как ода. Прежде всего, это ода "Вольность". Вслед Ломоносову и Державину используя жанр оды, Пушкин заявляет:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
…Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Как и Радищев, в своей оде поэт воспевает свободу. Но, в отличие от Радищева, Пушкин не верит в революцию, подчеркивает ее разрушительный характер. Жанр оды позволяет ему обратиться с "Поучением" - призывом к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Итак, от оды до эпиграммы простирается жанровый диапазон гражданской лирики поэта.

Приложения. Карточки для самостоятельного анализа.

На смерть князя Мещерского (1779)

Стихотворение написано в связи с внезапной смертью князя Мещерского-петербургского богача, хлебосола, хорошего знакомого Державина. Смерть князя дала повод Державину для рассуждений о ____________вообще. Итак, темой этого стихо-творения стало______________________________:

(процитировать)

В этом стихотворении рисуются космические картины Вселенной:______________________________________________________________________________________________________________

Державин рассуждает, размышляет о месте и роли человека в мироздании:_____________________________________________________________________________________________________________

Стихотворение «На смерть кн.Мещерского» можно отнести к _________________лирике, а по жанру-к элегии (от греч.elegos-жалоба, стихотворение-размышление, раздумье)

Державин «смешал и спутал все стили». Это видно и в данном стихотворении:

Слова и выражения Слова и выражения

высокого стиля низкого стиля

В стихотворении «На смерть кн.Мещерского» на меня произвели впечатление строки __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, тем, что_____________________________________________________________________________________________________________________

Властителям и судиям (1780)

Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи». Современники Державина знали, что во времена Французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. «Властителям и судиям»-смелое поэтическое переложение Державиным 81-го псалома (религиозная песнь).

Я думаю, гнев Екатерины II вызвали строки ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поэт обвиняет сильных мира сего в____________________________:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В эмоциональном порыве поэт угрожает царям:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В этом стихотворении нашла отражение гражданская и нравственная позиция поэта. Она состоит в том, что__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Фелица (1783)

Над державинской «Фелицей» Екатерина II несколько раз принималась плакать. «Как дура, плачу»,- сказала она княгине Дашковой, директору академии наук. Что же так растрогало царицу? Разберёмся в названии. Фелица-богиня счастья. Екатерина II для своего внука Александра написала сказку о царевиче Хлоре, в которой под именем Фелицы вывела себя. Державин в первой строфе оды излагает сюжет екатерининской сказки.

Основным приёмом композиции оды “Фелица” Даржавин избрал _________________, или _________________.Образу Фелицы в оде противопоставлены “_________________”. Облик императрицы идеализирован: ____________________________________________

Но в то же время не выведен сверхъестественным. Екатерина увидела себя _____________________, ______________________, но в пределах,

(какою?) (какою?)

человеку доступных.

до маленьких слабостей (____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________)

Державин выгодно сравнил её с окружающими вельможами и даже с собою: __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основой противопоставления является проблема выполнения гражданского долга перед государством. Мурзы в изображении Державина заняты _________________________________, Фелица же ________________________________________________________________________

Державин и здесь «смешал и спутал все стили»: вельмож он изображает _____________стилем, Фелицу-_______________,и этим нарушает классицистический жанр оды как высокий жанр.

Водопад (1791-1794)

Ода «Водопад» написана в связи с неожиданной смертью князя Потёмкина (05.10.1791) после окончания русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

В первой строфе Державин описывает водопад Кивач на реке Суне в окрестностях Петрозаводска.

Водопад-это не только пейзажная зарисовка, автор рассуждает о символичности водопада:

_______________________________________________________________________________________________________________________

В оде есть ссылки на исторические события и исторические личности: на Цезаря (смерть в Сенате от нескольких кинжалов сенаторов) _______________________________________________________________________________________________________________________;

на Велизария, византийского полководца, оклеветанного, посаженного в темницу, ослеплённого ______________________________________________________________________________________________________________________;

на Румянцева, вельможу екатерининских времён:________________________________________

Но главная часть оды посвящена Потёмкину, его заслугам перед отечеством и Екатериной ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтение этой оды навело меня на раздумья о ____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Памятник (1795)

Вольное подражание Горацию: Державин использовал мысль и отчасти форму оды 30, кн. III.

Тема этого стихотворения ___________________________________________________________

___________________________________________________________.

Поэт своей заслугой перед читателями считает_________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Державин в этом стихотворении писал о себе, что «…тем известен стал…», что мог «…истину царям с улыбкой говорить».

Что стояло за этой улыбкой Державина? Может, ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Евгению. Жизнь Званская. (1807)

Стихотворение обращено к Евгению Болховитинову, епископу, историку, литератору, составителю двух словарей русских писателей, приятелю Державина.

Званка-поместье на реке Волхов, в котором поселился Державин в октябре1803г., уйдя в отставку с государственной службы.

В первых строфах стихотворения умудрённый жизнью государственный деятель и поэт Державин озвучивает мысль о подлинных и мнимых ценностях. Среди подлинных ценностей поэт называет_____________________________________________________________________

Им противопоставлены мнимые: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

В стихотворении поэт подробно описывает незамысловатую сельскую жизнь: __________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Причастен ли лирический герой этому миру простых земных благ? Конечно, об этом он так пишет в строках____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

Удалившись от суеты светской жизни, поэт испытывает подлинное восхищение подлунным миром: ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

Державин чувствует тесную связь между земной и небесной жизнью:

__________________________________________________________________________________.

Находясь на покое, пик своей светской славы он воспринимал так:

__________________________________________________________________________________.

В стихотворении «Памятник» (1795) Державин уверен, что воздвиг себе памятник «чудесный, вечный». Спустя 12 лет поэт думает, что будет забыт он, «Не вспомнится нигде и имя Званки», но надеется, что кто-нибудь шепнёт о нём «вдали как тихий гром: Здесь бога жил певец,-Фелицы». Поставленные рядом, слова «тихий гром» говорят мне о ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Предварительный просмотр:

10 класс. Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР»

1. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» принято называть романом-эпопеей. Выделите признаки, подтверждающие справедливость этого определения.

а) введены элементы семейной хроники

б) большой объем

в) проблемно-тематическая энциклопедичность

г) показано значимое для всей нации историческое событие

д) показаны идейно-нравственные искания личности

е) в романе участвует огромное количество действующих лиц

2. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) название - изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

б) отражает многозначную художественную идею произведения

в) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром

д) война и мир - два противоположных понимания жизни

3. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?

а) роль в истории

б) простота и естественность

в) стремление к самоутверждению

г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок

д) истинный патриотизм

4. Разделите основных героев романа по принципу «естественность - неестественность», «жизнь - антижизнь».

М. И. Кутузов; Долохов; Борис Друбецкой; Наташа Ростова; старый князь; А. П. Шерер; Курагины; Денисов; Тушин; Сперанский; княжна Марья; Андрей; Жюли; Вера; Платон Каратаев; Анна Михайловна Друбецкая; Берг; Николай Ростов; Пьер

5. Кому из героев романа принадлежит метафорическая толстовская характеристика.
а) «беспокойный дурак» 1) Соня

б) «носит «синие очки» 2) Анатоль Курагин

В) «пустоцвет» 3) Берги

Г) «у них всё было совершенно 4) Борис Друбецкой

так же, как у всех...»

6. Кому из героев романа соответствует следующая постоянная портретная деталь?

а) «мраморные плечи» 1) княжна Марья

б) «лучистые глаза» 2) Сперанский

в) «белая рука» 3) Наполеон

г) «жирная волосатая грудь» 4) Элен

д) «вздернутая губка с усиками» 5) княжна Лиза

7. С какой целью Л. Н. Толстой вводит в роман образ купца Ферапонтова?

а) осудить скупость и бездеятельность купца

б) подчеркнуть глубину чувства патриотизма, охватившего весь народ

в) показать типичность купеческого сословия

8. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) оставить наскучивший высший свет

в) найти «свой Тулон» и прославиться

г) продвинуться по службе

9. Какое значение на пути исканий князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?

а) пришел к пониманию Бога

б) понял, что стремление к славе суетно и ничтожно

в) пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни

г) пережил разочарование в своем кумире

10. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека

б) не хотел компрометировать Наташу

г) хотел расспросить Курагина о замысле.похищения

11. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?

А) не хотел осложнять отношения с отцом

б) хотел проверить Наташу

в) не был способен принять окончательное решение

Г) не сумел до конца понять Наташу

12. С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею

б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам

в) изобразить сцену солдатского быта

г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия

13. Что открывается князю Андрею перед смертью?

а) идея всепрощения

б) идея непротивления злу насилием

в) смысл жизни

г) понятие об истинной любви

14. Что помогло Наташе «воскреснуть» после тяжёлой болезни, связанной с побегом с Анатолем Курагиным?

а) время притупило силу страданий

б) Наташа смогла простить себя

в) в ее любви и заботе нуждалась больная мать

15. Какие черты характера Наташи проявились в трагические минуты отъезда из горящей Москвы?

а) наивность и беспечность

б) неспособность противостоять сиюминутным порывам

в) истинный патриотизм

г) желание жить одним днем

16. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?
а) стремился защитить поруганную честь жены
б) боялся показаться смешным в глазах света
в) отстаивал свое человеческое достоинство

г) в гневе принял опрометчивое решение

17. Что постиг Пьер с помощью Платона Каратаева?

а) человек может быть внутренне свободен независимо от внешних обстоятельств

б) радость любви ко всему, что его окружает

в) понял, что мир нужно воспринимать просто и естественно

г) нужно жить одним днем

д) тщетность усилий мысли и воли перед лицом общих законов бытия

18. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?

а) занимает важный государственный пост

б) становится членом тайного политического общества

в) живет интересами хозяйства и семьи
г) уезжает за границу

19. В чем заключается символический смысл сна Пьера о водяном глобусе?

а) взволнованное состояние Пьера

б) философские взгляды Толстого

в) образ Платона Каратаева

20. Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер - человек не военный, и его восприятие сражения более объективно

б) это необходимо для развития характера Пьера

21. С какой целью Л. Н. Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?

а) подчеркнуть склонность народа к бунту

б) показать неоднородность крестьянских масс

в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон

г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта

22. Что, по мнению Л. Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения?

а) продуманный план военных действий

б) талант военачальников

в) дух армии

г) численное превосходство войск

23. Какова роль пейзажа в описании сражения?

а) более точно передать обстановку боя

б) показать красоту мироздания в противоречии с войной

В) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы

Г) показать абсурдность войны

24. В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?

а) передает философские и христианские взгляды автора

б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха

в) образ - идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»

г) показать разнообразие крестьянских характеров

25. Почему Л. Н. Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы? Для автора

а) более важен определенный период истории

б) значима только справедливая освободительная война

26. Что Л. Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам?

а) поведение Тихона Щербатого

б) беспощадность Долохова («Брать пленных не будем...»)

в) великодушие Кутузова («...теперь их пожалеть можно»)

27. В чём смысл антитезы характеров Кутузова и Наполеона?

а) противостояние двух исторических фигур

б) показать, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

в) опровергнуть идею о ведущей роли личности в истории

г) развенчать традиционное романтизированное изображение Наполеона

д) проявление патриотических чувств автора

28. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Л. Н. Толстого?

а) гениальная личность, способная повести за собой массы

б) исторический процесс - движение «роевой истории»

В) народ - главная движущая сила истории

Г) фатум, высшая сила определяет ход истории

Д) случай, случайное стечение обстоятельств

29. В чём заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?

а) «принцип айсберга» - тайный психологизм

б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях

в) «диалектика души» - т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии

г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека

30. Почему сцена в Филях показана через восприятие девочки Малаши?

а) оригинальный, нетрадиционный взгляд на историческое событие

б) следование исторической правде

в) безыскусность детского взгляда

г) Л. Н. Толстой очень любил детей

Предварительный просмотр:

Вопросы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Доказать, что раскаяние, т.е. переворот в душе Раскольникова происходит только в конце романа.
  2. Совесть и разум Раскольникова. Почему разум так долго не сдается?
  3. «В теории ошибочка небольшая вышла», – говорит Свидригайлов Раскольникову. Какая и почему? Уход из жизни Свидригайлова.
  4. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Что связывало Мармеладова и Раскольникова?
  5. «А с ними-то что будет?» – кто это говорит и почему?
  6. Выбор Сони: «Оставьте меня! Оставьте меня одного!... Забудьте меня совсем… А теперь, когда любите меня, откажитесь…» Почему Раскольников не выдерживает одиночества?
  7. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил…» Почему именно к такому покаянию призывает Соня Раскольникова?
  8. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь счастлив был… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать…» Что надо было узнать Раскольникову?
  9. Хотел иметь «… свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником». Почему Раскольников так и не ощутил ни свободы, ни власти?
  10. Бунт Раскольникова. Почему и против чего?

Предварительный просмотр:

План анализа эпизода художественного произведения

Эпизод - относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

  1. Определите тему эпизода.
  1. Место эпизода в идейном замысле писателя.
  1. Границы эпизода.
  1. Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие, мысли, чувства).
  1. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
  1. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
  1. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

Предварительный просмотр:

Материал к зачету по литературе в 10 классе. I полугодие

Часть 1

1. Проанализируйте отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.

2. Проанализируйте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в выбранном вами фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.
  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Боже, какие есть прекрасные должности и судьбы! Как они возвышают и услаждают душу ! Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников .

Всё , что ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия : мужчины в длинных сюртуках с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках.

Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух, бакенбарды бархатные , атласные , черные как соболь или уголь , но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии .

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судиёй, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)

Кабанов (бросается к Катерине ). Катя! Катя!

Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!

Кабанов. Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!

Кабанов. Вы её погубили! Вы! Вы!

Кабанова (сыну ). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу .) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

Все кланяются.

Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены .)

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

“Нет, не забуду я твоего Андрея, - с грустью, идучи двором, думал Штольц. – Погиб ты, Илья: нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани… А там…школы, грамота, а дальше… Нет, перепугаешься ты зари нового счастья, больно будет непривычным глазам. Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти… и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты”. – Прощай, старая Обломовка! – сказал он, оглянувшись в последний раз на окна маленького домика. – Ты отжила свой век!

Что там? – спросила Ольга с сильным биением сердца.

Ничего! – сухо, отрывисто отвечал Андрей.

Он жив, здоров?

Да, - нехотя отозвался Андрей.

Что же ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

Нельзя!

Что ж там делается? – с испугом спрашивала Ольга. – Разве “бездна открылась”? Скажешь ли ты мне?

Он молчал.

Да что такое там происходит?

Обломовщина! – мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги хранил до самого дома угрюмое молчание.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют по своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обо’им её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

Часть II

  1. В чем своеобразие любовной (философской) темы в лирике А.С.Пушкина? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
  2. Согласны ли вы с мнением Ф.М.Достоевского: “Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы”?
  3. Почему М.Ю.Лермонтов называет свою любовь к родине “странной”? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
  4. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?
  5. В чем своеобразие раскрытия темы “маленького человека” в произведениях Н.В.Гоголя?
  6. Как решается проблема нравственного выбора в пьесах А.Н.Островского?
  7. Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского “Гроза”?
  8. Каково значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни? (По роману И.А.Гончарова.)
  9. В чем заключается многозначность названия романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”?
  10. Что такое “стихотворение в прозе”? (По произведениям И.С.Тургенева.)

1 вариант.

1. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?
А) «К другу стихотворцу» Б) «Мечтатель» В) «Воспоминания о Царском Селе»
2. Какие стихотворения А.С.Пушкина посвящены теме поэта и поэзии?
А) «В Сибирь» Б) «Памятник» В) «Пророк»

3. Основная тема поэмы «Медный всадник»
А) Противоборство личности и государства Б) Тема любви В) Тема верности «маленького человека»
4. Какую оценку Петру Первому даёт автор в поэме «Медный всадник»?
А) Пётр – великая личность Б) Пётр- деспот, тиран В) Двойственная оценка Петра
5. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы :

а) расширить представление о барской жизни б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

6. Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу :

а) сравнения б) антитезы в) дополнения г) взаимного исключения

7. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

а) книга б) рояль в) письменный стол г) халат д) трость

8. Кто из героев романа приближен к авторскому идеалу ?

а) Обломов б) Штольц в) Пшеницына г) Ольга Ильинская д) Захар

9. Кому симпатизирует И.Тургенев

а) революционерам-демократам б) разночинцам в) либералам г) монархистам

10. И.Тургенев написал

а) «Записки врача» б)»Записки на манжетах» в) «Записки охотника» г) «Записки из мертвого дома»

11. Роман «Отцы и дети» был посвящен :

а) Н. Чернышевскому б) Н.Некрасову в) Н.Добролюбову г) Д.Писареву д) В.Белинскому

12. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) Ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

в) борьба между либеральными монархистами и народом

13. К какому сословию принадлежит Е.Базаров?

а) крестьяне б) мещане в) дворяне г) разночинцы

14) В каком из произведений Гоголя есть «Повесть о капитане Копейкине»?

А) «Шинель»; Б) «Ревизор»; В) «Мертвые души»; Г) «Невский проспект»;

15) Этот герой стреляется с Печориным в повести «Княжны Мэри» из романа «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтова:

А) Максим Максимыч; Б) Азамат; В) Грушницкий; Г) Вернер;

2 вариант.

1. Катерина признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

а) страх перед свекровью б) чувство стыда

в) желание искупить вину перед Богом и муки совести г) желание уехать с Борисом

а) расставание Катерины с Тихоном б) признание Катерины перед жителями города в неверности

в) встреча с Борисом г) прощание с Борисом д) сцена с ключом

3. Определите сюжетную основу романа «Обломов»?

а) отношения Обломова с крепостными б) описание дружеских отношений Обломова и Штольца

в) история любви Ильи и Ольги г) история любви Обломова и А.М. Пшеницыной

4. Что мешает Обломову быть деятельным человеком ?

а) бедность б) болезнь в) отсутствие цели г) воспитание и закономерности жизни

5. Какова роль вступления к поэме «Медный всадник»?
А) представлен один из ликов Петра Первого – человека и государственного деятеля
Б) Описана история любви Евгения и Параши В) Описана жизнь Евгения
Г) Описано противостояние Евгения и Петра

6. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова явилось ответом на убийство А.С.Пушкина?
А) «Поэт» Б) «Дума» В) «Смерть поэта»
7.Назовите основной мотив в лирике М.Ю.Лермонтова
А) Зависть Б) Свобода В) Одиночество Г) Усталость

8. Какое произведение сделало М.Ю.Лермонтова знаменитым?
А) «Парус» Б) « Герой нашего времени» В) «Смерть поэта»

9. Основной порок общества в повести «Нос»
А) Лицемерие Б) Чинопочитание В) Подхалимство

10.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

11.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

В)романа И.А.Гончарова «Обломов» Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

12. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное Б)Заманиловка В)Марьино Г)Отрадное

13. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А) А. С. Пушкин Б) Н.В. Гоголь В)И.А.Гончаров Г) А.Н. Островский

а) непонимание роли народа в освободительном движении

б) нагилистическим отношением к культурному наследию России

в) преувеличении роли интеллигенции в освободительном движении

г) отрывом от какой-либо практической деятельности

15. Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности :

а) любовь к Одинцовой

б) разрыв с Аркадием

в) спор с П.П. Кирсановым

г) посещение родителей

Часть II

1) Назовите профессию Евгения Базарова.

А) Доктор; Б) Пахарь; В) Учитель; Г) Продавец.

2) Какую из центральных улиц увековечил Гоголь в своем произведении:

А) Невский проспект; Б) Васильевский остров; В) Марьина роща; Г) Тверская – Ямская.

3) Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару; Б) Катерину; В) Тихона; Г) Кулигина

4) Статью «Темное царство» о пьесах Островского написал:

А) Ленин; Б) Белинский; В) Чернышевский; Г) Добролюбов.

5) Одного из этих героев нет в драме Островского «Гроза»:

А) Дикой; Б) Тихон; В) Кулигин; Г) Гриша Добросклонов.

А) Пушкин; Б) Лермонтов; В) Державин; Г) Ломоносов.

7) Роман «Евгений Онегин» заканчивается:

А) смертью Онегина; Б) свадьбой Онегина; В) разговором Онегина с Татьяной; Г) арестом Онегина;

8) Как решается конфликт между Ленским и Онегиным?

А) через суд; Б) на дуэли; В) полюбовно; Г) путем выплаты компенсации.

9) Именно в этой части романа «Герой нашего времени» встретился Печорину слепой мальчик:

А) «Бэла»; Б) Фаталист; В) «Княжна Мэри»; Г) «Тамань».

10) Каков исход дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым («Отцы и дети»)?

А) убит Базаров; Б) ранен Павел Петрович; В) ранен Базаров; Г) убит Павел Петрович.

11) Одно из этих произведений Пушкин не писал:

А) «Гробовщик»; Б) «Портрет»; В) «Выстрел»; Г) «Пиковая дама».

12) Трехсложный размер с ударением на первом слоге называется:

А) Ямб; Б) Хорей; В) Анапест; Г) Дактиль.

13) Издателем и редактором этого журнала был А.С. Пушкин:

А) «Московский телеграф»; Б) «Северная пчела»; В) «Современник»; Г) «Библиотека для чтения».

14) Одна из повестей Гоголя называется так же, как самая важная вещь, утерянная главным героем:

А) «Ключи от квартиры»; Б) «Паспорт»; В) «Брюки» Г) «Шинель».

15) Любимую женщину И.С. Тургенева звали:

А) Полина Виардо; Б) Наталья Гончарова; В) Марина Влади; Г) Любовь Менделеева;

16) Где, по утверждению Пушкина, проходила «ярмарка невест», куда везут Татьяну в романе «Евгений Онегин»:

А) Москва; Б) Петербург; В) Иваново; Г) Париж;

17) Как звали Коробочку?

А) Анна Григорьевна; Б) Настасья Филипповна; В) Настасья Петровна; Г) Прасковья Федоровна;

18) У кого из этих помещиков Чичиков так и не купил мертвые души?

А) Собакевич; Б) Ноздрев; В) Коробочка; Г) Манилов;

19) Роман Тургенева «Отцы и дети» посвящен:

А) Белинскому; Б) Чернышевскому; В) Добролюбову; Г) Некрасову;

20) Женщина с таким именем не встречается на страницах романа Лермонтова «Герои нашего времени»:

А) Бэла; Б) Вера; В) Мэри; Г) Надежда;

21) Сюжет «Мертвых душ» был подсказан Гоголю:

А) Жуковским; Б) Пушкиным; В) Белинским; Г) никем;

22) Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное В)Марьино

Б)Заманиловка Г)Отрадное

23) Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой В)И.А.Гончаров

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

24.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

Предварительный просмотр:

А лкогóль
анáлог
апострóф
асимметри́я
афéра

Б аловáть, балóванный
бáрмен
блоки́ровать
бомбардировáть
бюрокрáтия

В аловóй
вéрба
вероисповéдание
включи́ть, включи́шь
водопровóд

Г азопровóд
гастронóмия
гéнезис
гéрбовый
гренки́ (и грéнки)

Д вою́родный
дефи́с
диспансéр
договóр, договóры
досу́г
дремóта

Ж алюзи́

З ави́дный, зави́дно
завсегдáтай
задóлго
заи́ндеветь
заку́порить
занятóй (человек)
зáнятый
заржáветь
звони́т, звони́шь
знамéние

И збалóванный
и́здавна
и́конопись
инáче
и́скра
исчéрпать

К аталóг
каучу́к
кáшлянуть
квартáл
кладовáя
крапи́ва
краси́вее
кремéнь
кулинáрия (и кулинари́я)

Л óмоть (и ломóть)
лососёвый

М áркетинг
мастерски́
медикамéнт
мéльком (и мелькóм)
мизéрный (и ми́зерный)
мусоропровóд
мышлéние

Н адóлго
намéрение
наркомáния
нефтепровóд
новорождённый
нормировáть

О беспéчение
облегчи́ть
ободри́ть
оптóвый
осуждённый
отчáсти

П артéр
пиццéрия (и пиццери́я)
предвосхи́тить
премировáть
прибы́вший
придáное
призы́в
приобретéние
псевдони́м
пулóвер

Р аку́шка (и рáкушка)
рáпорт
ржáветь (и ржавéть)

Р акушка
рапорт
ржаветь

С вёкла
сиротá, сирóты
соболéзнование
созы́в
сосредотóчение
столя́р

Т амóжня, тамóженник
танцóвщица
торт, тóрты
ту́фля

У вéдомить
углуби́ть, углублённый
украи́нский, украи́нец
упрóчение
усугу́бить (и усугуби́ть)

Ф акси́миле
фенóмен
фети́ш
фóрзац

Х вóя
ходáтайство
хозя́ева
христиани́н

Ц емéнт
цепóчка

Ч éрпать

Ш офёр, шофёры

Щ авéль

Э кспéрт, экспéртный

Предварительный просмотр:

Тест «Средства выразительности. Теория» Вариант №1 для 10 класса

1. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:

1) умолчание
2) параллелизм
3) эллипсис
4) бессоюзие

2. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению?

1) риторическое обращение
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) умолчание

3. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это...

1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм

4. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей - ...

1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм

5. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями - ...

1) парцелляция
2) умолчание
3) бессоюзие
4) эллипсис

6. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи - это...

1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора

7. Стилистическая фигура - повторение того же самого слова или оборота на конце нескольких очередных предложений, строк, абзацев - ...

1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора

8. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.

1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция

Тест «Средства выразительности. Теория» Вариант №2 для 10 класса

1. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?

1) гипербола
2) аллегория
3) литота
4) восходящая градация

2. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:

1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора

3. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах:

1) сравнение
2) аллегория
3) метафора
4) метонимия

4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора

5. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:

1) метафора
2) литота
3) олицетворение
4) эвфемизм

6. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон

7. Художественное, образное определение - это...

1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) олицетворение

8. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:

1) литота
2) нисходящая градация
3) метафора
4) гипербола

Тест «Средства выразительности. Теория» Вариант №3 для 10 класса

1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?

1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) лексический повтор

2. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора

3. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:

1) гипербола, литота
2) анафора, эпифора
3) антонимы, синонимы
4) метонимия, синекдоха

4. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту:

1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет

5. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это...

1) пословица
2) цитата
3) поговорка
4) афоризм

6. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:

1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма

7. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля:

1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) индивидуально-авторские слова
4) термины

8. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.

Выстрел, прозвучавший 27 января 1837 г. на Чёрной речке громким эхом отозвался по всей России. Убит величайший поэт России. Родившееся немедленно после смерти Пушкина стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стало обличением и непосредственного убийцы, и всего светского общества, способствовашего такому развитию событий. Гибель поэта глубоко потрясла Лермонтова, ведь буквально в эти дни он собирался лично встретиться и ближе познакомиться с великим поэтом.

Стихотворение нашло горячий отклик в сердцах людей, оно переписывалось, расходилось в сотнях списков. Такая реакция встревожила царя, последовала незамедлительная высылка Лермонтова на Кавказ, были наказаны многие из тех, кто популяризировал эти стихи.

Тема конфликта

В порыве отчаянного негодования родилось это произведение. Здесь была написана вся правда об истинных причинах гибели Пушкина, та, которую боялись, опасались сказать вслух и его близкие -Дантес лишь инструмент в руках хитрого и могущественного мастера. По всему стихотворению красной нитью проходит тема конфликта поэта и общества. Как фамусовское общество отторгает Чацкого с его правдолюбием, отрицанием лести и низкопоклонства, так и высший свет отрицает Пушкина. Вынужденный жить по законам ненавистного ему общества, поэт одинок. В этом мире, которому он чужд, его ждёт смерть.

Ссора Пушкина и Дантеса, дуэль и смерть поэта - закономерный итог его жизни в обществе. В нескольких кратких фразах даёт автор чёткую характеристику участникам драмы. Всего пара фраз и мы видим перед собой образ Дантеса, пустого и хладнокровного убийцу. Действительно, «не мог понять... на что он руку поднимал». Это так. И не понимал до конца своей жизни. По воспоминаниям современников, до конца жизни Дантес представлялся многим русским гостям Франции как «тот самый Дантес, который убил вашего Пушкина». Большинство людей с возрастом мудреет, у этого же человека процесс шёл, видимо, в прямо противоположном направлении.

Несколько строк, в которых обращается Лермонтов к тем, кто распускал грязные сплетни о его жене, за спиной поэта раздувал назревавший конфликт, а теперь лицемерно поют ему хвалы, полны негодования и презренья. Нисколько не смущаясь, грозит он им грозным судом и неминуемым наказанием. Удивление и недоумение сквозит в строках, касающихся Дантеса. Как, почему русские дворяне, цвет общества, смогли стать на сторону иностранца, который особо и не скрывал своего презрения ко всему русскому, к нравам, культуре.

Структура произведения

Начало стихотворения изложено четырёхстопным ямбом. Далее оно переходит на свободный 4-6-стопный ямб, характерный для лирики Лермонтова. Построение можно назвать сложным и простым одновременно. Здесь присутствуют стилистически завершённые по форме фрагменты, подчинённые одной общей идее. Можно без труда выделить три самостоятельные части.

Гибель поэта, как закономерный итог конфликта со светом - это первая часть. Вторая часть несколько отличается. Главная тема элегия, скорбь о раннем уходе гения. Здесь чувствуется личная боль и любовь автора, наиболее отчётливо отображается образ Пушкина. И, наконец, третья часть, последние шестнадцать яростных строчек, призывающих к отмщенью.

Главная идея стихотворения - протест автора против позиции общества, ставшего на сторону преступника, равнодушной к потере гения. Восстание против устаревших пониманий на положение всех людей в обществе автор соединяет с гибелью Пушкина, как противника этих взглядов высшего общества.

 

Возможно, будет полезно почитать: